«НЕПОДВИЖНЫЕ ПАССАЖИРЫ» по пьесе Филиппа Жанти
постановка - Филипп Жанти, Мэри Андервуд
Пусть это не самый сильный спектакль этого режиссёра - я всё равно других не видела и сравнивала «Неподвижных пассажиров» не с ними, а, скорее, со вчерашним опусом Кастеллуччи. Пусть у Жанти действие затянуто, а из песни Кастеллучи слова не выкинешь - мне всё равно такой театр дороже всех постмодернистских штучек-дрючек: в эти игры я уже наигралась. После брутального богословия Кастеллуччи апокалипсис Жанти ласкает слух и зрение. По мне, его спектакль - чудо, ради которого ходишь в театр.
Здесь всё играет и всё превращается: пространство, время, материя, цвет, линия, звук, слова, жесты. Ты не знаешь, что случится в следующую секунду, и даже представить себе не можешь, как они это делают. Прошла уже половина действия (лучшая половина), а я ещё не понимала, о чём это (а названия спектакля, особенно в первой его части, не понимаю до сих пор, наоборот - «подвижные в подвижном»!), но смотрела как зачарованная. Главного, как обычно, словами не расскажешь, а главное в этом спектакле - всё что угодно, кроме слов, и прежде всего картинка.
Сказка с первой секунды. На крошечном островке посреди океана зарождается жизнь, возникают люди, один другого чуднее, теснятся на пятачке, борются за место под солнцем, но... уживаются и держатся вместе. Семеро человек - число полноты и совершенства - заключают в себе всё разнообразие видов и характеров. Один, едва явившись на этот свет, торопится скорей продрать глаза, другой наоборот - пугается этой жизни и, когда бы мог, протиснулся бы обратно. Тут что ни шаг, то риск, сюрприз, чудо. Мир кажется маленьким клочком суши, а стихия природы - загадочной и всесильной. Время снимает, истончает или отшелушивает «одежды кожаные», глиняный Адам облачается в брючный костюм, воздвигает между собой и природой барьер цивилизации и чем дальше, тем азартнее заигрывается в её игрушки. По выжженной земле проложены дороги, разбросаны города; дома растут в высоту. Да что там по земле - человек поднялся в небо и празднует победу над земным тяготением. Ещё полчаса действия (как раз затянутого), и вся планета покрылась ошмётками мусора. Первобытные страхи забыты, а от былого удивления нет и следа. Вот разве что смерть - она всегда приходит внезапно, но и к ней люди выработали разные подходы: от ритуала до насмешки. Однажды в этот мир приходил необычный Младенец - весь светящийся. Всем была радость, всем тепло, все было двинулись за Ним, но… Он ушёл, и люди Его забыли.
Спектакль об эволюции человечества, о пройденном им пути. О том, как менялось соотношение человека и мира, как расширялась сфера влияния первого и отступала первозданная красота второго. Как человек из слабого, беспомощного, но сознающего свою беспомощность существа превратился в самоуверенного распорядителя пира, как гость возомнил себя хозяином, но остался легкомысленным играющим ребёнком. На протяжении всего спектакля персонажи щебечут на своём птичьем языке, местами отдалённо напоминающем французский (с вкраплением отдельных русских слов) и поют ангельскими голосами. И мы смотрим на них из такого прекрасного далека, из какого даже двухметровые дядьки-актёры кажутся почему-то (как же всё-таки они это делают?) миниатюрными кукольными фигурками. И благодаря этому спектакль Жанти, при всей его апокалиптичности, оставляет очень светлое чувство: как бы ни заигрывался человек, как бы ни заблуждался, в какой бы угол сам себя ни загонял - где-то есть Взрослый, Тот, Кто наблюдает за ним, и поэтому всё в надёжных руках. Вселенная живая, пульсирующая, дышащая, а жизнь бесконечна, и в худшем случае она возродится даже на пепелище.
В сети пока всего несколько фотографий, и то, на мой взгляд, ничего не передающих. К тому же, большинство из них в коричневой гамме, а мне, скажем, этот спектакль запомнился как синий. Максимального формата фотографии нашла
здесь.