Click to view
Посмотрел сегодня у Алексей Валерьевича его выступление "
про Рейхстаг и водружение знамени Победы". Не знаю, связано ли это как-то с нашим
с ним спором о первых знаменосцах, или он просто захотел выступить на эту тему. Так или иначе, но мимо я пройти не мог. Ответ написал и выложил прямо в блоге у автора. Он получился очень объемным - свыше 8 страниц печатного текста, которые пришлось разбивать на части. Из-за ссылок некоторые части его ЖЖ пометил, как подозрительные. Поэтому публикую мой ответ ему здесь, у себя:
ЭТО ЛИЧНО ИСАЕВУ! И ТОЛЬКО ЕМУ!
1. «обвинение советской системы, что она была построена на лжи» (6:06)
Алексей Валерьевич! Я советский человек! Родился в СССР, учился и закончил советскую школу. Вы не правы. Я лично, как раз, всегда в исторических спорах о событиях Великой Отечественной апеллировал именно к советской историографии, считая ее, в целом, объективной. Вопрос лишь к некоторым эпизодам этой войны, которые, за последние 10-20 лет были развенчаны, как недостоверные, не объективные или такие, которые подавались советской историографией в искаженном виде. Например, вопрос по 28 панфиловцах. Я знаю, сколько копий Вы лично сломали в спорах по этой теме, знаю с кем. И в данном случае, я на Вашей стороне. Борьба за историческую правду не имеет ничего общего с борьбой против советской историографии.
По поводу «замалчивания реальных героев». Извините, но говоря абсолютно честно, действительно, такое имело место быть. Вспомните судьбу майора Гаврилова из Брестской крепости. Когда Родина узнала о нем? Только после цикла радиопередач и книги Смирнова «Брестская крепость»! Когда ему вернули членство в партии, награды??? Только в 1956 году!!! Или это «уникальный» случай??? В защиту же советской власти скажу Вам так - героев Великой Отечественной было очень много. К сожалению, не о всех из них Родина вспомнила и в годы войны, и после нее. Это правда и вы это знаете.
По поводу «сложной судьбы Григория Булатова». А что, она была какой-то не такой? Вы не задавались вопросом, что ему не хватало, зачем он и сорокинцы все что-то писали, добивались, обращались на самый верх? И Плеходанов - командир полка вместе с ними! Знаете, то, что Вы сказали, это не слова историка, это слова адвоката. Адвоката для Егорова и Кантарии.
2. По поводу снимка Халдей (9:44). Алексей Валерьевич! Речь не про какие-то фото по водружению знамени, снятые после реальных событий (постановочные фото). Речь о том, что часть фото водружения знамени Победы имеет явные следы фальсификаций (ретуши). Кому это было нужно и зачем??? Это, например, фото фотокора газеты «Правда» В. Темина. Очевидная фоторетушь - размер знамени просто немыслимо огромный. Фото салюта в честь Победы на крыше Рейхстага с солдатами батальона под командованием С. Неустроева. Есть фото, где они салютуют и небо вокруг чистое, а есть фото, где они салютуют, а вокруг клубы дыма (
https://skaramanga-1972.livejournal.com/695586.html). Но главное не это. Главное то, что на фото присутствуют люди, НЕ ИМЕЮЩИЕ никакого отношения к водружению знамени Победы. Да, они штурмовали Берлин, но к водружению Знамени Победы они не причастны.
Фото фотокора газеты «Правда» В. Темина. Знамя нарисовано!
3. По поводу невозможности «водружения знамени в дневное время» (13:10). Если это так, то тогда ответьте, зачем к Рейхстагу отправляли бойцов для водружения? Того же самого Пятницкого, погибшего уже на его ступенях. Того самого Пятницкого, которого ваш «мощный» Зинченко «отодвинул», когда Неустроев пытался рассказать Жукову о том, кто первым шел водружать знамя. Об этом написал Василий Субботин в своем дневнике. И это факт. Про сорокинцев тоже. Зачем??? Вы же их имели ввиду, когда сказали про «каких-то смелых»??? Извините, но на войне есть такое слово - приказ, и слово «невозможно» его не отменяет. Вам напомнить, как немецкие десантники штурмовой группы Коха взяли бельгийский Эбен-Эмаль? Не слабенькая таки крепость была, не хуже Рейхстага, с весьма приличным гарнизоном (около 1200 чел. - прим.*) и артиллерией!
4. По знамени. « Максимум подняли на ступенях» (14:58). Если Вы, Алексей Валерьевич, апеллируете к документам, где у Вас «все бъется», что касается версии Егорова и Кантарии, то я хочу напомнить Вам и про другие документы. Например, описание боя за Рейхстаг за подписью Плеходанова.
Цитата из документа:
"Командир взвода разведки 1 стрелкового батальона лейтенант Кошкарбаев и разведчик взвода полковой разведки красноармеец Булатов в 14.30 водрузили знамя над рейхстагом"
Документ поступил в Государственный архив Республики Казахстан через посольство Республики Казахстан в Российской Федерации. Принят в личный фонд Рахимжана Кошкарбаева. Подлинник находятся в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦА МО).
Донесение начштаба 674 сп майора Жаворонкова. Цитата из документа:
"30 апреля .... В 14.25 1 стрелковая рота, 1 взвод 2-й стрелковой роты батальона капитана Давыдова при участии разведчиков полковой разведки ворвались в здание рейхстага с западной стороны и завязали бой на нижних этажах. Командиром взвода разведки ... лейтенантом Кошкарбаевым и разведчиком полковой разведки красноармейцем Булатовым в 14.30 было водружено знамя Победы над рейхстагом"
Вот вам ссылка -
https://skaramanga-1972.livejournal.com/857214.html. Там есть фрагменты из воспоминаний Алексея Плеходанов, сержанта Виктора Провоторова, Семена Сорокина (голос самого ветерана). И вот это тоже там есть:
Из воспоминаний Мелитона Кантарии:
«Утром 30 апреля увидели перед собой Рейхстаг - огромное мрачное здание с грязно-серыми колоннами и куполом на крыше. В Рейхстаг ворвалась первая группа наших разведчиков: В. Провоторов, Гр. Булатов. Они укрепили флаг на фронтоне. Флаг тотчас же заметили воины, лежавшие под огнем противника на площади».
5. По поводу «пробежки» Зинченко (19:30). Спасибо, насмешили, в контексте, «вот, если бы Плеходанов пробежался…». Знаете, как там у Бондарева в «Батальоны просят огня»? «Не дело комдиву в атаку ходить»! Поддерживаю! И еще. Момент, который Вы специально упустили, и который предшествовал «пробежке» Зинченко.
Из воспоминаний Алексея Плеходанова, командира 674-го стрелкового полка:
«29 апреля примерно в 22 часа 30 минут, меня вызвал на свой наблюдательный пункт, который находился в туннеле под железной дорогой, Шатилов и сказал:
- Товарищ Плеходанов! У Зинченко большие потери. Вести наступление одним батальоном Неустроева он не может. Говорит, что в этом батальоне осталось всего 75 человек. Так что придется штурмовать рейхстаг тебе. Подготовься к штурму. Неустроев будет тебе помогать.
По дороге на свой наблюдательный пункт, подвалами и через проломы в стенах домов, я пошел посмотреть, какова обстановка в полку Зинченко, можно ли рассчитывать на его помощь.
Полк Зинченко был действительно сильно потрепан. Оставшиеся в строю воины (их было немного) расположились в комнатах большого здания на берегу Шпрее. В одной из комнат я нашел Зинченко. Он стоял возле койки с нераскуренной трубкой во рту. Поздоровавшись, я спросил:
- Будем штурмовать рейхстаг? - Он крепко выругался и ответил:
- Чем я буду штурмовать? Остатками батальона Неустроева? Нет, дружище, валяй сам.
Я распрощался и ушел. Зная, что полк Зинченко в атаке участвовать не будет, а знамя Военного совета находится там, я сказал лейтенанту Сорокину и парторгу подразделения Виктору Правоторову, которые в это время находились при мне, чтобы они подготовили Красное знамя для водружения на рейхстаге».
Как Рейхстаг штурмовать, так некем, а как знамя водружать, можно и пробежаться? А чтобы, по-человечески, по правде и по солдатской совести, раз будет штурмовать соседний полк, так и знамя передать им. Но, нет! Ушлый мужик Ваш Зинченко! Не то, что Плеходанов с его разведчиками и самодельным знаменем!
6. По поводу «подняли на куполе 2 мая» (36:05). Нужно, все-таки, было сказать, что его ПЕРЕНЕСЛИ с крыши здания на купол 2 мая.
7. По поводу «у каждого знамени стоял свой номер у древка. Знамя Победы, и которое потом везли в Москву, там номера нет и оно уже. И кто-то отрезал нижнюю часть с номером 5 у древка» (37:30)
А на фото подлинного знамени Победы мы видим отрезанную нижнюю часть, НО НЕ У ДРЕВКА! «… в 1960 году, исчерпывающее объяснение дал младший сержант Мелитон Кантария, который вместе с младшим лейтенантом Алексеем Берестом и сержантом Михаилом Егоровым водрузил его на Рейхстаге: «ЭТО КОГДА ЛЕЗЛИ, ЗАЦЕПИЛИ ЗА ПРУТЬЯ КУПОЛА И ОТОРВАЛИ…» (
http://mospravda.ru/2020/05/01/150710/). Но это же откровенное вранье! Полоска оторвана ровная, аккуратная. Это на память оторвали! И не от знамени № 5, иначе бы это было кощунством, надругательством над воинским символом, а от самодельного знамени разведчиков лейтенанта Семена Сорокина! Взять частичку штурмового флага на память - не зазорно! Сам Семен Сорокин по этому поводу сказал (и это есть на магнитофонной записи):
«…Клочок, вот что сейчас в музее есть, есть клочок оторванный. То несколько человек взяли на память. Но никто его не сохранил. А вот там, где сшито, это было от перины. Этот клочок и все…»
Мелитон Кантария и Михаил Егоров со Знаменем Победы, которое было водружено ими над Рейхстагом. Нижний край под надписью "79 С.К. 3 У.А. 1 Б.ф" оборван
Куда же «делось» знамя № 5? На этот вопрос ответ дал Григорий Киселев - автор книги «Неудобная правда о взятии рейхстага»: «Георгий Константинович знал, что знамя № 5 было утрачено (еще утром 1 мая его уничтожили гитлеровцы, поднявшиеся на крышу рейхстага) и по решению политотдела 3-й УА из самодельного флага разведчиков 674-го СП было изготовлено знамя Военсовета на даче Геринга. При этом присутствовали комдив В. М. Шатилов, начпо М. В. Артюхов, наименование дивизии, серп, молот, звезду и «5» вывел старшина Ф. К. Ковшиков. Предварительно полотнище укоротили на треть, т. к. флаг лейтенанта С. Е. Сорокина было 180х120 (укоротили неудачно)».
По поводу могли - не могли немцы быть на крыше Рейхстага 1 мая, я Вам уже писал. Напомню:
«Алексей Валерьевич, Вы же прекрасно знаете, что 1 Мая в Рейхстаге еще шел бой. Про контратаку из подвала Вы как-то скромно сказали. А я, по этому поводу, лучше процитирую вот это:
"Кругом дым, дым, дым. Он колыхался в воздухе черными волнами, обволакивал непроницаемой пеленой залы, коридоры, комнаты. Лишь незначительная часть дыма выходила наружу. На людях тлела одежда, обгорели волосы, брови, спирало дыхание. Когда нас из Рейхстага чуть не выбили, мы задержались на последних метрах, там внутри. Его подожгли: левая часть горела. У нас 12 раненых сгорело и задохнулось там. Обстановка была критическая", - рассказал Василий Устюгов.
Бой продолжался до позднего вечера. Только после подхода подкрепления советским подразделениям удалось загнать немцев в подвал Рейхстага"
Устюгов - один из тех, кто штурмовал Рейхстаг. И этот фрагмент достаточно красноречиво говорит о том, могли или не могли немцы быть утром 1 Мая на крыше Рейхстага».
8. По поводу «их заказали заранее в швейных мастерских» (37:58) и по поводу «атласных перин» (39:57).
Алексей Валерьевич! Удивительное совпадение! Именно знамя № 5 было сшито из двух кусков красной материи, точно, как и самодельное знамя разведчиков Сорокина! Шов на знамени Победы прекрасно виден! Совпадение, правда??? И цельного куска материи для знамени № 5 не нашлось? Вот она «конспирология» в чистом виде! Как, видимо, и воспоминания Алексея Плеходанова - командира 674 стрелкового полка по поводу «атласных перин»:
«Зная, что полк Зинченко в атаке участвовать не будет, а знамя Военного совета находится там, я сказал лейтенанту Сорокину и парторгу подразделения Виктору Правоторову, которые в это время находились при мне, чтобы они подготовили Красное Знамя для водружения на рейхстаге.
Разведчики обрадовались, заволновались. Вскоре раздобыли где-то перину и привели двух пленных генералов. Здесь же, на наблюдательном пункте, перину выпотрошили. Кто-то принес нечто похожее на древко. Подстругали его кинжалами. Знамя получилось грубоватым, но зато прочным и большим. Вручив Красное Знамя разведчикам, я поставил задачу водрузить его на крыше, у скульптурной группы».
Немецкая перина, Алексей Валерьевич, таки была и это факт! Неоспоримый!
9. По поводу «конспирология, в основном, разводилась вокруг воспоминаний … и Зинченко и Плеходанов написали итоговые оперативные сводки…» (41:00)
«Вы песен хотите? Их есть у меня»! Из книги командира 1-го стрелкового батальона 380-го стрелкового полка 171-й стрелковой дивизии Константина Самсонова «Штурм Рейхстага»:
«Штыками и гранатами пробивали себе путь к куполу здания полковые разведчики Егоров и Кантария.
Знамя они несли поочередно, и фашисты, видимо, поняли, что они выполняют важное задание. Трижды враг бросал в них фаустпатроны. Однако знаменосцы укрывались то за каменными колоннами, то во-время отходили вниз по лестнице. На третьем этаже путь Егорову и Кантарию был прегражден огнем снайпера. Он залег за сваленными в кучу столами и креслами, и стоило только разведчикам шевельнуть рукой или ногой, как в стену, у которой они присели, тут же впивалась пуля.
- Вот что, Мелитон, - сказал Егоров, - держи знамя, а я немца уложу гранатой.
- Что ты, - усомнился Кантария, - разве на такое расстояние можно бросить гранату?
- Когда нужно - можно. Держи знамя.
Егоров вынул предохранительную чеку из гранаты и с силой бросил ее. Раздался взрыв.
- За мной! - крикнул Егоров.
Важно было преодолеть несколько ступенек лестницы, чтобы уже выйти из зоны снайперского огня.
- Эй, кто там? - крикнул кто-то снизу.
- Мы, разведчики! - крикнул Кантария.
По лестнице с ротой поднимался старший сержант Сьянов.
Восемь раз еще пришлось Егорову и Кантарии вступать в бой с врагом, и каждый раз им на помощь приходили солдаты из роты Сьянова.
В 14 часов 25 минут Егоров и Кантария достигли купола здания и укрепили на нем знамя, бережно расправив его складки. Потом обнялись и крикнули сверху:
- Знамя Победы над рейхстагом установлено!
- Знамя Победы над рейхстагом!
Весть эта с быстротой молнии облетела сражающиеся батальоны. Она еще более подбодрила каждого из нас, вдохновила на новые усилия»
... а потом они станцевали лезгинку на глазах у изумленных нацистов и выпили по бокалу шампанского за Победу! Да, так и было! И никакой конспирологии!!!
Далее, что там написал Зинченко меня, в контексте нашего спора, не особо интересует, а, вот, что написал Плеходанов - да. В п. 4 я упомянул Вам два документа! Один из них Плеходанова, другой - нач. штаба 674-го сп майора Жаворонкова. И оба они говорят о том, что первыми были Кошкарбаев и Булатов. И что? А то, что не все так однозначно!
... в приведенном выше фрагменте из книги Самсонова есть фраза: «Когда нужно - можно». Так, вот, она напомнила мне один исторический анекдот:
«Фашисты наседают на наши позиции, бойцы Красной Армии отстреливаются из всех стволов. Вдруг пулемёт «Максим» у наших замолк и пулеметчик завопил истерично:
- Товарищ политрук, патроны кончились, отстреливаться нечем!
- Боец Камельков - но ведь вы же коммунист! Возьмите себя в руки.
… и пулемет застрочил с новой силой…»
10. По поводу судьбы Кошкарбаева (43:30). О! А как же так получается? Это же Вы мне написали 29 августа в 18:04:12:
«Интересный вопрос, попал ли реально в Рейхстаг вместе с "горсткой" Кошкарбаев» (
https://dr-guillotin.livejournal.com/217043.html?thread=21986771#t21986771).
На что я Вам, уважаемый Алексей Валерьевич, тогда ответил:
«Честно говоря, Вы первый, кто ставит такой вопрос. Извините, но доселе участие Кошкарбаева в группе разведчиков Сорокина еще никто не подвергал сомнению. По крайней мере, я об этом слышу впервые».
А далее, Вы мне:
«Вы, по ходу, тут много что нового узнали…»
… и я Вам:
«К сожалению, нет Алексей Валерьевич. Но для меня, действительно, было новостью узнать от Вас не о знамени, которое Сорокинцы водружали, а вот это: "Воткнул на лестнице полковой флажок". Ага, из двух кусков немецкой перины. Причем, знамя получилось тяжелое, и с трудом развивалось. Его потом существенно укоротили. Но это уже после взятия Рейхстага».
Согласитесь, по Кошкарбаему, это моя маленькая, но победа.
11. По поводу подлинного знамени Победы: «c самолета сфотографировали».
Если Вы про Знамя на Рейхстаге 1 мая 1945г. (снято около полудня с борта самолета). Автор - фотокор газеты «Правда» Виктор Темин. Фоторетушь! Знамя дорисовано! (
https://skaramanga-1972.livejournal.com/766790.html).
И здесь:
http://timemislead.com/zanimatelnaya-istoriya/znamya-pobedyi-gonki-fotokorrespondentov-2 12. По поводу «флага Кошкарбаева». «Скорее, это мог быть какой-то полковой флаг» (47:32).
Какой, Алексей Валерьевич??? Вам известен по документам «какой-то полковой флаг», который комполка Плеходанов поручал водружать??? Мне известен только один такой, и это не «полковой флаг»! Читаем у Плеходанова:
«Зная, что полк Зинченко в атаке участвовать не будет, а знамя Военного совета находится там, я сказал лейтенанту Сорокину и парторгу подразделения Виктору Правоторову, которые в это время находились при мне, чтобы они подготовили Красное Знамя для водружения на рейхстаге.
Разведчики обрадовались, заволновались. Вскоре раздобыли где-то перину и привели двух пленных генералов. Здесь же, на наблюдательном пункте, перину выпотрошили. Кто-то принес нечто похожее на древко. Подстругали его кинжалами. Знамя получилось грубоватым, но зато прочным и большим. Вручив Красное Знамя разведчикам, я поставил задачу водрузить его на крыше, у скульптурной группы».
Это флаг, как Вы, Алексей Валерьевич, выразились «из атласных перин». Настоящий! С боем водруженный! А не то, что Вы мне написали: "Воткнул на лестнице полковой флажок" (смотри п. 10).
Григорий Булатов. Это он был первым! Кадр из документальной хроники
На переднем плане красноармеец Григорий Булатов. Слева направо: парторг Виктор Правоторов, лейтенант Семен Сорокин (в кожаной трофейной куртке), Иван Лысенко, Степан Орешко (с фонарем на груди). Снимок сделан 2 мая 1945 года и был опубликован в первом издании «Воспоминания и размышлений» Г. К. Жукова без всякой подписи
p.s
Уважаемый Алексей Валерьевич! Откройте, пожалуйста, два части отправленного Вам ответа (Ваш ЖЖ их пометил, как подозрительные). Это для Ваших читателей.
В остальном же, хочу привести свои слова Вам:
"Я вижу, уважаемый Алексей Валерьевич, эта история Вас зацепила. Иначе Вы бы не тратили столько своего времени на какого-то блогера, как я. Оставайтесь при своем. Я же останусь при своем. И спасибо, за общение"
С большим к Вам уважением!