БЕЛЫЕ ПОГРОМЩИКИ (О ЕВРЕЙСКИХ ПОГРОМАХ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ) ПРОДОЛЖЕНИЕ-2

Sep 24, 2012 01:17


Я смотрю в жж Дюкова и Пыхалова прошла теме по красному "террору" ( http://pyhalov.livejournal.com/152957.html), кое-что интересное добавил коллега poltora_bobra ( http://poltora-bobra.livejournal.com/495078.html). Ну и я, продолжу в таком случае...

Начало читать здесь:

http://skaramanga-1972.livejournal.com/55306.html

http://skaramanga-1972.livejournal.com/56398.html

№ 328

Записка представителей еврейских общинных советов ряда областей, освобожденных Добровольческой армией, заместителю Верховного правителя России генералу А.И. Деникину с протестом против погромов

Позднее 30 июля 1919 г.
[Датируется по дате проведения.]

Записка Его Высокопревосходительству заместителю Верховного правителя от представителей Екатеринославской, Ростовской и Таганрогской еврейских общин

По мере передвижения на юго-запад Добровольческая армия, освобождая в победном шествии города и уезды от ига Советской власти, занимает места, населенные евреями. Истерзанное и измученное пытками красного террора еврейское население в подавляющем своем большинстве аполитично, жаждет порядка, законности и покоя. Принадлежа по экономической своей структуре к классу мелкой буржуазии (около 90% ремесленников и мелких торговцев, приблизительно 5% крупных торговцев и промышленников и только около 5% рабочих), еврейство с затаенным нетерпением ждало в лице Добровольческой армии избавителей от гнета пролетарской диктатуры. С восторгом встречало оно проходившие войска, готовое помочь им средствами и людьми.

К великому несчастью, еврейство обмануто в своих надеждах. Вместо возвещенных В[ашим] Высокопревосходительством] мира и законности, армия принесла с собой евреям грабежи и насилия со стороны солдат и в некоторых случаях неравное, недоброжелательное отношение со стороны властей.

Решившись сказать это В[ашему] В[ысокопревосходительству], мы твердо сознаем всю тяжесть ответственности, которую берем на себя, мы, избранные и ответственные руководители еврейства. Сказать это повелевает наш долг не только по отношению к еврейскому населению, но и к тому великому подвигу освобождения России, которое В[аше] Высокопревосходительство] на себя возложили. Мы понимаем, что при занятии отдельных поселений не могут не иметь места отдельные печальные случаи насилий и беззаконий. Но, к нашей скорби, почти во всех местах, куда приходила Добровольческая] армия, происходил и происходит в большей или меньшей мере систематический разгром еврейского населения. Особенно тяжелый характер приняли эксцессы в Екатеринославе, где на 4 улицах сплошь разгромлены все еврейские квартиры, изнасилованы сотни еврейских женщин и убито немало евреев. Погром продолжается. Погром продолжается и поныне. В Харькове и по сие время имеют место ежедневно десятки тяжелых случаев грабежа и насилий, носящие характер тихого погрома. В целом ряде мелких пунктов, как Авдеевка, Енакиево, Синельниково, Лозовая, Валки, Богодухов и т.д. имели место такие же явления.

Мы считаем долгом особенно отметить, что в некоторых местах представители власти принимают меры к обузданию черни, но их деятельность часто оказывается тщетной. Печатная пропаганда Освага и особенно некоторые распоряжения командного состава армии по отношению к евреям-добровольцам, офицерам и солдатам разжигают страсти в тесной массе и парализуют действия правильно понимающих свою задачу администраторов. В первый день прихода добровольцев на видном месте рядом с официальными приказами вывешиваются листки, натравливающие против евреев. Таковы листки под заглавием: «Рабочие-красноармейцы, всем... всем... всем» и пр. Даже в официальных своих бюллетенях Осваг ведет недопустимую антиеврейскую пропаганду (характерны в этом отношении сообщения из Херсона в № 7 и из Киева № 13 [В тексте документа разночтения в номерах бюллетеней Освага.]). Особенно вредным является отношение части командного состава армии к евреям-добровольцам. Наше юношество предлагает свою жизнь России, а его резко публично отталкивают. Собранный в Харькове отряд добровольцев, наполовину состоящий из евреев, был послан в сводно-стрелковый батальон. Под Золочевым отряд удачно выполнил боевую задачу, но в тот же день евреи были откомандированы к воинскому начальнику, а там отпущены впредь до мобилизации. Штаб 1-й пехотн[ой] дивизии возвратил в распоряжение штаба 1-го армейск[ого] корпуса принятых по мобилизации 13 офицеров-евреев и в официальной бумаге выразили просьбу вообще не присылать евреев-офицеров на пополнение частей его дивизии. Командир 2-го железнодорожного батальона откомандировал обратно в распоряжение заведующего] передвижением войск юнкера Шпунта как лицо иудейской веры, так как евреи на службу в железнодорожной части не допускаются. Харьковский военный начальник объявил в газетах, что офицеров иудейской веры берут на особый учет и [они] распускаются впредь до особого распоряжения. Такое отношение к еврейству клеймит его, позорит и ставит его в глазах темных масс вне закона. В[аше] В[ысокопревосходительство], мы не милости просим, а справедливости. В тот момент, когда мирная конференция включает еврейский народ в Лигу Наций[1], мы не можем мириться с мыслью, чтобы грабили наших братьев, насиловали наших женщин и дочерей, позорили наших юношей за то, что среди евреев имеются большевики. Законная кара да постигнет наших большевиков, но никто не должен посягать на мирное еврейское население, столь же ответственное за Троцкого и Стеклова, как русский народ за Ленина и Горького. От имени крупнейших общин освобожденной В[ами] области мы позволяем себе обратиться к В[ашему] Превосходительству] с просьбой, во имя провозглашенной В[ами] государствен [ной] программы, поднять свой голос против чинимых беззаконий.

В[аше] Превосходительство], не откажите в соответствующей декларации заявить русскому народу и армии, что нельзя делать ответственным весь еврейский народ за отдельных членов его - большевиков. Он так же неповинен, как, по В[ашим] словам, неповинна масса крестьянская за комиссаров и коммунистов. Мы просим В[аше] П [ревосходительство] официально подтвердить, что евреи, согласно законам Временного правительства, пользуются полным равноправием и никто не имеет права лишить этого перед законом. К нашим правам относится также право наравне с другими гражданами отдать свою жизнь за Россию, служа в рядах ее армии. Приказом по армии подтвердите, В[аше] В[ысокопревосходительство], это святое наше право. Авторитет В[ашего] имени велик и славен в народе и В[аш] голос будет услышан. Ваше слово внесет успокоение в народные массы, приведет к миру между отдельными частями населения и создаст те прочные позиции в тылу, которые столь необходимы Вам в дальнейшей борьбе за единую, великую Россию на благо всех населяющих ее народов.

ГА РФ. Ф. Р-1339. Оп. 2. Д. 20. Л. 32-32 об. Копия.
________________________________________

1. Вопрос о вступлении евреев в Лигу Наций ставился прежде всего американскими еврейскими организациями в период проведения Парижской мирной конференции.

№ 55

Запись представителями Харьковской еврейской общины свидетельства очевидца об эксцессах со стороны военнослужащих ВСЮР в м. Михайловка Лебединского уезда Харьковской губ. в июле 1919 г.

Не позднее 18 ноября 1919 г.

[Датируется по времени поступления документа в Редакционную коллегию]

Из материалов Харьковской еврейской общины
Поступило в Редакцию 5 ноября ст.с. 1919 г.

16 июня в Михайловку вступили добровольцы. Они ограбили все местное еврейское население, заходя почти во все квартиры, забирали платье, подушки, деньги и продовольственные припасы. Они также избивали еврейское население, терроризируя его. Комендант города наложил на еврейское население контрибуцию в 250 тыс. руб. Кроме того, он потребовал представить ему золотые часы, 2 заграничных чемодана, 2 пары дамских туфель № 39 [Имеется в виду размер туфель.], 2 пары чулок, 10 фунтов свечей, 5 фунтов перцу, 180 пудов муки, 1 пуд макарон, 1 пуд табаку и спичек. Ему были доставлены только 20 тыс. руб. и продукты. Вошедшая в Михайловку добровольческая часть перед уходом (она должна была смениться) потребовала от председателя еврейской общины Зельбета выдачи расписки, что еврейское население осталось довольно добровольцами и что добровольцы охраняли еврейское население. Это требование исходило от начальника гарнизона. Такую же расписку отобрали от ограбленных и избитых Лимина и Винницкого.

В Михайловке живет генерал Небогатов. Он отправился в штаб, чтобы своим вмешательством предотвратить дальнейшие эксцессы. 12-13 июля в Михайловке произошло следующее: председателя еврейской общины Зельбета и его жену избили до полусмерти, а затем солдаты окружили их и заставили держаться за руки, бежать из квартиры до церкви и кричать: «Бей жидов, спасай Россию».
Избиты также Якобсон (лежит в больнице), Иосиф с женой и детьми, старик Лившиц, Цукерман, старик Тирасполь с сыновьями, Исаак Горелик, Гуревич. Старика Коренблита, 80 лет, заставили танцевать и петь «Яблочко». Младшего Аршинова заставили целовать кобылицу под хвостом и пить из-под нее молоко. Все магазины в Михайловке разграблены. Все население бежало из Михайловки.

ГА РФ. Ф. Р-1339. Оп. 1. Д. 445. Л. 27. Копия.

p.s.

Вспомнилось вот это:

"- Вадим, ты никогда не спрашивал меня, я не требовала, не вмешивалась в твои дела… Я тебе верила… Но пойми, Вадим, милый, то, что ты думаешь, - неверно. Я давно, давно хотела сказать… Нужно делать что-то совсем другое… Не то, зачем ты приехал сюда… Сначала нужно понять… И только тогда, если ты уверен (опустив руки, от ужасного волнения она их все заламывала под столом)… если ты так уверен, что можешь взять это на свою совесть, - тогда иди, убивай…

- Катя! - зло, как от удара, крикнул Рощин. - Прошу тебя замолчать!

- Нет!.. Я говорю так потому, что безумно тебя люблю… Ты не должен быть убийцей, не должен, не должен…

Тетькин, не смея кинуться ни к ней, ни к нему, повторял шепотом:

- Друзья мои, друзья мои, давайте поговорим, договоримся…

Но договориться было уже нельзя. Все накипевшее в Рощине за последние месяцы взорвалось бешеной ненавистью. Он стоял в дверях, вытянув шею, и глядел на Катю, показывая зубы.

- Ненавижу, - прошипел. - К черту!.. С вашей любовью… Найдите себе жида… Большевичка… К черту!..

Он издал горлом тот же мучительный звук, как тогда в вагоне. Вот-вот, казалось, он сорвется, будет беда…"

Алексей Толстой "Восемнадцатый год"

Белые и красные, Евреи в годы Гражданской войны

Previous post Next post
Up