Решил дать несколько постов по вопросу о грамотности в Российской империи и образовании (прошу не путать эти два понятия).
Основной вопрос, который меня заинтересовал и ответ на который я хотел дать этим постом это - можно ли считать объективной и всесторонней ту статистику о грамотности крестьянства в Российской империи, которую мы видим в источниках царского периода?
Считаю, что нет! Грамотными тогда считали даже тех, кто лишь умел читать, но не писать. Таких, скорее, можно и долно считать полуграмотными, и никак иначе! Статистика же, грамотных и полуграмотных считала вместе.
Идем далее. Какой период времени обучались дети крестьян в Российской империи?
"Крестьянин ... пускает детей в школу только зимой; летом, в рабочую пору, ему нужны все дети, даже и маленькие, каждому найдется свое дело ... Больше трех зим крестьянин также не в состоянии посылать детей в школу. ... на третью зиму значительная часть школьников не приходит в школы" (Фрагмент 2).
Это правда, и в одном из своих постов я уже приводил соответствующие данные:
" ... о распределении учащихся в начальных школах России в 1911 году по продолжительности обучения.
В городах:
Процент учившихся в начальной школе 1-й год - 42,1%
Процент учившихся в начальной школе о 1 года до 3 лет - 47,55%
Процент учившихся в начальной школе более 3-х лет - 10,35% (!)
В деревнях:
Процент учившихся в начальной школе 1-й год - 43,4%
Процент учившихся в начальной школе о 1 года до 3 лет - 47,0%
Процент учившихся в начальной школе более 3-х лет - 9,6% (!)"
Источник: Рашин А.Г. "Население России за 100 лет (1811-1913 ГГ.)", Москва, 1956г.
"... в дореволюционной России преобладающая масса детей в возрасте старше 12 лет вовсе не училась в школах" (Источник тот же)
"Продолжительность учебного года в русской школе можно считать в 5 - 6 месяцев, а за все три зимы - 15- 18 месяцев ... За границей ... срок учения 8 лет при 10 месяцах занятий в году" (Фрагмент 2)
Что тут еще сказать?
... Хотя кое-что нужно еще добавить обязательно: "Школа, как она поставлена в настоящее время ... дает весьма малое количество грамотных учеников, которые нередко через 6 - 7 лет забывают читать и писать" (Фрагмент 6).
О как! Оно-то и понятно, для закрепления знаний нужна постоянная практика в чтении и письме, а откуда у крестьянина лишние деньги на книги, а тем более газеты?
Вот и приходится констаировать:
1. «В общем, грамотных среди крестьян было очень мало. Иногда в целом селении не оказывалось ни одного грамотного. Даже у удельных крестьян должности старшин и старост часто заполняли люди неграмотные. Школа не привила любовь к книгам, которые при этом было трудно достать крестьянам, и потому и лица, прошедшие школу, скоро забывали с трудом и в слабой степени усвоенную грамотность» (М. Сперанский «Начальная народная школа в Симбирской губернии», 1906 год, стр. 72.).
2. "Хотя за 45 лет (с середины 60-х годов XIX века по 1908-1913 гг.) грамотность сельского населения повысилась с 5-6 до 24-25% все же 3/4 населения деревни оставалось неграмотным" (Фрагмент 8)
А теперь изучаем подробнее...
Фрагмент 1
Круг предметов, который изучали учащиеся просто впечатляет! Куда уж советской системе обучения ... да ....
Источник:
Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 550
Прим* - для тех, кто не знает, что такое "начальное народное училище", привожу справку из Большого энциклопедического словаря:
"НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - в России до революции 1917 элементарные школы со сроком обучения от 1 до 4 лет. Различались по ведомствам, местностям, уставам, национальностям, религиям, источникам финансирования и т. п. (напр., приходские училища, церковно-приходские школы, школы грамоты, удельные, казачьи, инородческие). Наибольшее распространение во 2-й пол. 19 в. имели земские и городские начальные училища, а также одноклассные начальные училища Министерства народного просвещения. Имелось незначительное число начальных училищ повышенного типа: главные народные (основаны в 1786), уездные (1804), двухклассные начальные 1869); городские (по положению 1872), высшие начальные (1912) училища."
Фрагмент 2
Из книги Каптерева П. Ф «История Русской педагогии» 1915г.
Фрагмент 3
Источник:
Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 820
Фрагмент 4
Источник:
Ростовское на Дону уезд. земское собрание.
Постановления... Ростовского на Дону уездного земского собрания... : С прил. - Ростов-на-Дону, [1867]-1886. - 26.
IX очередного... сессии 10-14 сентября 1874 года с отчетами Ростовской на Дону уездной земской управы за 1873 г. - 1875. - 518 с. разд. паг., 5 л. табл
Фрагмент 5
Источник:
Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Саратовская губерния. - 1903. - VIII, стр. 600
Фрагмент 6
Источник:
Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Курская губерния. - 1903, стр. 775 - 776
Фрагмент 7
Источник:
Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 228 - 229
Фрагмент 8
Источник:
Рашин А.Г. "Население России за 100 лет (1811-1913 ГГ.)", Москва, 1956г.
В тему:
ГРАМОТНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ГРАМОТНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ДОПОЛНЕНИЕ) ВОЗВРАЩАЯСЬ К ВОПРОСУ ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...)