"Тигр", притаившийся в зарослях
Tunesien, Fahrzeug neben Panzer VI (Tiger I)
Под Курском
Прохоровка
Перекур
Russland, Panzer VI (Tiger I)
Под Харьковом
Под Харьковом
Под Харьковом
Под Бердичевым, Житомирская область. Ноябрь 1943г.
Операция "Цитадель"
Судя по "слонику" - это танк 502-го тяжелого танкового батальона
Ремонт в полевых условиях
«По утверждениям американского исследователя Вилбека танк "Тигр", хотя и начал разрабатываться еще в 1937 году, однако в серию был запущен, что называется "сырым", с кучей "детских болезней", и не прошедшим необходимых заводских и войсковых испытаний. Это приводило к многочисленным поломкам и отказам.
Так, командир 506-го батальона, потерявшего в сентябре 1943 года в районе Запорожья всего за 7 дней все свои 45 танков, майор Витинг (Whithing) среди других технических недостатков отмечает крайне неудовлетворительную внутреннюю связь в танке. Смотровые приборы устроены так, что легко повреждаются не только пулями стрелкового оружия, но и осколками от разрывов снарядов, в результате чего наблюдение из машины крайне затрудняется.
Это не мои измышленния, придуманные, чтобы хоть как то опрочить "Тигр". Это пишет командир 506-го батальона.
Никогда процент исправных танков в батальонах не поднимался выше 62 процентов, а в основном он составлял около 40 процентов. В процессе эксплуатации танка приходилось постоянно вносить улучшения и изменения. Как пишет Вилбек, трудно найти хотя бы сотню совершенно идентичных танков. Это приводило к большим затруднениям в снабжении запасными частями и ремонте машин. Наработка машины на каждый отказ была втрое ниже, чем у танка Pz.Kpfw. IV. Т.е. он выходил из строя по техническим причинам втрое чаще, чем танки старых типов. Отсюда на эксплуатацию Тигров налагались следующие ограничения (Источник- Tigerfibel. D 656/27.Herausgegeben am 1.8.1943. Generalinspekteur der Panzertruppen. H.Qu.den 1.8.1943):
а) Движение на марше следует осуществлять без резких изменений оборотов двигателя. Избегать развивать обороты более чем на 3/4 от максимальных. Избегать частых переключений передач и крутых поворотов. Избегать подъемов и спусков крутизной более 12-15 градусов.
б) Для Тигров необходимо выделять отдельные маршруты по улучшенным дорогам и применять все меры, чтобы колонна Тигров не должна была останавливаться, пропуская или объезжая другие машины. Особое внимание уделять обеспыливанию дорог, чтобы не засорять преждевременно воздушные фильтры.
в) Средняя скорость движения колонны Тигров в дневное время не должна превышать 10 км/час, ночью 8 км/час.
г) После каждого боевого применения или марша более чем 30-40 км выделять подразделениям "Тигров" не менее 2-3 недель для обслуживания машин и их восстановления.
Известный немецкий танкист Альфред Раббаль выразился коротко, но очень емко: "Один час эксплуатации Тигра требует десяти часов обслуживания". Разумеется, в боевой обстановке этими ограничениями нередко пренебрегали, но сами по себе они весьма показательны. Большая часть "Тигров" и была потеряна как раз вследствие невозможности придерживаться этих ограничений.
Вилбек приводит такой пример. 508-й батальон "Тигров" в январе 1944 года совершал 200-километровый марш от станции выгрузки к городу Анцио в Италии. Марш проходил по горным дорогам с твердым покрытием без воздействия со стороны противника. К Анцио из-за неустранимых поломок в трансмиссии и ходовой части не прибыло 27 из 45 Тигров, а одна машина на марше загорелась и взорвалась.
Он пишет, что при изучении американскими специалистами двадцати двух "Тигров" 508-го батальона, брошенных при отступлении в конце мая 1944 года из под Анцио, многие из них имели серьезные поломки ходовой части (крепление катков, амортизирующие элементы) и трансмиссии (особенно коробки передач). Это исключало какую либо буксировку вышедших из строя машин.
13 июня 1944 года при отходе этого же батальона к Риму вследствие неисправностей трансмиссий и невозможности эвакуации экипажам самим пришлось уничтожить тринадцать "Тигров".
После того, как союзники прорвали оборонительный рубеж "Густав", 504-й батальон при отступлении в период с 22 июня по 1 июля 1944 потерял 28 из 45 "Тигров". Из них один был подбит в бою и сгорел, два получили боевые повреждения и были брошены, а двадцать пять "Тигров" были уничтожены своими экипажами вследствие неустранимых на месте поломок, падения с мостов или с дорожных насыпей (вытаскивать их было нечем). То же самое произошло и при отходе на рубеж Готической линии в сентябре 1944. Экипажами было уничтожено одинадцать "Тигров".
Немецкие танкисты отмечали, что зимой в России набившаяся между катками грязь за ночь замерзала и лишала "Тигров" способности двигаться. При этом выбивание грязи из междукаткового пространства было невозможным из-за особенностей устройства ходовой части машины. Приходилось разводить костры по всей длине гусениц, чтобы отогреть грязь. Попытки преодолеть сопротивление замерзшей грязи обычно приводило к выходу из строя коробки передач.
8. Запасных частей и агрегатов для Тигров изготавливалось недостаточно, а уникальность большинства агрегатов и деталей исключала использование подобных от других марок танков. Высокие требования к качеству металла, точности и чистоте обработки исключали их изготовление или восстановление в полевых условиях и даже на предприятиях оккупированных областей. "Тигров" даже с не очень серьезными повреждениями и поломками приходилось отправлять для ремонта на заводы в Германию.
Вилбек в своем труде приводит характерный пример -18 февраля 1943 года в Северной Африке подорвался на английской мине Тигр 501-го батальона тяжелых танков. Кроме гусеницы вышло из строя направляющее колесо (на языке танкистов оно называется "ленивец"). Танк пришлось списать, поскольку в батальоне не было запасных ленивцев, а доставить в Африку или изготовить на месте оказалось невозможно. Этот танк был разобран на детали для восстановления других машин.
Он же пишет, что из 11 потерянных 501-м батальоном в Северной Африке Тигров только 3 были уничтожены непосредственно в бою, когда вследствие попадания в них снарядов они сгорели. Остальные семь явились результатом невозможности эвакуировать из-за отсутствия тягачей, и восстановить из-за отсутствия ремонтных средств и узлов. Причем, что любопытно - самым страшным врагом "Тигров" оказались мины. Все семь первоначально были остановлены минными полями, а над уже обездвиженными машинами издевалась английская противотанковая артиллерия.
Во время боев в Италии 508-й батальон в течение трех дней (23-25 мая 1944) потерял все свои 22 танка. И все они были добиты своими собственными экипажами. Часть танков в предшествующих боях получили боевые повреждения, часть имела неустранимые на месте поломки. Но все они были ремонтнопригодны. Не было запасных частей и тягачей, и когда командование группы армий С приказало начать отход от Анцио, то не отставалось ничего другого, как самим сжечь свои машины.
Такова оказалась цена не созданной инфраструктуры.
9. Сложность конструкции, большая металлоемкость и трудоемкость производства Тигров привели к тому, что германская промышленность оказалась не в состоянии производить их столько, чтобы восполнять боевые и технические потери, и одновременно наращивать их количество. Это привело к тому, что батальоны редко когда имели полное число исправных танков (45 машин). 3-и роты обычно существовали в тяжелых батальонах только номинально. В среднем, в батальоне насчитывалось от 4 до 22 танков. Даже для войск СС, обычно обеспечивавшихся вооружением в первую очередь, Тигров не хватало. Так 103-й тяжелый танковый батальон СС, сформированный к июлю 1943 года до начала 1944 года так и не мог получить свою матчасть. Его использовали как пехотный батальон против югославских партизан».
http://army.armor.kiev.ua/hist/tank_tiger.shtml
Под Курском. 1943г.
Парашютисты 2-й парашютно-десантной дивизии на «тигре» дивизии СС «Дас Райх». Удар на Радомышль, Житомирской области., конец 1943г.
Плановый ремонт танка «Тигр» 502-го тяжелого танкового батальона. 1942г.
Предположительно, демонстрация возможностей
Для переправы под водой. До 4 метров. Где-то прочитал, что это приспособление применялось настолько редко, что от его использования отказались
Один из первых "тигров"
Капитальная "переобувка"
Начало смотреть здесь:
http://skaramanga-1972.livejournal.com/241063.html http://skaramanga-1972.livejournal.com/241632.html http://skaramanga-1972.livejournal.com/241693.html http://skaramanga-1972.livejournal.com/242278.html http://skaramanga-1972.livejournal.com/242657.html http://skaramanga-1972.livejournal.com/243624.html (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...)