«На 12 января 1945 г. в рядах дивизии числилось 13 609 человек[300], в том числе:
- 409 офицеров (143 немецких и 266 украинских);
- 904 унтер-офицера (393 немецких и 511 украинских);
- 12 296 рядовых (1057 немцев и 11 239 украинцев).
………………
В январе 1945 г. обергруппенфюрер СС Эрвин Розенер[302], высший руководитель СС и полиции в Альпенланде, запросил дополнительных сил для проведения антипартизанских операций. 21 января 1945 г. в штабе дивизии было получено предписание о переброске в Словению. 26 января 1945 г. в дивизию поступил приказ за подписью Гиммлера о передислокации дивизии в новый район базирования не позднее 28 февраля. Части дивизии должны были быть переброшены пешим маршем и транспортом дивизии. Имущество дивизии перебрасывалось железнодорожными эшелонами.
………………
В Словении части дивизии были размещены в следующих населенных пунктах:
штаб дивизии - Зельница (5 км западнее Марибора);
29-й полк СС - расположен вокруг Марибора, штаб полка в Словенско Коньеце;
30-й полк СС - юго-восточнее Словенский Градец, штаб полка в Веленье;
31-й полк СС - раскидан побатальонно в Радье, Мута, Эйбисвальд (Австрия), штаб полка в Сент - Лоренцене[305];
артполк - подивизионно придан частям дивизии, I и IV дивизионы вместе с разведбатом дивизии, II дивизион придан 30-му полку СС, III дивизион придан 31-му полку СС;
разведбат - в районе города Словенска Бистрица, штаб батальона в Полскаве;
противотанковый дивизион - в районе деревни Фейстриц, юго-западнее города Словенска Бистрица;
батальон связи - в районе Селина на Рузе (в самом городке и южнее);
саперный батальон - в Муте и Радье (при 31-м полке СС, обеспечивал переправы через реку Драву);
запасной батальон - в городках Эйбисвальд, Армфельс, Леутшах (все в Австрии).
Учебно-запасной полк - в Дойчлансберге (Австрия)
[306];
вспомогательные подразделения - в Лейбнице (Австрия), Мариборе и Сливнице.
Таким образом, частям дивизии был отведен участок площадью 40 х 30 км.
………………
В районе, отведенном дивизии, действовала 14-я партизанская дивизия Народно-освободительной армии Югославии[307], состоявшая из трех бригад, и еще две отдельные бригады (6-я и 11-я). Общая численность партизан не превышала 5-6 тысяч человек.
В первое время после прибытия незнакомые с напряженной обстановкой в Словении украинские эсэсовцы поодиночке или мелкими группами пытались исследовать местность. Очень часто они пропадали - например, 1 марта 1945 г. 2 украинских квартирмейстера пропали без вести, их тела были обнаружены только 6 марта.
В этот же период к дивизии был присоединен 31-й батальон шутцманшафта при СД, или «Волынский легион». Это подразделение было сформировано из «мельниковцев» в марте 1943 г. Батальон привлекался к проведению антипартизанских операций, проведению массовых арестов (в том числе и бандеровцев), участвовал в подавлении Варшавского восстания 1944 г.[308]. Батальон состоял из 25 офицеров (5 - немцы) 56 унтер-офицеров (5 - немцы), 522 рядовых (18 немцы). Украинский командир - батальонфюрер Петро Дьяченко[309], немецкий командир - штурмбаннфюрер СС Бигельмайер, капелланы (православные) Скакальский и Дубицкий.
Уже к 3 марта из состава 31-го полка СС была выделена рота (номер не удалось установить), которая совершила 50-км марш и 10 марта приняла участие в антипартизанской операции. Она обеспечивала фланговое прикрытие 13-го полицейского полка СС. Потери роты - 1 украинский солдат был убит, 3 ранены.
В ночь с 4 на 5 марта из состава Волынского легиона дезертировало около 200 человек во главе с компанифюрером Романом Кувелюком (кличка «Ворон»). В тот момент большинство «легионеров» формально были введены в состав запасного батальона и ожидали отправки в батальон. Дезертировали украинцы по договоренности с четниками из Синей гвардии[310]. Однако местонахождение «дезертиров» стало известно немцам, и Фрейтаг приказал штурмбаннфюреру СС Хейке силами роты полевой жандармерии разоружить дезертиров и захватить зачинщиков. Хейке, взяв с собой ряд украинских офицеров, пообещал дезертирам амнистию от лица Фрейтага, после чего началась сдача оружия. Следует отметить, что Фрейтаг обещание сдержал - все «легионеры» были просто разбросаны по частям дивизии. Кувелюк же по приказу Фреитага был предан военно-полевому суду дивизии за мятеж. Полевой суд приговорил Кувелюка к смертной казни, Фрейтаг приговор утвердил. Роман Кувелюк был расстрелян 12 марта 1945 г.
Части дивизии нередко участвовали в перестрелках с партизанами. Но 9 марта 1945 г. дивизия получила приказ о зачистке территории вплоть до бывшей югославско-австрийской границы. В операции принял участие весь 31-й полк СС, I и II батальоны 30-го полка СС, усиленные II артдивизионом и II батальоном 29-го полка СС. Требовалось обеспечить безопасность участок шоссе Мозырье - Любно - Солчава общей протяженностью в 15 км. Командование данной группой осуществлял штандартенфюрер СС Панньер. При выдвижении II батальона 29-го полка личный состав подвергся налету и обстрелу самолетами RAF[311]. Потери составили 12 человек убитыми (все рядовые) и 23 ранеными (в том числе 2 офицера и 1 унтер-офицер). В резерв был выведен III батальон 30-го полка СС.
Для продвижения вперед из состава 30-го полка СС были сформированы две штурмовые группы (численностью не более роты), которые фактически выполняли функции разведки. Время от времени эти группы попадали под обстрел и либо уничтожали мелкие группы партизан, либо ждали подхода основных сил и артиллерии. Во время одной такой «остановки» погиб врач 30-го полка ваффен-унтерштурмфюрер Анатолий Пупошинский.
Первоначально цель операции состояла в уничтожении партизанских частей в определенном районе и установление контроля над шоссе, но под влиянием некоторых факторов Розенер решил расширить район операции и силы, используемые для ее проведения. В качестве факторов влияния выступила несомненная связь между партизанами и союзной авиацией[312] и большие трудности с переброской войск и грузов.
Для наращивания группы Панньера был дополнительно выделен I батальон 29-го полка при СС, разведывательный батальон, I и IV дивизионы артполка. Район проведения этой операции лежал юго-западнее позиций полка. Саму операцию можно разделить на два этапа: вовлечение в бои основных сил 14-й партизанской дивизии на участке шоссе Любно - Солчава и окружение и бои на уничтожение 6-й и 11-й партизанских бригад на участке шоссе Мозырье - Любно.
Имея примерное равенство в силах, Панньер умело изолировал обе партизанские группы, причем штаб 14-й партизанской дивизии оказался «оторванным» от основных сил дивизии, что предопределило поражение.
Оставшиеся без руководства основные силы партизанской дивизии теснились в направлении австрийской границы, уничтожались или рассеивались ударами украинских эсэсовцев. Но на втором этапе дела шли гораздо сложнее. Укрепившись на своих позициях, 6-я бригада, прикрывавшая штаб 14-й партизанской дивизии, дала бой наступающим украинским эсэсовцам. Однако в данном случае на стороне дивизии было преимущество в артиллерийской поддержке и численное преимущество.
Кроме того, из-за неверного расположения войск кольцо окружения не охватило 11-ю партизанскую бригаду, которая, обойдя с фланга 13-й полицейский полк (наступавший с запада и юго-запада), вышла в тыл частей 30-го полка СС (наступавших с юго-востока). 6-я бригада была уничтожена в период между 11 и 13 марта, остатки бригады, уходя от столкновений с основными силами окружения (подразделения 29-го полка СС, 30-го полка СС и IV артиллерийского дивизиона, наступавшие с севера) и вспомогательными силами окружения (разведывательный батальон и III батальон 30-го полка СС, наступавшие с востока), вышли к 11-й бригаде. Соединившись, партизаны ушли на восток. Позднее «поисковые» группы (были сформированы из различных подразделений численностью не более взвода) обнаружили брошенную стоянку 11-й бригады[313].
Силы дивизии, привлеченные к проведению операции, были разделены на две группы:
1-я - 31-й полк СС, II дивизион артиллерийского полка и сводные группы из состава 30-го полка СС - действовала против 14-й партизанской дивизии на участке шоссе Любно - Солчава. С этой группой находился Панньер.
2-я - 30-й полк СС, I и II батальоны 29-го полка СС, разведывательный батальон, I и IV дивизионы артполка - действовала против 6-й и 11-й партизанских бригад на участке шоссе Мозырье - Любно.
К 16 марта группа Панньера очистила всю дорогу от партизан. Следует отметить, что Панньер действовал быстро и решительно: поняв, что его силам противостоят мелкие (до взвода) группы партизан, державшие под контролем определенные участки шоссе, уничтожал их маневренными группами. Партизаны, втягиваясь в бой с маневренными группами украинцев (от роты до двух рот) обрекали себя на затяжной бой, для которого у них не хватало ни сил, ни вооружения, ни боеприпасов. В случае выдвижения более крупных сил партизан на помощь своим Панньер вводил в бой артиллерию и пехотные батальоны. Подобная тактика применялась Панньером против 14-й партизанской дивизии, в действиях против 6-й бригады велись прямые военные действия (то есть штурм укрепленных позиций). Потери в ходе операции составили 17 человек убитыми (1 украинский офицер и 16 украинских рядовых), 21 человек ранеными (1 украинский унтер-офицер, 1 немецкий и 19 украинских рядовых)[314].
В ходе данной операции был нанесен серьезный урон 14-й партизанской дивизии, чьи части были отброшены от шоссе, потеря контроля над которым означала усиление немецких войск[315]. Партизаны были вынуждены передислоцироваться в районы южнее (остатки 6-й бригады и 11-я бригада) и юго-западнее (остатки 14-й партизанской дивизии) от расположения украинской дивизии. 14-я партизанская дивизия потеряла до 30 % личного состава, общие потери составили 1500-2500 человек.
В результате боев в Словении и дезертирства украинская дивизия уменьшилась на 160 человек (без учета отправленных в рабочие батальоны, см. ниже): убито - 37 человек (5 украинских офицеров[316], 1 немецкий унтер-офицер, 31 украинский солдат); ранено 47 человек (2 украинских офицера, 2 украинских унтер-офицера, 1 немецкий солдат и 42 украинских), дезертировало 48 человек (4 украинских унтер-офицера и 44 украинских рядовых[317]), расстреляно за мятеж - 28 человек (1 человек в должности ротного, но не аттестован как офицер дивизии[318], 1 украинский унтер-офицер и 26 украинских рядовых[319]).
За бои в Словении три украинских ваффен-унтерштурмфюрера были награждены Железными крестами II класса[320]: Яворьский[321], Хмола, Бихус. Двое первых были из состава 31-го полка СС, Бихус из 30-го полка СС».
В подготовке этого поста использованы фрагменты из книги Бегляра Наврузова «14-я гренадерская дивизия СС «Галиция»
Начало смотреть здесь:
ЧАСТЬ 1. ПРОПАГАНДА
http://skaramanga-1972.livejournal.com/197712.html ЧАСТЬ 2. ДИВИЗИЯ В ЛИЦАХ
http://skaramanga-1972.livejournal.com/198571.html http://skaramanga-1972.livejournal.com/198727.html ЧАСТЬ 3. ДОБРОВОЛЬЦЫ
http://skaramanga-1972.livejournal.com/199384.html ЧАСТЬ 4. К ВОПРОСУ О ПАРАДАХ
http://skaramanga-1972.livejournal.com/200390.html ЧАСТЬ 5. ДОПОЛНЕНИЕ К ПАРАДАМ
ЧАСТЬ 6. ПРИСЯГА И СЛОВО БОЖЬЕ
http://skaramanga-1972.livejournal.com/200673.html ЧАСТЬ 7. ФОРМИРОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
http://skaramanga-1972.livejournal.com/200843.html http://skaramanga-1972.livejournal.com/201160.html ЧАСТЬ 8. ГИММЛЕР И ДИВИЗИЯ
http://skaramanga-1972.livejournal.com/201355.html ЧАСТЬ 9. БОЕВАЯ ГРУППА БАЙЕРСДОРФА И ПЕРВЫЕ АНТИПАРТИЗАНСКИЕ ОПЕРАЦИИ
http://skaramanga-1972.livejournal.com/202968.html ЧАСТЬ 10. ГУТА ПЕНЯЦКА
http://skaramanga-1972.livejournal.com/203221.html ЧАСТЬ 11. БРОДОВСКИЙ КОТЕЛ
http://skaramanga-1972.livejournal.com/203498.html ЧАСТЬ 12. ПОДАВЛЕНИЕ СЛОВАЦКОГО ВОССТАНИЯ. БОИ С КРАСНОЙ АРМИЕЙ
http://skaramanga-1972.livejournal.com/203674.html (Продолжение следует...)