Среди переплетения судеб многочисленных русских изгнанников, нашедших приют на европейском севере, особенно привлекательны истории православных священников, нёсших своё нелёгкое служение на чужбине. Одна из наиболее ярких личностей русской эмиграции в Северной Европе - священник Александр Рубец, служивший в Швеции и ставший одним из основателей первого русского православного прихода в Норвегии.
Отец Александр Рубец (1882-1956).Фото из журнала "Русский бульвар" (№4, 2003)Осенью 2011 года я отправился в Стокгольм, чтобы собрать материал для своей кандидатской диссертации. И хотя моя работа не имеет никакого отношения к истории русского зарубежья, я просто не мог не обратиться к истории православия в Швеции. Именно здесь, в столице Швеции, долгое время находился
Мемельский иконостас, связавший невидимой нитью Калининград и Стокгольм. В поисках ответа на вопрос о том, случайна ли эта связь, я общался со священниками и прихожанами стокгольмских православных храмов
Святого Сергия Радонежского и Преображения Господня, встретился с
атташе по культуре российского посольства и познакомился с
главой Союза русских обществ в Швеции.
История Мемельского иконостаса - тема для отдельного рассказа. Однако именно изучение этой реликвии заставило меня обратить внимание на историю жизни Александра Рубца, священника и учёного. Личность отца Александра затерялась в тени его современника священника Петра Румянцева, чья жизнь уже хорошо изучена. Между тем судьба служившего вместе с отцом Петром священника Александра Рубца (Roubetz, Rubetz или Roubets) не в меньшей степени заслуживает внимания.
Православные храмы Стокгольма
Очень немногие знают, что православие в Швеции имеет долгую и насыщенную событиями историю. Русские купцы в Стокгольме получили отдельное место для проведения богослужений уже в 1617 году, так что отчёт истории русской церкви в шведской столице следует вести с этой даты. Впоследствии русская церковь меняла свой адрес восемь раз, и сегодня храм во имя Преображения Господня, являющийся объектом культурного наследия, располагается в колодце двора шестиэтажного дома по улице Биргер Ярлсгатан.
Перипетии истории стали причиной того, что в 1931 году Преображенский храм оказался в числе приходов русского обряда Константинопольского патриархата в Западной Европе. В 1980-е годы усилиями активных членов прихода в Стокгольме было создано религиозное Общество во имя преподобного Сергия Радонежского, ставшее основой нового прихода Московского патриархата в Северной Европе, ведущего свою историю с 1995 года. С тех пор в Стокгольме параллельно существуют два православных прихода русской традиции (а также греческий, румынский, сербский и финский православные приходы).
Боязнь серпа и молота
Книга Александра Рубца «Современная российская литература». Фото Аркадия Рябиченко
Возможно, кому-то из читателей попадались воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), управлявшего русскими православными приходами в Западной Европе в период с 1921 по 1945 год. В книге «Путь моей жизни» содержится интересный эпизод, связанный с визитом митрополита в Стокгольм. Митрополит Евлогий вспоминает о том, что стать новым настоятелем Преображенского храма после смерти отца Петра отцу Александру Рубцу не удалось из-за одной из своих книг, написанных ещё до принятия сана. Издательство поместило на обложку книги «Современная литература России» серп и молот и тем самым, как пишет митрополит, «оказало… медвежью услугу» автору. Антисоветски настроенные прихожане, судя по всему, были шокированы таким «художественным оформлением».
Ноябрь 2011 года. Я сижу в переполненном читальном зале Королевской библиотеки в Стокгольме. Передо мной лежит та самая книга, которая, по мнению митрополита Евлогия, стоила отцу Александру возможности стать настоятелем русского храма в Стокгольме. В глаза бросается то, что серп и молот, оказывается, изображены не на обложке, а на первом развороте старой книги. Несколько дней спустя в русской редакции «Радио Швеции» журналист Ирина Макридова предлагает мне посмотреть старые книги, предназначенные для раздачи, среди которых оказывается русско-шведский словарь под авторством Александра Рубца, изданный уже после его смерти.
Путь в Швецию
До эмиграции Александр Александрович Рубец, родившийся 22 февраля 1882 года в семье врача в Санкт-Петербурге (по другим сведениям, в Иркутске), занимался по большему счёту преподавательской деятельностью. Прежде чем в 1918 году оказаться в Швеции, в 1915-1917 годах Александр Рубец преподавал в Финляндии и даже занимал пост начальника канцелярии финляндского генерал-губернатора Зейна. Скорее всего, Швеция была выбрана им для эмиграции как наиболее близкая географически к Финляндии страна.
До принятия сана в 1929 году Александр Рубец успешно занимался наукой в стенах ведущих учебных заведений Швеции. Он был профессором Упсальского университета и Правительственной гимназии в Стокгольме, лектором Стокгольмского университета и Высшей коммерческой академии. Неизвестно, что послужило мотивом для принятия сана успешным учёным, однако, став священником, Рубец без остатка отдал себя новому поприщу.
Основание прихода Святого Николая в Осло
Служа в Преображенском храме, Александр Рубец принял на себя также заботы о православном приходе, который был тогда же создан в Осло. 8 апреля 1931 года под руководством отца Александра состоялось собрание, принявшее резолюцию о создании православного прихода и назначившее его настоятелем отца Петра Румянцева. Отец Александр сменил его на этом посту в 1935 году (по другим сведениям - в 1936-м). И хотя священник служил в Стокгольме, он всегда находил время для того, чтобы несколько раз в год совершать богослужения в столице Норвегии. Это продолжалось до 1947 года, когда отца Александра на этом посту сменил священник Илья Адамов.
Преображенский храм Константинопольского патриархата. Стокгольм. Фото Аркадия Рябиченко
Уже после формального основания нового прихода православная община Осло получила разрешение использовать для богослужений лютеранскую часовню Святого Иоанна при церкви Престенес Кирке, сегодня более известной как церковь Майорстюен. В особых случаях православные службы проводились в самой Престенес Кирке. Отец Александр Рубец приложил все усилия для обретения приходом нового церковного здания, и в 1939 году приход Святого Николая получил в бессрочное пользование крипту (подвальное помещение) под часовней Святого Иоанна. Храм был освящён 4 января 1940 года, православные богослужения совершаются здесь и по сей день. Подобно стокгольмскому Преображенскому храму, приход находится под омофором Константинопольского патриарха (с 1996 года в Осло также действует Свято-Ольгинский приход Московского патриархата).
На пенсию по старости священник вышел в 1946 году, а в 1950-е годы был настоятелем домовой Свято-Иннокентиевской церкви в шведском городе Эскильстуна (Eskilstuna). Скончался отец Александр в 1956 году.
От литературоведения до юриспруденции
Королевская библиотека, Стокгольм. Фото с сайта www.lotten.se
О разносторонности интересов Александра Рубца свидетельствуют его многочисленные научные труды, найденные мной в Королевской библиотеке в Стокгольме. Как оказалось, он был доктором юриспруденции, профессором русского языка и литературы, интересовался историей.
Помимо упомянутого ранее труда «Современная литература России» и шведско-русского словаря, Александр Рубец стал также автором-составителем хрестоматии «Из современной российской литературы», которую в 1927 году он издал совместно со шведом Р. Экблумом. Учёный также автор многочисленных научных статей.
Наибольший интерес у меня вызывала работа Александра Рубца «Церковь Советской России», опубликованная в журнале «Щюркохисториск Орсскрифт» (Kyrkohistorisk Årsskrift) в 1929 году.
В располагающемся под землёй зале старых журналов Королевской библиотеки я долго искал именно этот выпуск церковного ежегодника. Решив исследовать правовое положение оказавшейся в непростой ситуации Русской православной церкви, автор блестяще справился с поставленной задачей. Александр Рубец завершает своё исследование неутешительным выводом: «положение церкви в Советской России крайне тяжёлое. Для властей церкви нет никаких прав - только обязанности, которые часто противоречат церковным законам. Нужно иметь большие духовные силы для того, чтобы сохранить спокойствие и торжественно исполнять свои обязанности так, как это приказывает совесть».
Погоны священника
Помимо книг Королевской библиотеки, о жизни отца Александра, как оказалось, могли рассказать некоторые экспонаты, хранящиеся в запасниках стокгольмского Музея армии. Здесь хранятся сто два предмета, полученных в дар от «Александер де Рубец» - Александра Рубца-младшего, сына отца Александра.
Все эти многочисленные нашивки, пуговицы, медальоны, медали, кокарды, а также фляжка и сапёрная лопатка была подарена Рубцом-младшим, судя по всему, увлечённым коллекционером. В 1965 году он подарил музею российскую памятную медаль, посвящённую столетию Отечественной войны 1812 года. Можно предположить, что его отец был награждён этой медалью, когда служил в Императорском Александровском лицее. Однако трудно сказать в таком случае, откуда у Александра Рубца-младшего было ещё пять медалей, посвящённых этому же событию - все они также находятся в Армейском музее.
Погоны Александра Рубца, служившего в шведской армии в качестве военного переводчика. Фото с сайта Digitalmuseum.se
В музее есть и погоны Александра Рубца, которые являются доказательством того, что он, уже будучи священником, служил в 1938-1948 годах в шведской армии в качестве военного переводчика (дознавателя). О том, где проходила служба, возможно, свидетельствует ещё один дар Рубца-младшего - бирка «Репатриационная комиссия нейтральных наций. Шведская группа».
Немногочисленные факты из жизни отца Александра соединяются вместе как кусочки мозаики. Есть здесь и лакуны, однако сделать определённые выводы можно. Отец Александр по праву может быть отнесён к числу тех деятелей русского зарубежья, которые своим ежедневным трудом помогали оказавшимся в изгнании соотечественникам продолжать ощущать себя русскими. Результаты заботливых трудов священника по созданию православного прихода в норвежской столице впечатляют не меньше, чем его научные достижения. И если учёные сочинения отца Александра сегодня интересны только историкам, то главное творение священника Александра - православный приход Святого Николая в Осло - по сей день служит одной из точек соприкосновения Северной Европы с миром России, с Русским миром.
Впервые опубликовано:
Русский мир Читайте также:
Сербский священник Душан Ракович из Стокгольма