В прошлом посте мы коснулись традиционных стереотипов о Швеции, царящих в сознании россиян. Было сказано о том, что в нашей стране (да и не только в ней) очень многие уверены, что в Швеции по-прежнему царит "шведский социализм", тот самый "социализм с человеческим лицом", который якобы мы пытались построить, а шведы воплотили в жизнь.
Зал заседаний шведского парламента. Фото:
http://marjopevkur.wordpress.com Это все, конечно же, не так. Шведы и вправду создали уникальную "шведскую модель" социально-экономического развития, большим поклонником которой был Юрий Лужков. Однако достижения "Шведской модели" (охватывающий всех граждан социальный сектор, сильнейшее профсоюзное движение, смешанная экономика с ограниченным государственным владением, стабильный рынок труда с полной занятостью и политическая стабильность) сегодня, увы, по большему счету - дело прошедшее. Но речь пойдет не о "шведской модели", а о ее создателях.
Начнем с небольшого ликбеза. Немногие из нас знают, как располагаются на политической шкале партии Государственной думы; чего уж говорить о партиях шведского парламента - риксдага? Как жеразмещаются шведские парламентские партии на шкале "левые-правые"? А вот так:
Левая партия (1), Социал-демократическая рабочая партия Швеции (2), Партия зеленых (3), «Шведские демократы» (4), Партия Центра (5), Народная партия - либералы (6), «Христианские демократы» (7), Умеренная коалиционная партия, или «умеренные» (8)
Такое размещение партий предлагают нам социологи из Гетеборгского университета и я не вижу причины не согласиться с ними.
Каждая из парламентских партий (помимо "Шведских демократов") входит либо в левоцентристский, либо в правоцентристский блок ("красно-зеленые" и "Альянс"). Надо отметить, что созданный в 2008 году блок "левых" де-юре перестал существовать в 2010 году, но фактически партии как делились на два блока, так и делятся.
Двадцать пять лет назад, до того, как началась трансформация шведской партийно-политической системы, никаких противоборствующих блоков не было. Социал-демократам оппонировали правоцентристы, которые даже находились у власти в 1976-1982 годах, но в общественно-политической жизни до конца 80-х гг. целиком и полностью доминировали социал-демократы.
Трансформация шведской партийно-политической системы Швеции с 1988 по 2012 г. Схема составлена автором и впервые опубликована
здесь,
Почему же система с одной доминирующей партией (социал-демократы) сменилась системой с двумя доминирующими партиями (те же социал-демократы и "умеренные" Фредрика Рейнфельдта )? Есть несколько причин для этого, в том числе - формирование класса профессиональных политиков и равенство "правых" и "левых" взглядов среди жителей королевства. Упало доверие граждан к политическим институтам.
Социал-демократы теряют силы
Самой главной причиной трансформации стала, конечно, утрата доверия шведов к социал-демократам. Как мы уже выяснили, среди достижений Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ) видное место занимал компромисс на рынке труда (в 1938 году работодатели и профсоюзы договорились о перемирии: больше никаких забастовок и локаутов). Этот компромисс уже к 1970 году куда-то пропал: начались масштабные забастовки, причем размах становился все большим. Тогда же социал-демократы потеряли доверие со стороны бизнесменов, причиной чего стал проект фонда наемных работников, разработанный в 1975 году главным союзником СДРПШ - Центральным объединением профсоюзов Швеции. Предполагалось, что крупнейшие предприятия страны будут постепенно социализированы, что, конечно же, не могло понравиться предпринимателям. Они развернули боевые действия, центральным элементом которых стала информационная кампания, призванная убедить простых шведов в том, что социал-демократическая Швеция несет в себе больше минусов, чем плюсов. Коллективизм подавляет индивидуальность, а щедрые социальные пособия поощряют тунеядство.
Демонстрация 4 октября 1984 г. против введения фондов наемных работников. Фото: foretagsamheten.se
В 1984 году предприниматели провели в центре Стокгольма демонстрацию, в которой, по разным оценкам, приняло участие от 70 до 100 тысяч человек! Демонстранты выступили против проекта фондов наемных работников.
И шведская "перестройка" началась. Внутри СДРПШ появились свои горбачёвы, которые вслед за критиками партии заявили о том, что идеология социал-демократии требует изменений. Эмблема социал-демократов - роза; потому начавшаяся внутри партии борьба получила название "войны роз". Не на жизнь, а на смерть схлестнулись "обновленцы" и "традиционалисты" в этой войне.
Сейчас бывшему министру торговли и министру финансов Швеции Челлю-Улофу Фельдту уже за 80. А когда-то именно он возглавил "обновленцев" внутри СДРПШ. Фото: jannisnet.comПартийный конгресс 1987 г. пришел к выводу о необходимости пересмотра программы, что и произошло в 1990 году. Об успехе "обновленцев" свидетельствует то, что СДРПШ неожиданно согласилась со своими оппонентами по ряду вопросов - например, партия неожиданно согласилась на вступление Швеции в ЕЭС.
Социал-демократический премьер-министр Пер-Альбин Ханссон в 30-е годы XX века стоял у истоков "шведской модели". Фото: grandpa.se"Перестройка" обычно заканчивается крахом; Швеция не стала исключением из этого правила. В 1991 году партия потерпела сокрушительное поражение на парламентских выборах. Впервые после 20-х годов премьером стал "модерат" (представитель УКП) Карл Бильдт - тот самый, который сейчас возглавляет шведский МИД. А ведь до этого с 1932 года социал-демократы практически непрерывно находились у власти.
Чуть ранее в стенах риксдага впервые за семьдесят лет появился новый игрок. В 1988 году новой парламентской партией стали "зеленые". А по итогам выборов 1991 г. в риксдаге оказались еще две партии: Христианско-демократическая общественная партия (сейчас - «Христианские демократы») и популистская "Новая демократия". Последние ненадолго задержались в риксдаге.
Социал-демократы вернули себе власть - но дорогой ценой. Они победили на выборах 1994 года, но то уже была новая партия - гораздо более "правая", чем СДРПШ Улофа Пальме. Партия продолжила неолиберальную экономическую политику кабинета Бильдта, осуществив приватизацию государственной и муниципальной собственности. Семь лет спустя партия фактически признала рыночную экономику, отказавшись в своей программе от "вытеснения" рынка плановым хозяйством.
Выборы 1998 и 2002 года были успешными для социал-демократов (хотя и с худшими показателями чем в 1994 году), но не за горами был роковой для СДРПШ 2006 год...
Вся власть - "модератам"
Выборы 2006 года расставили все точки над "i". К власти пришел правоцентристский "Альянс", возглавляемый Умеренной коалиционной партией (они же "модераты"). Новая, вторая по счету доминирующая партия, начала свои реформы.
Фредрик Рейнфельдт фотографируется в виде рабочего - "Модераты" маскируются под рабочую партию. Карикатура. Источник:
http://ilsemarie.wordpress.com Возглавивший партию в 2003 году Фредрик Рейнфельдт, приложил все усилия для того, чтобы потеснить социал-демократов. На выборы УКП шла "замаскировавшись" под левую партию. К своему названию "умеренные" прибавили приставку "новые" и назвали себя "единственной рабочей партией" Швеции. "Ребрендинг" был не столько тактическим ходом, сколько констатацией факта: начинавшая свою историю как партия обеспеченного меньшинства, к началу XXI века УКП приблизилась к центру политической шкалы - навстречу двигающимся вправо социал-демократам. Радикальные различия между противоборствующими блоками уходили в прошлое.
Оказавшись у власти Рейнфельдт начал масштабные реформы, "добивающие" остатки выстроенной когда-то социал-демократами "шведской модели". Помощником в этом деле ему был экономист Андерс Борг, занявший пост министра финансов. Основным лозунгом правительства Рейнфельдта-Борга стало снижение налогов. Зачем платить огромные налоги и кормить тунеядцев, сидящих на "социале"? - заявили реформаторы. Давайте лучше снизим налоги. Зачем кормить лентяев? Лучше дадим им удочку вместо рыбы. Если человек трудолюбив и целеустремлен, он сам добьется всего без "костылей" государства. Ну а те, кто остался без работы и голодает - они сами виноваты.
Заодно были ликвидированы и блага государства благоденствия. В нашей новой Швеции выгодно работать, а не сидеть дома! - заявили "модераты", уменьшив размер пособия по безработице. "Альянс" принялся также за другой "столп" шведского государства благоденствия: были подняты профсоюзные взносы, в результате чего 500 тысяч шведов покинули профессиональны объединения.
Рост числа безработных за 6 лет правления "Альянса". Сверху: Красный столбик - число безработных. Синий - число компенсационных выплат. Снизу: Число лиц, получающих социальное пособие возросло с 80 до 100 тысяч. Инфографика: rshaninge.blogspot.com
Началась масштабная приватизация медицинских учреждений, причем, как отмечали критики реформы, часть государственной собственности была реализована по заниженным ценам. Введение рыночных принципов в здравоохранение привело к возникновению «двойных очередей» из «бесплатных» и «платных» пациентов. В социальном секторе было сокращено 24 тыс. рабочих мест. Вот тут-то шведы и ощутили на своей шкуре всю прелесть рыночной экономики.
"Дети не должны расплачиваться за кризис". Демонстрация в Гётеборге против закрытия школ. 2010 год. Фото: gp.se
"Нет - сокращениям в здравоохранении! Безопасность пациентов в опасности". Пикет в Кристианстаде, 2011 год. Фото: kristianstadsbladdet.se
Направленная против "шведской болезни" (роста лиц, "сидящих" на пособиях), социальная политика Рейнфельдта фактические привела к обратному результату. Число подавших заявления на получение пособия лиц увеличилось (см. инфографику ).
Тут еще начался экономический кризис, во время которого правительство отказалось "брать на поруки" автопроизводителя Saab. Чем это закончилось для шведского автопроизводителя - всем известно.
Масла в огонь добавило принятие правящим "Альянсом" двух законов (ФРА и ИПРЕД), позволяющих властям осуществлять контроль над пользователями сети Интернет.
"Буржуазия" вновь у власти
Все шло к тому, что социал-демократы вернутся к власти на выборах 2010 года. Но не тут то было: "Альянс" во второй раз одержал победу. Трудно сказать, почему "модераты" вновь получили голоса избирателей - возможно, кому-то пришлись по душе антикризисные меры правительства Рейнфельдта-Борга. Более реальной версией является безальтернативность выборов. Выбирать было не из кого.
Социал-демократам не помогла и смена лидера: в 2007 году пост председателя СДРПШ впервые в истории заняла женщина. Женщина не простая, а опытнейший политик Мона Салин, ранне занимавшая министерские пост. Потомственный социал-демократ и хороший друг бывшего премьер-министра Ингварда Карлссона, Мона Салин, однако имело темное пятно в своей биографии. В 1995 г., занимая пост министра рынка труда, М. Салин расплачивалась за покупки с помощью служебной платежной карты. Среди покупок оказалась упаковка конфет "Тоблерон".
Август 2013: Мона Салин к прайду готова. Фото: nordfront.se"Скандал с "Тоблеронам" оппоненты Салин накануне выборов с радостью вновь вытащили на свет. Не прибавила политических очков кандидату на пост премьер-министра и критика со стороны некоторых "ветеранов" СДРПШ. Результаты выборов оказались для социал-демократов худшими после 1914 года. Салин так и не стала премьером и в 2011 году покинула партию, на прощание заявив о том, что социал-демократы застыли в своем развитии. Сменивший Мону Салин на посту председателя СДРПШ Хокан Юхольт сначала вызвал большие надежды, но... В общем, менее чем через год, Юхольт уже "вылетел" со своего поста. Сменивший его Стефан Лефвен продолжил движение партии вправо.
Помимо "Альянса", победителем выборов стали националисты из партии "Шведские демократы" (их поддержка в отдельных городах доходила до 19% голосов избирателей), о которых стоит поговорить подробнее.
Как националисты власть брали
С 1998 года в парламентах большинства стран Северной Европы оказались националистические партии; очередь Швеции наступила в 2011 году.
Путь созданной в 1985 году партии "Шведские демократы" в риксдаг не был усыпан розами. Если верить членам партии, на их жизненном пути чаще встречались бутылки с зажигательной смесью и камни, приготовленные заботливыми руками оппонентов из ультралевых организаций. Партия начинала свое существование в качестве нестабильной политической группы «активного действия», находившейся под влиянием "скинхедов"; однако свое двадцатипятилетие в феврале 2013 года "Шведские демократы" встретили в качестве партии риксдага, с которой вынуждены считаться семь традиционных партий Швеции.
Что подтолкнуло шведов голосовать за националистов? Главной причиной стали негативные последствия реализуемые властями Швеции после 1974 года концепции мультикультурализма, в первую очередь - рост межэтнической напряженности.
Об эволюции идеологии "Шведских демократов" я уже
писал. Партия перестала призывать к введению смертной казни и критиковать "однополые семьи". "Шведские демократы" оставили в своем арсенале только то, что в принципе не должно было отпугнуть простого шведа: почитание "отца нации" и создателя "шведской модели" Пера-Альбина Ханссона и призывы к сохранению шведской культуры. Роста сторонников партии был также обусловлен "чисткой рядов" от "скинхедов" и активное участие "Шведских демократов" в муниципальных выборах. Вместо бритоголовых парней в военных ботинках с предвыборных афиш на избирателей глядели вполне адекватно выглядившие партийные активисты. Волевым решением одного из лидеров партии Микаеля Янссона всем "голливудским нацистам" было указано на дверь. Вдохновившись кадрами исторической хроники социал-демократов другой партийный "ветеран" Юхан Риндерхейм разработал новый дресс-код: деловой костюм и блестящие туфли.
Рост популярности партии открывает перед ней широкие перспективы. Если по итогам выборов 2014 г. «Шведские демократы» наберут более 10 % голосов (в ноябре 2012 г. число сторонников партии соста-
вило 8 %), националисты могут попасть в правительство и начать реализацию рестриктивной миграционной политики.
Инфографика: dn.se
Что касается социал-демократов, то они по-прежнему надеются вернуть себе власть. Однако, даже с учетом роста популярности нового лидера СДРПШ Лефвена, пока что предпосылок для этого не наблюдается. На приведенном выше рисунке видно, что за период с 2002 по 2012 годы число сторонников возросло только у трех парламентских партий: Умеренной коалиционной партии (светло-синий столбец), "Шведских демократов" (желтый столбец) и партии "зеленых" (зеленый столбец). СДРПШ и весь оппозициионный "красный блок" стремительно теряет позиции.
"Зеленые" - лакомый кусочек и желанный партнер как для социал-демократов, так и для партии Фредрика Рейнфельдта. "Зеленые" об этом знают и активно пользуются своим положением. "Шведские демократы", напротив, пока что окружены "железным занавесом" всеобщего бойкота. Но ведь "модераты" уже имеют опыт сотрудничества с популистами - в 1991-1994 годах в число их союзников входила "Новая демократия". Учитывая тот факт, что сами националисты уже заявляли о готовности сотрудничать с УКП, выборы 2014 года могут стать еще более сенсационными, чем выборы 2006 и 2010 годов.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пост подготовлен на основе научной
статьи, написанной мной в соавторстве для журнала СПбГУ и БФУ им. И.Канта "Балтийский регион".
Читайте также:
"Голый король" шведской идеальной демократии и
Демографические перспективы Швеции