Как говорится, титаново-вольфрамовый лом, да в умелых руках…

Oct 30, 2014 16:20


Пока «передовые развитые страны» корпят над новыми изобретениями в военном деле, всякими там лазерами ПВО и беспилотными дронами, с другого конца планеты, из Поднебесной, пришло сообщение, вызвавшее серьезный переполох в американском флоте. Военно-морской институт США, кроме всего прочего тщательно мониторящий зарубежные источники на тему морских вооружений, в китайских специализированных СМИ нашел упоминание о достижении успеха «программой баллистических противокорабельных ракет».



Речь идет о некоей секретной исследовательской программе НОАК в области разработки средств борьбы с крупными кораблями потенциального противника, прежде всего авианосцами. Для Китая американские авианосцы представляют потенциальную угрозу, так как интересы Пекина в глубь акватории Тихого океана простираются достаточно далеко, в то время как собственный военно-морской флот еще довольно долго останется сугубо прибрежным.



Как полагают американские специалисты, речь идет о модернизации баллистической ракеты средней дальности «Дунгфенг-21А» (Dong Feng - восточный ветер, кит., другое обозначение - DS21 или CSS-5). Серьезность опасений военно-морских экспертов США совсем не беспочвенна. Для начала следует отметить, что комплекс DF-21 уже надежно отработан и поступает на вооружение НОАК с 1991 года. Доподлинно известно о развертывании не менее 50 таких ракет на трех ракетных базах: Цзяньшуй, Ляньсиван и Тонхуа. Таким образом, сама такая ракета у Китая действительно есть.



Дальше - больше. Фактически в основе DF-21 лежит пожалуй лучшая в мире баллистическая ракета средней дальности мобильного базирования MGM-31C Pershing II, разработанная американским авиаракетным концерном Martin Marietta в 1975 году. Двухступенчатая твердотопливная ракета обеспечивала дальность стрельбы в 1770 километров и скорость в полете 10 Махов, что позволяло доставить ядерную моноблочную боеголовку W85 мощностью в 80 килотонн от стартовой позиции на территории Западной Германии до цели в Москве примерно за 10 - 11 минут. Время подготовки Pershing II к старту составляло 15 минут. Кроме того ракету отличало малое КВО. Всего 30 метров.



Работала ракета так. Будучи запущенной по баллистической траектории MGM-31C разгонялась до 12 тыс. километров в час и подымалась на высоту в 300 километров. После чего начинался нисходящий участок траектории. На нем ракета тормозилась с 10 до 3 Махов, и снижалась до высоты 15-ти километров над целью, по пути отделяя головной маневрирующий блок. Тут включался RADAG (Radar Digital Free Guidance), который, за счет собственного вращения корпуса боеголовки со скоростью 2 оборота в секунду, создавал кольцевое радиоизображение подстилающей местности в виде набора пятен с различной яркостью отражения радиосигнала в выбранном диапазоне радиоволн. Память бортового компьютера содержала четыре последовательных эталонных изображения для разной высоты полета. Сравнение факта с эталоном позволяло выработать управляющий сигнал для корректирования траектории полета. За пределами атмосферы корректировка производилась через маневровые сопла сжатым воздухом, в атмосфере - аэродинамическими поверхностями, работающими от гидравлических приводов. Система RADAG выводила боеголовку на цель и выключалась на высоте в один километр. Дальше блок падал сам по баллистической траектории без маневрирования.



Размещение в декабре 1983 года в Западной Европе 108-и Pershing II вызвал серьезную обеспокоенность в Москве, так как означал гарантированное уничтожение центров управления страной и даже шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет раньше, чем правительство СССР сможет отреагировать на угрозу. США были согласны ликвидировать «Першинги» только в обмен на уничтожение Советским Союзом своих ракет РСД-10. В декабре 1987 года между США и СССР был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Последняя MGM-31C была снята с боевого дежурства 6 июля 1989-го и физически уничтожена в мае 1991 года.

На этом история американских «Першингов» в Западной Европе закончилась, но не закончилась история самих «Першингов». Как, когда и каким образом документацию по этим ракетам добыл Китай - до сих пор остается загадкой. Однако в мае 1985 года с 25-й ракетной базы в Учжай производится успешный запуск DF-21. Через два года, в мае 1987, с нее же - второй. Не смотря на заявления Китая о том, что DF-21 является собственной разработкой и наследницей собственного ракетного проекта «Цзюйлан-1″, специалисты американской разведки полагают, что речь шла о попытке копирования китайскими ракетчиками конструкции MGM-31C. Не вполне удачной, так как дальности в 1770 километров достичь удалось, но КВО составило не менее 300 метров. На вооружение эта версия принята не была. Вместо нее к 1996 году китайские инженеры создали модификацию DF-21A, обеспечивающую дальность в 2700 километров, КВО в 100 метров и несущую боеголовку мощностью в 90 килотонн. В 2006-м Китай продемонстрировал модификацию DF-21C. Как считает разведка флота США, версия «С» имеет предельную дальность полета до 2000 километров и, за счет полностью переработанной системы наведения и использования GPS, достигает КВО в 30 - 35 метров. В 2010 году в центральной части Китая был развернут как минимум один полк ракет этой модификации.



И вот теперь разговоры об успехе противокорабельной программы. Теоретически концепция, обозначенная как DF-21D, не лишена смысла. Пуск ПКБР за 1700 километров от цели скорее всего останется незамеченным. Во всяком случае - самой корабельной группировкой в океане. Даже авианосной. Даже если она будет иметь на борту новейшие F-35C. Слишком далеко. Конечно, пуски неизбежно будут засечены разведывательными спутниками, но подлетное время в десять минут практически не оставляет времени на реакцию. Только на прохождение сигнала от спутника по командной цепочке и перепроверку сведений пройдет минимум минута. На передачу информации о потенциальной угрозе на корабли флота в Тихом океане - еще минута. И вот тут наступает провал.

Дело в том, что бортовое радарное оборудование корабля не умеет «смотреть вверх». Во всяком случае - на стратосферные высоты. Такое никому никогда не требовалось. Угрозы всегда находились значительно ниже, до 20 - 30 километров над уровнем моря. Следовательно, без внешней посторонней помощи они падающую из космоса боеголовку попросту не увидят. Будет ли кому и чем такую помощь оказать - не известно. Скорее нет, чем да, если судить по реакции американской флотской разведки. Активное маневрирование боеголовки начинается с высоты в 15 километров. При скорости в три Маха, - примерно 900 метров в секунду, - с это высоты до уровня моря головная часть ракеты пройдет за 16,6 секунды. Эта отсечка важна, так как теоретически бортовое радиооборудование самого авианосца или кораблей эскорта радиоизлучение ГСН ракеты может засечь. Следовательно возможно начать какое-то противодействие. Но пока засекут. Пока убедятся. Это минус 2 - 4 секунды. На обдумывание реакции еще 1 - 2 секунды. На саму реакцию останется примерно 10 секунд. Авианосец, движущийся на максимальной скорости в 30 узлов (допустим, ему повезло, так как на обычной крейсерской скорости в 14 узлов для боеголовки он все равно что стоящий) проходит примерно 1 километр за одну минуту. За десять секунд - 160 метров. При собственной длине корабля 332,8 метра (CVN-77 USS George H.W. Bush). В общем, цель тоже практически неподвижная. Причем, его движение предсказуемо, так как размеры, масса и инерция судна не позволяют ему маневрировать также стремительно, как болиды первой формулы.



Вес боеголовки DF-21D не известен. Если судить по предыдущим модификациям, он лежит в пределах 600 килограмм. Она точно не ядерная, но от этого морякам ни сколько не легче.



Даже если в ней совсем не будет ни грамма взрывчатого вещества, то простой механический удар такой массы на такой скорости для корабля смертелен. Обычная физика. Причем удар, направленный сверху вниз или близко к нему просто пробьет корпус насквозь.



Тут уместно высказать три важных сомнения.

Первое - каким образом НОАК может вычислить в океане расположение авианосной ударной группировки ВМС США если та за сутки способна перемещаться на тысячу километров? На это китайские офицеры обычно пожимают плечами. С апреля 2006 года Китай запустил на орбиту 18 следящих объектов видовой, радиоэлектронной и радиолокационной разведки серии «Яогань вейсин». Кроме обычных оптико-электронных инструментов, некоторые из них (например «Яогань-5″, запущен 15 декабря 2008 года) оборудован активным радиолокатором бокового обзора с синтезированной апертурой. Плюс собственные загоризонтные РЛС, которые Китай, как и многие другие страны, совершенствует весьма активно. Плюс собственный подводный флот. В общем, технологий вычисления корабельных группировок в море довольно много. Да хоть по кильватерному следу, хорошо различимому с большой высоты и с большого расстояния.



Второе - может ли баллистическая ракета попасть в цель, размером даже с авианосец, не говоря о более компактных кораблях? Тут уместно отметить всего три момента. Первое - активное маневрирование боеголовки ведется до высоты в один километр. При скорости в три Маха это значит что до самой последней секунды она может (и будет) донаводиться на цель. Второе - собственное КВО DF-21D скорее всего не превосходит модификацию «С», т.е. составляет около 30 метров. Ширина палубы того же «Джорджа Буша» - 76,8 метра. Ну и третье - существует фото реальных стрельб НОАК ракетами DF-21С по мишени на полигоне в пустыне Гоби. Как видно, китайские ракетчики попали в цель на треть короче в полтора раза уже, чем проекция авианосца. Что цель была выложена бетонными плитами на земле, а не плавала в море, мы уже говорили выше, - не играет роли. Про привязку к американской же GPS тоже можно не вспоминать. Кроме нее в мире есть российский ГЛОНАСС, есть европейский Galileo (правда он пока толком не работает), на худой конец есть собственные китайские наработки в той же области. Т.е. в принципе задача - попасть - достижима.



Есть и третье сомнение. Флот США имеет на вооружении ракеты -носители перехватчика RIM-161 Standard-3, способного поражать мишени на низких околоземных орбитах. Не собьют ли корабли эту DF-21D еще в космосе или на этапе снижения? Получается, скорее всего - нет. И вот почему. Запуск Standard-3 производится только по данным бортовой корабельной системы ИДЖИС, а она ни разу не загоризонтная. В самом идеальном случае она способна увидеть боеголовку на дальности в 400 километров. Если учесть, что на этом расстоянии ее скорость будет, пусть и снижаться, но все равно выше пяти Махов, его она пройдет максимум за 2,2 - 3 минуты. ИДЖИС за такое время произвести расчет данных для перехвата просто не успеет. Когда ВМС США попытались в учебных целях сбить свой неисправный разведывательный спутник USA-193, летевший на высоте 247 километров на 1-й космической скорости, только подготовительные расчеты 300 специалистов из «Рейтеон», ВМС и НАСА вели полтора месяца. Это в условиях когда траектория, скорость и прочие параметры цели были заранее известны. Плюс к тому крейсер, осуществивший пуск RIM-161 Standard-3 заранее вышел в район стрельб. Успеют ли корабли проделать все это в реальных условиях всего за три минуты - вопрос даже не риторический.



Еще три ремарки по последнему сомнению. Цена противоспутниковой ракеты RIM-161 Standard-3 24 млн. долл. Цена одной противокорабельной ракеты DF-21D - 1,5 млн. долларов. Во всяком случае DF-21С Китай на международном рынке продает по миллиону. Ну и кораблей, способных стрелять ракетами RIM-161 Standard-3, всего в мире 37 штук. Из них 9 - японские эсминцы.



Так что опасения американской флотской разведки вполне обоснованны. Авианосцы являются хребтом всего военно-морского флота США, а сами американские ВМС являются основой геополитической мощи государства. Появление у Китая оружия, способного более или менее легко топить, пусть даже пока потенциально, авианосцы… да еще практически без возможности противодействия угрозе… это действительно серьезно. А при такой цене за штуку, ракеты DF-21D китайцы могут запускать даже залпами, накрывая весь район возможного нахождения авианосной ударной группы. По оценкам американских специалистов вероятность поражения цели у одиночной DF-21D составляет примерно 0,8 - 0,84. Это значит, что двумя такими ракетами гарантированно топится любая крупная надводная цель.



На сколько близка армия Китая к полному успеху - не знает никто. Но даже сейчас нельзя не отметить безусловность красоты замысла китайского ассиметричного ответа на море. И, следует отметить, что, если у китайцев все получится, то это означает, что Китай сумеет решить задачу противодействия американским авианосцам, при помощи обычного, не ядерного, оружия, с которой не справился СССР.

«Леший»
Previous post Next post
Up