Карпаты. Мармаросы. Рододендроны в тумане.

Oct 07, 2014 19:54

Увидев как-то в нете необыкновенно красивые фотографии рододендронов, которые огромным ярким ковром застилали склоны Карпат, возгорелась я желанием увидеть эту красоту воочию. Ну а как говориться: если сильно захотеть… В общем как-то сразу нарисовалось предложение поехать в Карпаты на эти самые рододендроны.

Я так сильно хотела увидеть эти маленькие яркие цветочки, кроме того, идти предстояло на Мармаросы, а этот горный массив занял в моём сердце особое место, так что меня совершенно не смутил тот факт, что на этот раз идти в поход придётся без нашего командира-мольфара. Но я не переживала, ведь командование на себя взяла неоднократно ходившая с нами девушка Аня, у которой уже довольно солидный походный опыт (и не только по нашим Карпатам).
Ну что ж, документы на пребывание в пограничной зоне оформлены, рюкзак собран, так что в путь…

Место встречи всей группы, а заодно и начало маршрута - село Деловое (с.Ділове, Рахівський р-н, Закарпатська обл.), которое я прекрасно помнила с нашего первого похода на Мармаросы (тогда мы тоже стартовали отсюда же).

Позавтракав захваченными из дому бутербродами и отметившись на КПП, мы начали подъём. Впрочем, подъём это громко сказано, вначале это была широкая ровная дорога и подъём почти не чувствовался. Идти было легко, приятно и радостно, а чудесная погода способствовала такому же настроению.

Конечно же, подъём нам ещё предстоял, очень крутой и уморительно-длинный, я хорошо запомнила его по прошлому походу, но старательно отгоняла от себя даже мысли о нём, ведь это будет потом, а сейчас… вкусный лесной воздух, мягкое ласковое солнце и ровная дорога.

По краям дороги росли жирные и сочные лопухи, достигающие порой просто невероятных размеров.

На пнях мирно грелись ящерицы.

Да и вообще дорога, проходившая вдоль ручья (Белый), была очень живописной.

Дойдя до деревянного столика с лавочками, мы сделали привал-перекус. Немного отдохнув и подкрепившись, уже было собрались продолжить путь, при этом я всё-таки вспомнила, что ужасный подъём уже совсем близок, но тут…

Оставшись без своего командира, который не ищет в жизни лёгких путей, мы сразу же нашли самый лёгкий путь. Точнее даже не мы, а он сам как-то нашёлся - мимо нас проезжала грузовая машина-лесовоз. Специально нанимать машину, способную проехать по корявой горной дороге очень и очень дорого, но «гуцульские хлопцы» всё равно ехали по своим делам куда-то в сторону Берлебашки и предложили немного подбросить нас за «сколько дадим».

Не раздумывая, мы похватали рюкзаки и резво запрыгнули в кузов грузовика, где уже стояло несколько человек. И дальше начался аттракцион «Гуцульские горки» - машина дико раскачивалась из стороны в сторону, опасно кренилась то на один то на другой бок, то резко тормозила то наоборот набирала просто невероятную для такой дороги скорость. Мы изо всех сил, до онемения в руках, вцепились в борта машины, регулярно приседая и прячась от низких веток, норовящих больно хлестнуть по лицу или того хуже, более ощутимо дать по голове. Сами же хлопцы умудрялись при этом пить пиво, лузгать семечки и обламывать низкие ветки, расчищая путь на будущее. Так весело и задорно мы объехали тот ужасный подъём, и нам оставалось лишь немного пройти по хребту до запланированной стоянки.

Лес остался внизу, и перед нами открылись горные вершины. Вот только неизвестно откуда набежавшие тучи так и норовили их закрыть.

Где-то в районе полонины Лисичьей (укр. Лисича) нарисовались два работника заповедника, которые объявили, что тут заповедная зона, за нахождение в которой нужно заплатить заплатить по 15 или 20 (точно уже не помню) грн./чел. Мы очень удивились, т.к. раньше никакие сборы на Мармаросах не брали, но документы у них были, да и квитанцию про оплату они давали с печатью заповедника. В общем, немного поприпиравшись, мы всё-таки заплатили "дань" и отправились дальше.

Поднявшись ещё чуть повыше, мы, наконец, увидели рододендроны.

Я не раз сталкиваюсь с тем, что эти цветы некоторые почему-то называют «червона рута», всерьёз полагая, что именно про них и поётся в знаменитой одноимённой песне. На деле же, рута - это растение с мелкими и невзрачными жёлто-зелёными цветочками, которое, согласно легенде, в ночь на Ивана Купала (по другой версии - раз в 20 лет) на несколько минут зацветает красным цветом, и тогда с его помощью можно приворожить кого захочешь. Червона рута - это миф, такой же, как и цвет папоротника, а уж никак не эти, хоть и очень милые, но растущие в таком изобилии цветочки.

Впрочем, любоваться цветочками времени не было - дело шло к вечеру, а ещё нужно разбивать лагерь, готовить ужин и всё такое, вот завтра… завтра можно смело посвятить этому весь день, тем более, что переходов никаких не запланировано. Так вполне логично заключили мы, и пошли дальше. И это было нашей ошибкой, потому что «завтра» выдалось прескверным - непроглядный туман и, то усиливающийся, то немного затихающий, но никак не прекращающийся дождь и, пробирающий прямо до мозга костей, холод. Но фотографы всё равно настойчиво пробовали что-то заснять (возможно, ёжика в тумане),

А  вот мне даже вылезать из палатки в такую погоду не хотелось.

Зато в такую погоду хорошо спать, а на свежем воздухе - так особенно. Чему лично я и посвятила почти весь день - отоспалась за все недоспанные ночи рабочих будней прошедшей недели, а заодно и последующей.

Впрочем, я не только спала. Выждав момент, когда дождь практически прекратился, мы всё же отправились на небольшую прогулку.

Тут я поняла, что значит точность пожелания: хотела я увидеть рододендроны? - вот, пожалуйста! (получите, распишитесь) А то, что гор не видно, ну так, извините, не заказывали.

Хотя, возможно, так даже лучше. Непроглядной молочной завесой туман отгородил от нас всё, дабы, не распыляя внимание, мы любовались этими маленькими яркими цветами.

На самом деле, туман - моё самое любимое погодное явление. Он наполняет смыслом, окружает ореолом таинственности, придаёт мистичности даже самому банальному пейзажу, а уж в горах - просто творит чудеса.

Проступающие, порой, сквозь туман мрачные очертания одиноких скал выглядели зловеще, словно грозные каменные стражи, охраняющие то ли подступы к вершине, то ли вход в обитель горных духов.

Ещё один страж - Ледяной Ветер - бессновато носился по округе так и норовя пробраться в самую душу, вырвать её и развеять по бескрайним горным просторам.

Валяющиеся недалеко от тропинки чьи-то кости будто бы подтверждали - путь небезопасен.

Именно поэтому, а вовсе не по причине банальной лени или бессмысленности предприятия из-за тумана, мы решили не подниматься на Поп Иван и повернули назад в лагерь, на подходе к которому наш глаз снова радовали яркие цветочки.

Кроме рододендронов вовсю цвели дикие нарциссы.

А ещё черника.

Да и капельки дождя на веточках можжевельника тоже могли сойти за цветочки.

Но главной достопримечательностью на сегодня стал костёр. В такую погоду его тепло и даже сам вид были особенно приятны.

Несмотря на то, что я проспала почти весь день, ночью мне тоже прекрасно спалось. А утром, позавтракав и выпив чай-кофе, мы засобирались в обратный путь.

И снова погода была дождливо-туманной - вот что значит оказаться в Карпатах без своего мольфара.

Но даже в такую никакущую погоду Карпаты нашли чем восхитить - стелящийся внизу и, словно уходящий в бесконечность, туман напоминал бушующее море. Хотелось застыть на месте, и смотреть, смотреть, смотреть…

Но долго стоять на одном месте оказалось довольно холодно, пришлось идти дальше.

Обратный путь лежал мимо горы Щербан, скалистые склоны которой нависали над самой дорогой - зрелище прекрасное и ужасающее одновременно, ведь по другую сторону от дороги обрыв.

Спустя какое-то время мы вышли на поляну, которую я про себя почему-то назвала «волшебной». Уж не знаю почему - то ли потому, что находится она в аккурат на границе меж двух держав (Украиной и Румынией), то ли потому, что когда мы на неё вышли вдруг прекратился дождь и даже попробовало пробиться сквозь туман солнышко, то ли просто потому, что я уже немного устала и, присев на пенёк, не особо хотела идти дальше и искала повод задержаться здесь подольше. Но находиться на поляне было как-то особенно приятно.

Дальше последовал не менее «волшебный», но уж куда более мокрый лес - густые заросли молодых деревцев подступили к самой дороге, щедро отдавая нашей одежде собранную дождевую воду. И уже минут через 15 мои штаны были насквозь мокрые, а в ботинках чавкало так, словно там поселились жабы. Но это почему-то не раздражало, не огорчало, не… короче, не вызывало никаких негативных эмоций. Скорее наоборот, вызывало какой-то весёлый азарт, заставляя двигаться всё быстрей и быстрей.

Потом мы вообще немного заплутали и, похоже, вышли на какие-то тайные котробас-тропы.

Но, в конце концов, мы всё-таки пришли к начальной (ставшей теперь уже конечной) точке маршрута - туда, где оставили машину, в с. Деловое. Осталось только переодеться в сухую чистую одежду и домой.

Так уж получилось, что в этот раз я почти не видела гор, но я их чувствовала. Их характер и настроение. Они были хмурыми и плачущими. Но всё равно прекрасными!

Время поездки - 30 мая - 1 июня 2014 г.