Если бы железяка, впившаяся в заднюю покрышку, знала сколько забот доставит её удачная попытка выпустить весь воздух из заднего колеса, то она, наверное, бы дважды подумала перед тем как коварно расположиться на моём пути.
Сначала жгут, потом
заплатка на шиномонтаже, потом … Потом нужно установить колесо на место, выровнять и натянуть цепь.
Если возвращение колеса на место не вызывало существенных проблем, процедура натяжки цепи уже досконально изучена, то вот с равнением колеса возникли определённые сомнения.
©
cophia При внимательном осмотре ведомой звезды выявил, что с внутренней стороны имеются признаки контакта между цепью и звездой.
Картина "акварелью" с наружной стороны звезды.
Картина "маслом" с внутренней стороны звезды.
Полез в интернет узнать, чтобы это значило.
Говорили мне, не читать на ночь интернет :-) не послушался я и прочитал. Понял, что дело плохо и требуется выровнять ведомую и ведущую звезду между собой. Причём меткам на маятнике доверять нельзя, т.к. японцы ставят их не иначе как после употребления саке, а поэтому такими важными характеристиками как ровность и симметричность эти метки не обладают.
«Болезнь» моя прогрессировала и интернет стал почитывать не только на ночь, но и утром. Все это грозило вылиться в круглосуточное просиживание за экраном, но удалось остановить недуг и выяснить, что всего существуют четыре способа выровнять звезды, точнее способ один, крутить гайки, но методов измерения результата кручения гаек пять:
1. По меткам на маятнике.
2. По относительному положению колёс.
3. По положению зубьев в ведомой звезде.
4. По специальному приспособлению.
5. По лазеру.
Так как не известно, какой способ лучше, проще и точнее, решил испытать все.
Исходно колесо установил по меткам на маятнике и начал эксперименты.
По меткам на мятнике
Начать решил с традиционного метода - по меткам. Тут все просто. Находим ближайшую метку и выставляем её максимально точно к раю прорези или другому ориентиру на маятнике. При этом натяжение цепи не имеет значения, но стараемся выбрать метку так, что бы потом крутить и вертеть гайки было поменьше.
Выставлял по менткам, которые находятся ближе к заднему концу прорези.
А так получилось справа.
Выставляем одинаково с двух сторон. После этого колесо можно считать стоящим прямо.
Далее путем поворота гаек с двух сторон на одинаковое количество оборотов натягиваем цепь.
Метод простой и не требует дополнительных приспособлений. Однако страх за возможность влияния огненной жидкости на конечный результат заставляет проверить результат инновационными методами.
Лазерный метод
Наверное, самый инновационный метод. Для его выполнения нужен специализированный прибор. На просторах паутины нашел только одного производителя - CAT Laser. На bikepost.ru был
небольшой обзор этого устройства. Видео роликов также достаточно. Принцип работы прибора заключается в том, что сам прибор располагают на ведомой звезде и лазерным лучом проверяют, что бы цепь была параллельно плоскости ведомой звезды.
Стоит прибор не дорого, около 1500 рублей, но в России в наличии таких приборов нет. Но мне нужно здесь и сейчас!
Так как прибора нет, то пришлось самому изобретать. В наличии было два лазерных прибора подходящих по габаритам. Один лазерная указка. Второй бытовой строительный уровень BOSCH.
При полевых испытаниях и оценке кривизны лазерного луча выяснил, что луч лазерный из указки при её вращении относительно оси меняет свое направление. Отклонение на дистанции 50 см составляло около 3-5 мм. Увы такая точность никуда не годится, хотя указка идеально ложилась на звезду и пользоваться было удобно.
Лазерный луч из строительного уровня BOSCH оказался намного прямее, но его габариты и наличие канта вокруг зубьев звезды не давали возможности разместить прибор на поверхности звезды. Поэтому из магнитов и куска металла была сделана площадка, которая прочно удерживалась на звезде, а уже к этой площадке прилипал на магнитах уровень. Недостатком такого крепления являлось то, что луч светил немного в стороне от цепи.
Такой вот лазерный выравниватель получился
Стал мерять, измеряя расстояние от края цепи до луча.
Картина получалась безрадостная. По показаниям цепь стояла криво и перекос на измеряемых точках составлял 3 мм.
Замер в наиболее удалённой точке от ведомой звезды (показания 12 мм).
Замер в близней точке к ведомой звезде (показания 14 мм).
Стал пытаться исправить ситуацию, но как не изменял положение колеса по меткам, как бы не крутил и не шаманил, увы разница в 3 мм было лучшим достижением.
По специальному приспособлению
Приспособления самого у меня не было. Стоит около 1500 рублей в России.
Выглядит прибор просто и понятно.
Например, прибор может выглядеть так.
Методика - закрепить прибор на ведомой звезде и посмотреть, чтобы планка на приборе была параллельна цепи. Метод очень похож на лазерный метод, но аппаратная часть для его реализации проще. За неимением прибора метод не проверялся, но неудобство его очевидно, если на мотоцикле цепь сверху закрывается кожухом.
По положению зубьев ведомой звезды в цепи.
На мото-форумах этот метод называют самым простым и понятным.
Метод заключается в позиционировании колеса таким образом, чтобы зубья звезды находились по середине между пластинами звена и не прикасались ни к одной из пластин. Просто? Не то слово! Способ подкупает отсутствием необходимости иметь какие-либо специальные приспособления.
Единственный нюанс - влияние резиновой прокладки между маятником и цепью, на положение цепи. Поэтому с помощью какой-нибудь твердой полоски или отвертки нужно устранить это влияние положив их между цепью и прокладкой.
Осмотрел звезду и понял, что зубья действительно располагаются не симметрично. Расстояние между половиной звена и внутренней поверхностью звезды практически отсутствовало. Берём ключи и начинаем смещать колесо таким образом, чтобы зубья заняли свое законное среднее положение. Покрутили гайки, зафиксировали колесо, покрутили колесо и посмотрели на результат.
Вот так расположились зубья ведомой звезды при симметричном положении меток на регулировочном механизме.
В принципе разницы в два деления между правой и левой стороной было достаточно, чтобы зубья сместились к центру… почти все зубья. Оказалось, что звезда либо не совсем идеальна, либо закреплена не совсем ровно. Если примерно половина зубьев была по центру звена, то оставшаяся была все равно ближе к внутренней стороне цепи. При этом сделать так, что бы зубья прижимались к наружной стороне звеньев не получалось. При этом о соосности колес при таком положении заднего колеса не могло и идти речи, что и подтвердила методика веревки и бутылки :-) .
По относительному положению колёс
После таких неудач решил попробовать метод для которого требуется приспособление в виде веревки и … Вот тут мнения расходятся. Кто-то использует дополнительно к верёвке бутылки, кто-то подставки под машину, кто-то палочки. Решил попробовать палочки и бутылочки.
Метод заключается в том, чтобы протянуть веревку с двух сторон мотоцикла, относительно веревки поверить положение колёс и определить находятся ли колеса в одной плоскости. Вместо веревки можно использовать длинные прямые предметы - правило, профиля, доски и т.д.
Описаний метода полно в интернете, как и видеороликов, которые наглядно демонстрируют процесс. В основном на английском языке.
Ключевыми моментами, от которых зависит точность измерений, являются:
1. Крепление веревки на заднем колесе - веревки должны ложиться на покрышку, а не на предыдущие витки.
2. Веревка должна еле-еле касаться передней части заднего колеса, т.е. касание должно быть таким, чтобы не происходил изгиб веревки.
3. Веревка не должна провисать и не должна касаться никаких частей мотоцикла.
4. Веревку впереди мотоцикла нужно крепить таким образом, чтобы была возможность легко и независимо от второй веревки скорректировать положение.
Еще чуть чуть и верёвка коснётся переднего края задней покрышки
Верёвка должна лежать на покрышке, а не на предыдущих витках верёвки.
Ставим мотоцикл на задний подкат. Выравниваем по мере сил и возможности переднее колесо. Закрепляем верёвку на заднем колесе и фиксируем по задним краям заднего колеса скотчем. Тянем с двух сторон к переднему колесу, располагая верёвку так, чтобы она еле-еле касалась переднего края задней покрышки и не касалась никаких других частей мотоцикла.
У переднего колеса веревки можно закрепить двумя способами.
Первый с помощью палки.
Примерно так закрепляют верёвочки без бутылочек.
Нужна упругая легкая палка прямоугольного профиля, иначе палка норовит все время прокрутиться по колесу и ослабить натяжение верёвок. Основным недостатком способа является сложность в корректировке положения верёвок.
Второй способ заключается в фиксации верёвок на каких-нибудь предметах: бутылки, подставки под машину, табуретки и т.д.
Так закрепляют верёвочки на бутылочках
Неоспоримым преимуществом этого способа является возможность независимо двигать веревки.
Поэтому использовал альтернативный способ закрепления с помощью бутылок. Бутылки от газированных напитков и различной автохимии идеальны!
Устанавливал верёвки таким образом. Сначала протягивал веревку с одной стороны. Потом выставлял переднее колесо параллельно этой верёвке. Затем протягивал вторую верёвку и проводил уже замеры. Если колесо оказывалось параллельно обоим верёвкам, то колеса стоят в одной плоскости.
Однако у меня удивлению не было предела! После устранения всех нежелательных факторов на положение верёвочек заднее колесо было параллельно переднему, но со смещением вправо!
Замер на переднем колесе спереди-слева.
Замер на переднем колесе сзади-слева.
Замер на переднем колесе сзади-справа.
Замер на переднем колесе спереди-справа.
Смещение небольшое, но имеющее место быть.
Решил оставить все как есть. Колеса параллельны. Метки на маятнике параллельны. Звезды … не знаю параллельны или нет, но зубья расположены не симметрично в звеньях, но с обоих сторон есть зазор и прямого контакта между внутренней стороной ведомой звезды и звеньев нет. Контакт звезды и цепи по внутренней поверхности вполне объясним смещением колеса.
В принципе все методы показали, что заднее колесо смещено вправо. Задумка ли это инженеров, или такой мотоцикл попался не знаю. Как такое смещение влияет на управляемость, тоже не ведомо. Вроде отмечал, что в одну сторону закладываю мотоцикл больше, чем во вторую (по износу покрышки задней), но это достаточно субъективное мнение.
После завершения всех измерений выявил, что рычаг сцепления немного поскрипывает при выжиме. Заодно решил немного подтянуть трос сцепления, т.к. свободный ход составлял уже 20 мм, что является верхней границей допустимого.
При осмотре обнаружил, что за 8000 км появилась небольшая «приработка» троса.
Вот так приработлся трос сцепления за 8000 км
Перевернул трос сцепления на 180 градусов. Дальше решил смазать. На велосипеде всегда смазывал с помощью шприца с иглой и литиевой смазки в баллончике.
Примерно такая конструкция использовалась для велосипеда, но потерпела крах на мото.
Решил попробовать эту методику на мотоцикле. Собрал конструкцию. Иглу вогнал между тросом и оплеткой и … раза три четыре пшикал, но смазка так и не появилась на другом конце. При этом много смазки конечно летело в обратно направлении.
После этого достал китайское устройство для смазывания цепи, купленное рублей за 200 в одном магазине красных инструментов.
Вот такой китайский агрегат успешно справился со смазкой тросов.
Заправил трос. Пшикнул. О чудо сразу же на другой стороне троса появились следы смазки. Грязь выплескивалась наружу и трос был смазан. Для уверенности пшикнул еще два раза.
Для смазки троса на мотоцикле использовал смазку Motul.
Теперь звезды выровнены. Трос смазан, можно дальше кататься и тут с одним знакомым происходит интересный разговор:
- Да чего там регулировать, все достаточно просто! - высказал я уверенно мысль в отношении регулировки одного из механизмов на мотоцикле.
- И что, ты уверен, что сделаешь лучше чем мастера в мотосервисе? Они же больше тебя знают и опыт у них больше! - аргументировал свою позицию мой знакомый, который и инструмент в руках держать умеет, да и с техникой в том числе мото на "ты".
- Конечно! Не Боги на небе звёзды ровняют! Кое, что в интернете прочитаю, кое-что в сервис-мануале узнаю, инструмент приобретём и неспеша сделаем как надо, а если что переделаю. Удовольствие получу, да и буду точно уверен в корректности проведенной операции! Только вот гаража нет, а так бы...
К чему это я, а к тому, что мне кажется что в большинстве мото-сервисов ровнять будут исключительно по меткам, но даже эту операцию будут делать не тщательно, а "примерно что бы метки были почти симметрично". При этом если ровняешь сам, то делать это будешь дотошно и если первый раз ровнение займет целый час, второй раз все будет сделано играючи и быстро, ведь не только операцию освоили, но и мотоцикл свой досконально изучили... ну кто знал что у Раритета (CBR 500) заднее колесо смещено вправо!
Нигде об этом не написано было!