Председатель Общественного комитета защиты ученых, академик РАН Юрий Рыжов в конце мая направил президенту РФ Владимиру Путину письмо об уголовном преследовании ученых, необоснованно обвиненных ФСБ в шпионаже. Это далеко не первая попытка обратить внимание высокопоставленных отечественных чиновников на проблему шпиономании в российских спецслужбах и судьбы конкретных пострадавших от нее людей.
Как сообщил корреспонденту HRO.org ответственный секретарь Общественного комитета защиты ученых Эрнст Черный, это письмо было отправлено в Управление по обеспечению конституционных прав граждан президентской администрации и в Генеральную прокуратуру РФ. Однако ни это ведомство, ни глава государства до настоящего времени не сочли нужным отвечать даже формально.
Сегодня портал HRO.org публикует письмо академика к президенту РФ.
Президенту Российской Федерации
В.В. Путину
Уважаемый Господин Президент!
На протяжении последних 12 лет ученые и их объединения, правозащитники, деятели культуры, различные международные организации многократно обращались к Вам и г-ну Медведеву с просьбой о прекращении уголовных преследований ученых, привычно обвиняемых ФСБ в государственной измене, разглашении государственной тайны и экспорте технологий двойного назначения и освобождении тех, кто находится в заключении.
Возьму на себя смелость заметить, что лица, осужденные по 275, 283, 189 статьям УК РФ и другим статьям, возбуждаемым ФСБ, по определению являются политическими заключенными. Впрочем, вся глава Х УК РФ (Преступления против государственной власти) является по сути дела регламентацией преступлений политического характера.
Так что формальное отсутствие в Уголовном кодексе раздела "Политические преступления" совсем не говорит о том, что в стране нет политических заключенных. Суть не в том, есть они или нет. Дело в другом. Власть просто не замечает, когда возникает разговор о фабрикации (мне представляется совершенно сознательной) уголовных дел по названным выше статьям против ученых.
Занимаясь делами ученых почти 14 лет, я не встречал среди них дел, когда бы обвинение имело законную доказательную базу. И это не ошибки следствия. Это сознательное политическое преступление, которое регламентируется ст.ст. 299, 303, 305, 307 (глава Х УК РФ).
Сегодня в местах заключения находятся осужденный на 13 лет и 6 месяцев физик Валентин Владимирович Данилов (Красноярск) и бывшие сотрудники ЦНИИМАШ-а Игорь Андреевич Решетин [как сообщил HRO.org Эрнст Черный, Игорь Решетин только что отпущен на свободу условно-досрочно. - Прим. Веры Васильевой] и Сергей Андреевич Визир (Московская обл.), осужденные на 11 лет и 6 месяцев и 11 лет соответственно.
Любому, непредвзято оценивающему сложившуюся ситуацию человеку, понятно, что "дела" ученых в самом лучшем случае являются грубой ошибкой. При этом многократные обращения к Вам и г-ну Медведеву остались без рассмотрения по существу.
Мы обращались к Президентам потому, что эти дела не имеют никакой криминальной основы и, стало быть, не могут быть рассмотрены в рамках честных юридических процедур.
Дела носят выраженный заказной характер, но при этом рассматриваются нашими судами, как дела, имеющие доказательную базу. Все представляемое обвинением принимается, а то, что представляет обвиняемый и защита - отвергается. Этот принцип работы наших "басманных" судов хорошо известен. Тем более, в закрытых процессах.
Хочу заметить, что мы говорим даже не о пересмотре или, не дай Бог, о реабилитации. Мы говорим о простом человеческом великодушии - о милости, о помиловании.
Ответом, как правило, является отказ, мотивация которого вызывает сомнения в профессионализме сотрудников Генеральной прокуратуры, которым поручалось дать ответ на обращение к Президенту страны достаточно известных и безусловно честных людей.
Уважения сотрудников Генеральной прокуратуры не заслужил даже лауреат Нобелевской премии, ученый с мировым именем Виталий Лазаревич Гинзбург (ныне покойный).
Не знаю в какой степени огорчит Вас мое утверждение о том, что у страны, которая игнорирует мнения таких своих граждан, будущее закрыто пеленой тумана. Оно неопределенно.
О персональном помиловании И.А. Решетина просили Д.А. Медведева семь академиков РАН, причастных к ракетно-космическим проблемам. Д.А. Медведев поручал рассмотреть затронутый вопрос. Региональная комиссия рассмотрела, сократила срок заключения на 2 года и направила материалы в Администрацию Президента, где они благополучно и скончались. Это было еще в 2010 г.
Затрудняюсь даже понять такую ситуацию, так как письмо с просьбой о помиловании подписали академики РАН: Черток Б.Е. (ныне уже покойный), Белоцерковский О.М., Легостаев В.П., Семенов Ю.П., Соломонов Ю.С., Черный Г.Г., Рыжов Ю.А. - люди, сделавшие кое-что для ракетостроения, космонавтики и авиации нашей страны (копию письма прилагаю).
Мне известно, что в начале этого года Д.А. Медведев говорил, что если трое находящихся в заключении ученых лично обратится к нему с ходатайствами о помиловании, то он не видит препятствий для удовлетворения их просьбы.
Такие ходатайства от Данилова, Решетина и Визира были переданы в Администрацию Президента Р. Хабирову.
Несмотря на то, что помилование ученых было поддержано Советом по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, двенадцатилетний цикл надежд и ожиданий закончился ничем.
Пожилые ученые, здоровье которых подорвано, остаются в заключении. Вопрос о помиловании так и не решен.
Между тем, несмотря на все усилия обвинения, Данилов в первом судебном процессе (2003 г.) был оправдан коллегией присяжных. Затем, как это принято у нас, оправдательный приговор отменили и затеяли новый процесс. На этом процессе Данилов и получил в 2004 г. 14 лет строго режима (ВС РФ снизил срок на 1 год).
Дело в том, что Данилов ничего не мог разгласить по определению: он написал всего лишь Техническое задание (ТЗ) на ПРЕДПОЛАГАЕМУЮ работу. Любой инженер скажет, что ТЗ - не более чем декларация о намерениях. Итак, 13 лет только за намерения? Такого даже в СССР последнего периода уже не было.
В 2004 г. я провел семинар по проблеме открытости материалов, которыми мог бы оперировать Валентин Данилов. Общая оценка специалистов: секретов в этой области давно не осталось.
Вообще у защитников Данилова есть много заключений специалистов самой высокой профессиональной и моральной пробы, а у ФСБ лишь «оценки» физкультурников, строевых командиров да двух профессоров Бауманки (Сычева и Панина), которые вдруг оказались специалистами как в области гидродинамики в деле честнейшего человека проф. Анатолия Бабкина (его обвиняли в продаже США ракеты-торпеды "Шквал", которая почему-то на деле оказалась в Иране, а Бабкину дали 8 лет, но условно), так и в области физики космической плазмы в деле Валентина Данилова.
Не могу не обратить Ваше внимание и на очередное заказное "дело" ученых - профессоров Санкт-Петербургского Военмеха Евгения Васильевича Афанасьева и Святослава Васильевича Бобышева.
Снова бездоказательные обвинения, свои "эксперты", отказы от рассмотрения заявлений обвиняемых и защиты.
Если говорить честно, то никто не может понять, почему возникли эти дела. Кому принесло это пользу? Если отбросить мелочные личные выгоды чекистов в виде званий, должностей и наград, то все остальное в минусах.
Страна в минусах. На нас начинают смотреть как на больных людей.
Все это происходит на фоне чудовищного опыта репрессий сталинского периода нашей истории.
Многие задаются вопросом, почему с такой настойчивостью ФСБ охотится на ученых? А действительно, почему?
Представляется, что главная задача - создание иллюзии враждебных сил внутри страны и враждебного окружения.
Можно много говорить о модернизации, о Сколково, нанотехнологиях и при этом не понимать, что сажать ученых ради амбиций лейтенантов ФСБ, игнорируя при этом мнение действительно крупных ученых нашей страны - значит ставить на грань провала научно-техническое будущее своей страны.
В этом смысле я и хочу быть правильно понятым Президентом моей страны.
Я помню Ваше выступление в Госдуме 19 апреля 2000 г., содержавшее явно ошибочный тезис о криминализации общения с иностранцами.
Похоже, что Ваши слова нашли отклик в сердцах чекистов, страдающих синдромом лакейства и шпиономании. Нельзя исключить, что продолжающиеся и сегодня преследования ученых, вполне могут опираться на соображения такого рода. При этом я вспоминаю и Ваши слова о том, что нужно покончить с "маниакальной шпиономанией".
Нет, Владимир Владимирович, не покончили. К сожалению не покончили. Еще в НКВД была создана, существующая и ныне в ФСБ система, в рамках которой любого человека можно обвинить в чем угодно и усадить за решетку.
Для этого созданы целые кланы: муж в ФСБ, жена в суде. Папа в прокуратуре, дети - следователи ФСБ. Попробуй, докажи, что ты не шпион, особенно, если имеются и свои эксперты.
Еще более сложно, если в системе спецслужб внедрена идеология внутреннего врага. Вот слова руководителя управления конституционной безопасности ФСБ Геннадия Зотова: "При создании Управления конституционной безопасности государством преследовалась цель выделения из системы органов ФСБ самостоятельного подразделения, "специализирующегося" на борьбе с угрозами безопасности Российской Федерации в социально-политической сфере. По ряду объективных, связанных с фундаментальными особенностями России, причин в ней всегда особое внимание уделялось защите государства от "внутренней крамолы", то есть, говоря современным языком, от угроз безопасности в социально-политической сфере, ибо "внутренняя крамола" для России всегда была страшнее любого военного вторжения" ("Независимая газета", 20 ноября 1998 г.").
Уважаемый Владимир Владимирович, в очередной раз обращаюсь к Вам с просьбой об освобождении находящихся в заключении Данилова, Решетина и Визира, чьи ходатайства о помиловании имеются в Вашей администрации.
Помнится, что даже участники попытки государственного переворота (ГКЧП) и те были отпущены на свободу по амнистии, а В.А. Крючков был даже Вашим советником.
Кроме того, убедительно прошу Вас предпринять шаги для прекращения дел Афанасьева и Бобышева, которые пока еще находятся на стадии судебного рассмотрения. Этот произвол еще можно остановить. Ученые находятся за решеткой с марта 2010 года.
И последнее. Пользуясь случаем, затрону еще один вопрос.
По четвергам на канале РЕН ТВ идет постыдная по своей безграмотности, но с претензией на "научность" программа "Тайны мира с Анной Чапман". Это просто позор для страны, имеющей еще и сегодня достаточно высокий научный авторитет в мире и мечтающей о модернизации. Впрочем, люди, выступающие в этой программе (включая ученых), удивляют не меньше, чем сама Чапман. Взгляните разок на эту программу, Владимир Владимирович. Особенно понимая, что на фоне такой программы за решеткой сидят настоящие ученые.
С уважением,
Председатель Общественного комитета защиты ученых, академик РАН
Ю.А. Рыжов
Оригинал на портале HRO.org:
http://hro.org/node/14389.