О постановочном судебном процессе - языком искусства

Nov 16, 2011 10:11


В санкт-петербургском издательстве "Бумкнига" вышла в свет книга художников Виктории Ломаско и Антона Николаева "Запретное искусство", сделанная в жанре графического судебного репортажа. Книга рассказывает об уголовном процессе по делу организаторов выставки "Запретное искусство-2006" в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова - Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова. Он был инициирован ультраконсервативным движением "Народный собор" и проходил в Таганском районном суде Москвы.

Антон Николаев - куратор выставок современного искусства, художник, журналист. Основатель арт-группы "Бомбилы", автор или соавтор нескольких книг графики, нескольких десятков короткометражных видеофильмов.

Виктория Ломаско - московская художница, в настоящее время работающая в жанре социального и документального комикса. Она известна также комиксами о суде над бывшим главой НК "ЮКОС" Михаилом Ходорковским и руководителем МФО "МЕНАТЕП" Платоном Лебедевым. Работы Виктории Ломаско в этом жанре в 2009 году стали финалистами конкурса "Рисуем суд" и были представлены на выставке в Центральном доме художника на Крымском валу.

В 2010 году Антон Николаев и Виктория Ломаско за свои произведения были номинированы на премию Кандинского.



Книга "Запретное искусство" - это результат посещения ее соавторами судебных заседаний в течение года.

В зале суда обычно нельзя фотографировать и снимать видео по соображениям защиты прав личности. Между тем, по мнению Виктории Ломаско, высказанном в одном из интервью, "именно судебные репортажи нуждаются в иллюстрациях, потому что неподготовленному читателю трудно осилить такие тексты. Суд в картинках становится более доступным и даже увлекательным".

Сначала творческий тандем стал размещать свои зарисовки в собственных блогах в Интернете, а читатели не только комментировали, но и републиковали их. Впоследствии Антона Николаева и Викторию Ломаско пригласили к сотрудничеству несколько известных журналов, в частности - GQ и "Большой город".

Искусство судебного репортажа в мировой художественной культуре известно еще с XVIII века. Сейчас на Западе присутствие художника в зале - обычное явление.

Однако судебный комикс Виктории Ломаско и Антона Николаева - это далеко не только фиксация события. Это субъективный рассказ об увиденном глазами художника.

Рисунки и текст к ним - единый творческий продукт, поэтому соавторы не очень приветствуют те публикации в СМИ, где перепечатывают одно без другого. Кстати, вся книга "Запретное искусство" написана от руки, каллиграфия в ней - Валентина Ломаско.

Как отметила в послесловии к изданию искусствовед Сандра Фриммель - научный сотрудник института славистики Университета города Цюриха, - "создается обобщенное от совершающегося - оригинальный концентрат, находящийся на грани факта и личного отношения художника. Именно в этом и проявляются сильные качества репортажа Ломаско и Николаева. Художники-репортеры тонко подмечают характерные детали поведения участников процесса и комментируют изображения простыми, лаконичными и совсем не пафосными текстами".

Пожалуй именно этот - документально-художественный, если так можно выразиться - жанр идеально подошел для освещения суда над "запретным" искусством, где театральность стала нормой, задающей тон всем событиям. "Свидетели", не видевшие "подсудную" выставку и дающие показания по "шпаргалке", щедрые аплодисменты публики таким "актерам" - это лишь малая толика проявлений постановочности действа. Законы театра абсурда в нем задвинули далеко на задний план законы юридические.



Выставка, организованная Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым, как они объясняли на процессе, поднимала проблемы внутримузейной цензуры. И была осуждена. С цензурой же, пусть в другой форме, столкнулись и художники-репортеры. Подавляющее большинство художественных галерей, хотя и проявили интерес к их комиксам, в итоге так и не рискнули выставить у себя эти работы. По словам Виктории Ломаско, владельцев выставочных площадок - видимо, наученных горьким опытом Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева - пугает то, что связано с политикой и "государственной религией" православием.

Смех, как известно из истории, с давних времен был не в чести у властолюбивых правителей. Ведь такой смех убивает страх, служащий у них главным инструментом манипуляции душами и умами людей.

Оригинал на портале HRO.org: http://www.hro.org/node/12372.

zapretnoe_iskusstvo

Previous post Next post
Up