Председатель правительства России Владимир Путин вновь заявил о причастности компании "ЮКОС" к преступлениям против личности и о том, что "эти деяния доказаны судом". Кроме того, премьер-министр сравнил Михаила Ходорковского с аферистом Бернардом Мэдоффом и гангстером времен сухого закона в США Аль Капоне. Эти высказывания прозвучали 27 ноября 2009 года на пресс-конференции Владимира Путина в Париже.
Как передает информационное агентство
"Интерфакс", Владимир Путин ответил на вопросы французских журналистов о резонансных уголовных делах, в том числе о деле "ЮКОСа".
"Господин Мэдофф в Соединенных Штатах получил пожизненное [заключение], и никто не чихнул. Мол, так ему и надо", - сказал Путин.
Он также напомнил о "громком" деле в Великобритании, где решается вопрос о выдаче хакера, в результате действий которого был нанесен ущерб в миллион долларов:
"Его собираются выдать в США, где ему грозит 60 лет тюрьмы. Что о нем-то не спрашиваете?" - "недоумевал" премьер-министр.
По его словам, "деятельность некоторых наших фигурантов по уголовным делам нанесла ущерб России в миллиарды долларов"… Кроме того, есть и претензии с точки зрения покушения на жизнь и здоровье конкретных людей в ходе их так называемой коммерческой деятельности", - добавил Путин.
Глава правительства РФ особо подчеркнул, что "эти деяния, эти эпизоды доказаны судом".
"Как вы помните, в 30-х годах в США Аль Капоне судили за уклонение от налогов. Формально. Но фактически - за целую совокупность совершенных преступлений", - сказал Владимир Путин.
Премьер-министр заявил, что все, что происходит в России, "происходит в рамках действующего законодательства".
Подобные заявления Владимир Путин делал уже неоднократно. Например, как
писал портал HRO.org, не далее как 7 октября этого года на встрече с российскими писателями премьер-министр сказал: "Упоминая о нем [Михаиле Ходорковском] и других фигурантах дела, главное помнить, что они были причастны к убийствам людей... Это было доказано судом".
А еще раньше, во второй половине 2003 года, после ареста начальника отдела службы безопасности "ЮКОСа"
Алексея Пичугина и руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева в ответах на вопросы иностранных журналистов Владимир Путин утверждал, что "там не только экономика, там и убойные дела".
Необходимо особо отметить, что в последнем случае свое заявление тогдашний президент России сделал еще до начала даже судебных процессов в отношении Алексея Пичугина, Платона Лебедева и Михаила Ходорковского, и ни о какой доказанности вины не могло быть и речи. Между тем, очевидно, что эти субъективные высказывания высшего должностного лица России влияли на формирование точки зрения как следствия, так и суда и в конечном счете сыграли роль при вынесении обвинительных приговоров.
Однако и после того, как эти приговоры вступили в силу, доказанность "деяний" судом остается под большим сомнением у известных правозащитников, общественных деятелей и авторитетных международных организаций.
Еще 11 апреля 2005 года международная правозащитная организация Amnesty International ("Международная Амнистия")
выразила мнение, что "арест и уголовное преследование бывшего главы компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского и других лиц, связанных с "ЮКОСом", имеет значительный политический контекст".
Спецдокладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер, изучавшая дело Пичугина, в своем докладе "Политически мотивированные судебные процессы в странах Европы", опубликованном 23 июня 2009 года,
писала, что "Пичугин также [как и Михаил Ходорковский и Платон Лебедев], возможно, стал жертвой непрекращающейся кампании, которая ведется против всех лиц, связанных с "ЮКОСом" и его руководителями".
В рамках первого уголовного дела Алексея Пичугина не были обнаружены даже трупы предполагаемых жертв, а в рамках второго - все показания "свидетели" обвинения давали с чужих слов. Впоследствии главные лжесвидетели
отказались от своих показаний против представителей "ЮКОСа".
К этому следует добавить, что ни Михаил Ходорковский, ни Платон Лебедев в преступлениях против личности никогда не обвинялись.
Едва ли Владимиру Путину не известны вышеприведенные факты. Также едва ли он не в состоянии оценить их как юрист. Поэтому остается лишь сделать вывод, что сравнивая Михаила Ходорковского с деятелями мафии, или утверждая о причастности компании "ЮКОС" к убийствам, о том, что это доказано судом и все происходит "в рамках действующего законодательства", глава российского правительства целенаправленно вводит в заблуждение российскую и международную общественность. И сфабрикованное дело Алексея Пичугина теперь используется для очернения Михаила Ходорковского. Очевидно, что такого рода громкие заявления рассчитаны на недостаточно осведомленную и впечатлительную публику.
Кроме того, вызывает сильную обеспокоенность тот факт, что о якобы преступном характере деятельности опальной нефтяной компании Владимир Путин настойчиво повторяет в то время, когда продолжается второй судебный процесс в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
Юристы называют подобные действия попытками оказать незаконное давление. И такие публичные высказывания премьер-министра стороной защиты и наблюдателями вполне могут быть оценены как воздействие на Хамовнический суд Москвы с целью склонить его к обвинительному вердикту.
Оригинал на портале HRO.org:
http://hro.org/node/6937.