В воскресенье в Москве на 60-м году жизни скончалась известная правозащитница Елена Рябинина, руководитель программы "Право на убежище" Института прав человека. Более десяти лет она занималась защитой политических беженцев из стран Центральной Азии, написала практическое пособие "Защита по делам об экстрадиции".
Рябинина добивалась предоставления статуса беженца узбекам и таджикам, бежавшим от религиозных и политических репрессий. Она защищала фигурантов сфабрикованных дел об исламском экстремизме, в том числе членов запрещенной партии "Хизб ут-Тахрир". "В одном из таких дел одиннадцать человек на основании литературы, изъятой из-под матрасиков детских кроваток, были осуждены ни много ни мало за подготовку насильственного захвата власти", - рассказывала правозащитница в одном из интервью. Некоторые из ее подзащитных были похищены на территории России спецслужбами своей страны.
Рябинина и ее коллеги добивались исполнения Россией Конвенции о статусе беженцев, ратифицированной в начале 90-х годов, и федерального закона о беженцах. Рябинина неоднократно подчеркивала, что практика ФМС не учитывает репрессий и пыток, которые грозят беженцам на родине. Рябинина также выявила нарушения международного права в соглашениях Шанхайской организации сотрудничества о взаимном признании актов экстремизма.
Рябинина училась в Ленинградском институте точной механики и оптики, затем перевелась в МВТУ им. Баумана, по специальности она инженер-оптик, много лет проработала в НИИ оптико-физических измерений. В 2002 году занялась правозащитой, вела направление политбеженцев из Центральной Азии в комитете "Гражданское содействие", в 2010 году возглавила соответствующую программу Института прав человека, действующую в партнерстве с УВКБ ООН.
Прощание с Еленой Рябининой пройдет 6 мая в 13:00 в морге Центральной клинической больницы РАН. Поминки назначены на 16:00 в "Мемориале".
"Грани.ру" Если вы утратили доступ к сайту «Грани.ру», то воспользуйтесь
этой или
этой ссылкой и следуйте инструкциям. ПОМНИТЕ: обходя блокировку, вы не нарушаете закон. Напротив, сама блокировка незаконна, поскольку Роскомнадзор обязан указать конкретные страницы и материалы, содержащие противоправный контент, что сделано не было.