Проповеди об эволюции: о человечности обезьян и обезьянности людей, ещё чуть-чуть о других животных

Sep 27, 2018 02:32

Ура! Александр Марков читает в "АРХЭ" курс про эволюцию человека, а если быть чутка точнее - об эволюции на примере человека. Читает не первый раз, а второй, и первый курс 2016 года я тоже видела. Казалось бы, в чём смысл?
Так есть у меня целый список субъективных причин, почему я это удовольствие повторяю:

Раз. У Александра Владимировича всегда есть свежак. Хоть он и предупредил, что особо много нового не будет, но знаем мы эту вашу скромность :-))).
Два. Посетить второй раз курс Маркова - это как сходить в хороший музей уже энный раз, как ещё энный раз перечитать хорошую книгу. На мой предвзятый взгляд. Такой вот я человек, хорошее люблю повторять.
Три. Причина связана с предыдущей рекурсивной связью. По сравнению с 2016 годом, как мне кажется, расширился мой научный горизонт, изменился подход к воприятию и популяризации науки. Проще говоря - замечаю то, что раньше не замечала, по-другому расставляю акценты. Как в книгах и музеях.
Четыре. Только в 2017 году я начала писать обширное научно-фантастическое произведение. Нужно вдохновение. И найти его можно как раз в таких вещах.
Пять. Мои полторы извилины могли элементарно что-то подзабыть. Освежить дурную память не помешает.
Шесть. У каждого свои традиции. Кто-то на Новый год ходит в баню, кто-то - по воскресеньям в церковь, а кто-то по средам...
Семь. А кто ж звёзды-то считать будет осветит это дело в ЖЖ? :-))) Пушкин, что ли? Нет-с! Опять будете мои кривые конспекты читать! (Зловещий смех).
Наконец, восемь. На примере уже первой лекции могу ответственно заявить, что это не совсем то же самое, что было 2 года назад! Есть повторяющиеся элементы, само собой, но общий смысл и акценты другие.

Итак, начнём. Предупреждаю - будет отсебятина, будет всовывание орнитологии там, где не предполагается :-)))
Цитирую Александра Владимировича: "Несколько замечаний, чтобы настроить вас на эволюционно-обезьяний лад"...



Увы и ах! Суровая правда. Даже среди собратьев-биологов встречала людей, которые не признают человека животным, а уж тем более - обезьяной. Кстати, примерно та же история с птицами. Выражение "птицы И животные" устойчиво, как безвкусные скульптуры не буду называть какого автора, загораживающие обзор некоторых мест в Москве. Кто ж тогда птицы? И кто ж тогда люди, если не животные? Вот такое интерактивное древо жизни в помощь. Если найдёте людей (и птиц) где-то среди грибов или бактерий - я вас поздравляю, скорее делитесь открытием с научным миром и получайте заслуженный Шнобель! :-)))



Вопрос-то дискуссионный, но...порой в общественном транспорте мне почему-то начинает казаться, что эти обезьяньи господа образованнее и интеллектуальнее не только нечеловеческих приматов (эх, опять неодносложная терминология!) Кстати, было упомянуто, что в человеческом эквиваленте потолок возможностей даже для обезьяньих гениев - уровень двухлетнего ребёнка. И снова: а все ли люди переросли этот уровень?


Раньше думалось, что обезьяньи мозги и наши очень сильно различаются. Всякого, кто пытался объявить на вид радостную обезьяну радостной, а на вид сердитую - сердитой, обвиняли в антропоморфизме. Дескать, нечего перекладывать человеческое на иное животное. Но на самом деле как раз-таки с обезьянами ситуация такая, что если нам что-то кажется, то скорее всего, так и есть. Вот здесь - кажется, что старый макак обучает самок и молодёжь какой-то премудрости. Так и есть!
Минутка отсебятины (хотя, наверно, скорее речь Капитана Очевидность). И всё-таки среди других животных тоже попадаются более-менее универсальные жесты и сигналы. Да, бывают и фундаментальные несовпадансы - вроде знаменитого конфликта собак и кошек, исходящего из неодинакового языка тела и разной степени социальности - но, например, если животное пытается казаться больше, оно явно отпугивает противника. И у млеков, и у птиц, и даже у жаб это можно заметить. И у рыб - посмотрите на досуге на петушащихся друг перед другом скалярий. Чем-то заинтересованные животные самых разных классов тоже ведут себя весьма похоже. Есть у нас у всех, животных, что-то общее в поведении!


Популярная тема - обезьяны, обученные языку жестов. Изобретательные товарищи! Кстати, насчёт истории с журналом: вроде как в этом случае шимпанзе Тату "читала" журнал, держа его ногами (можно сказать, нижними руками :-))), а собственно руками и общалась. Такую картину маслом я в виде фото не нашла, но наткнулась на забавное наблюдение в китайском зоопарке, когда шимпанзе заинтересовались предложенными журналами и начали их "читать", по-человечески держа в руках.




Знаменитая горилла Коко (недавно почившая), оказывается, ещё и изящно шутить умела! Не знала я этой истории. Вот про первобытный юмор Уошо попадалась такая: шимпанзе уселась на плечо к своему тренеру и пустила лужицу. Тренер выразил неудовольствие, а обезьяна сделала жест "смешно".




Два близких вида - а какая разница. И у тех, и у других какие-то причуды: у кого кровопролитные войны, а у кого - секс без границ...


"Проблема безбилетника" - смысл в том, что пусть лучше воюют другие, а мы, самые умные, тихо покурим в сторонке. И в то же время участие в войнах повышает репутацию. Люди в воинственности шимпанзе не виноваты - обезьяны не воюют больше там, где вырубают леса, пшикают пестицидами и прочее, и прочее.


Годы наблюдений - имеется в виду не 426 лет подряд, а для многих наблюдавшихся групп одновременно. Скажем, наблюдали десять лет за десятью - вот и получили сто лет. Ну и всё логично - конечно, межгрупповые конфликты - дело более серьёзное, чем внутригрупповые, в своей группе лучше поддерживать всё-таки худой мир, а не тратить силы на драки; самцам выгодно убивать вражеских самцов и детеёнышей, а самок оставлять для себя; нападающие, при всей отваге, идут в бой только тогда, когда их больше.
Ещё занятно - не с голодухи воюют, а наоборот, во вполне благополучных регионах. Тут, по-моему, всё очевидно - в плохих условиях не до войн, не до траты ресурсов и сил, самим выжить бы.


Насчёт внутривидовой изменчивости (имеются в виду расовые и морфологические различия в пределах одной расы) - минутка отсебятины - а не будем ли мы каким-нибудь инопланетянам (в рамках одной нашей расы, конечно; несколько разных рас они наверняка бы отнесли к разным видам! :-))) казаться одинаковыми, на одно лицо? Мы индивидуальные черты других животных не так хорошо распознаём, как нашенские, по-видимому - всё-таки проспособились мы к лицам сородичей: надо же знать, что задумал сотоварищ!


Выделю пару моментов. По поводу интеллекта: хорошее такое рабочее определение, и, пожалуй, более-менее универсальное. Есть такая проблема, что нередко мы оцениваем ум животных очень предвзято, предлагая им тесты, с которыми хорошо справляемся сами. А они нас могут обставлять в совершенно других вопросах! Вот, например, опять сворачиваю на орнитологию: видела я, как поползень в Петровском парке распихивал в трещины коры дерева кусочки хлеба. Да так пихал, что и не видно! Мы в жизни не найдём и не запомним среди одинаковых деревьев, а поползень - запросто.
Особенность нашей культуры - в накопительности. То есть выученный навык может служить основой для чего-то ещё нового. Хоть культура у других животных - явление не редкое, но такой вещи ни у кого больше не наблюдали.
Говорят, что явление менопаузы у женщин - тонкий намёк на эусоциальность, то есть такую ситуацию, когда в группе есть размножающаяся каста и неразмножающаяся (как у общественных насекомых, скажем). Такая своеобразная "неразмножающаяся каста" у людей полезна для помощи в выращивании молодёжи, а ещё хранения и передачи ценного опыта.


Почему-то именно на этом слайде меня посетила странная - и опять околоорнитологическая - мысль не к месту, опять минутка отсебятины: не является ли феномен кормовых ассоциаций (грубо говоря, когда скворцы следуют за скотом, который вспугивает насекомых) частным случаем орудийной деятельности? Вот хорошая статья в том числе и о кормовых ассоциациях - о методах визуализации добычи у птиц. Вот оно, действие пищи для ума от шеф-повара Маркова :-)))


Рабочую память можно косвенно измерить по уровню мастерства в изготовлении инструментов. Ну и плюс явно дело кроется в количестве рабочих рук :-))) Минутка отсебятины: а если бы у нас было не две руки, а, скажем, десять - был бы у нас объём рабочей памяти ещё больше, могли бы мы делать десять дел одновременно?




У кого какие традиции! Если игра с палочками ещё как-то более-менее может быть полезна для отработки материнского поведения, то швыряние камней в дупла....походу, это просто спорт такой.




Всё сходится! Разве что некоторые умные самки берут с собой несколько "удочек" или разделяют одну на месте, чтобы угощение-то не терять.


Прелестный эксперимент! Ловили нескольких большаков и обучали их открывать кормушки. Кормушки были не простые - открыть их можно было либо в одну, либо в другую сторону. Потом большаков отпускали, ставили кормушку, которую можно открывать как угодно и смотрели, как умения распространяются по округе. Интересно, что если синица научилась открывать в одну сторону, а в приличном (окружающем) обществе принято в другую, птица поведёт себя конформистично и поддастся влиянию толпы...такая синичья культура.


Оказывается, миграции у копытных в генах не записаны! Всё опыт, сын ошибок трудный, и культурный перенос!


Порой полёвки человечнее людей!
Я вот, например, как-то ерундово утешать умею...:-)))


Ох уж эта плотная коэволюция! И речь человеческую научишься понимать! Кстати - ну последний раз про птичек, ну простите меня, грешную! - а можно и без коэволюции обойтись, что показано на родимых якобы "повторяках" попугаях.

Продолжение следует! Хотите больше - бегом в "АРХЭ" в среду вечером!

проповеди об эволюции, биология, лекции, Александр Марков, Архэ, наука, эволюция

Previous post Next post
Up