У многих из нас, даже простое упоминание о дисциплине вызывает тревожное ощущение скорого насилия. Но что мы знаем о дисциплине, как таковой?
Великолепно эти вопросы разбирал наш великий педагог А.С. Макаренко. Отсылаю вдумчивого читателя к его работам и продолжаю свои скромные размышления.
Условно дисциплину можно разделить на 2 вида: внутреннюю и внешнюю. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Внешняя - это кнут и пряник. Это система законов западной модели развития. Это палочная дисциплина у нас в дореволюционный период. Даже некоторые течения религии, где упор делается на карающей функции Бога (Католицизм или Ислам).
Основной недостаток такой системы - когда свет гаснет, воцаряется хаос. Когда Ницше констатировал «Смерть Бога», появился фашизм. И основным носителем его стала самая дисциплинированная нация. Дисциплина принуждения таким образом зашла в тупик.
Но есть другая дисциплина - внутренняя. Основанная на глубоком понимании необходимости выстраивания внутренней структуры поведения для достижения поставленных целей. Это дисциплина советская, где все общество связано теснейшей сетью осознанной ответственности друг перед другом, обществом в целом, предками и потомками, общей великой мечтой и самим собой. Это как бы система заранее найденных и прочувствованных ответов на ключевые вопросы жизни и смерти. Такая система позволяет освободить человека от постоянно гложущих его сомнений, дать ему подлинную решимость. Ярким примером такой решимости может послужить массовый героизм советского человека во время Великой Отечественной войны. Великие наши предки были свободны от сомнений, они отвечали на очередной вызов не задумываясь, не зависимо от того, был кто-то рядом или нет. Многие вели себя героически точно зная, что никто и никогда об этом не узнает. Это и есть истинная дисциплина, дисциплина чувства, дисциплина как любовь!