Бой за Трапециевидную вершину (8 июня 1942 г.)
11-я армия начала штурм Севастополя 7 июня 1942 г. Первый его день ознаменовался успехом в северной части укрепленного района - захватом Камышловской балки, расположенной вверх по течению реки Бельбек, в 7 км от ее устья. На западном склоне балки противником были созданы сильные оборонительные позиции.
Балка имеет ширину от 200 до 800 м. Ее склоны от северного выхода до расширения у южной оконечности отличаются крутостью и местами имеют скальные выступы. Склоны где-то оголены и покрыты обломками камня, где-то поросли низкорастущим кустарником. От основного ущелья ответвляются более мелкие, отделенные друг от друга горными выступами. С правой стороны от него находится Трапециевидная вершина. Ее верхняя часть, а также склоны, простирающиеся к юго-западу от нее, покрыты густыми зарослями. К северу от Трапециевидной расположены Окопная и Песочная вершины, к юго-востоку - горный выступ под названием Подъем, отделенный от нее двумя балками: Гюбнеровской и Минометной.
Долины и балки оказались заминированными. По кромке вершины и на половине высоты ее склонов были выкопаны две, а кое-где и три линии окопов. Эта оборонительная линия оборудована многочисленными пулеметными и минометными гнездами открытого и пулеметными и противотанковыми гнездами закрытого типа или бетонированными гнездами легкого типа. На плато вершины вдоль ее кромки и сзади находится 35 опорных пунктов, взаимосвязанных ходами сообщения. Соседние горы слева и справа от Трапециевидной вершины обустроены таким же образом, хотя в некоторых местах несколько меньше насыщены сооружениями. Многочисленные сторожевые посты и стрелковые гнезда размещены в закрытых скальных естественных выемках и хорошо замаскированы, такие же прикрытия индивидуального типа есть в кустарнике на выступах и склонах гор. В результате артиллерийского обстрела маскировка была повреждена лишь частично.
Атака Трапециевидной вершины была возложена на 1-й батальон 122-го пехотного полка; справа от него на Окопную гору должен
был наступать 2-й батальон того же полка, слева - на гору Подъем - 31-й пехотный полк. Перед 3-м батальоном 122-го полка стояла задача прикрывать тылы. Первоначальный план заключался в захвате гор, прилегающих к Трапециевидной вершине, а затем следовало атаковать ее саму начиная с подножья, с одновременным подавлением сопротивления противника артиллерийским обстрелом. В ночь с 6 на 7 июня саперы проложили пути через заминированные поля, благодаря чему атакующие подразделения смогли занять исходные позиции. Находясь в этом положении у подножия горы Подъем, 1-й батальон 122-го пехотного полка понес потери в результате артиллерийского и минометного огня. Атака для противника не была неожиданной. Меткий сосредоточенный огонь береговых батарей затруднил развитие боя на отдельных этапах, не давая подтянуть тяжелую артиллерию. Обстрел минами едва можно было распознавать из небольших расселин.
Вследствие слабости звукового эффекта и плохой видимости выстрелов из-за густых зарослей очень сложно было вести борьбу. В конце концов в первой половине дня в результате артиллерийского обстрела удалось парализовать фланговый огонь из точек, расположенных на Трапециевидной вершине. Около полудня командир 1-го батальона и его адъютант были ранены. Командир одной из рот 3-го батальона 122-го полка принял командование.
К этому времени создалась следующая обстановка: 3-й батальон 122-го полка, имея задание поддержать связь с наступлением на левом фланге 31-м полком и действуя в непроходимой местности, настолько ушел влево, что необходимость в прикрытии тыла полка отпала. Тогда же 2-й батальон овладел высотой Окопной и готовился к атаке Трапециевидной вершины с севера.
С криком «ура» под пулеметные очереди атакующие части ударили во фланг позиции, очистили с помощью гранат рвы и огневые точки и в течение одного часа овладели Трапециевидной вершиной. Чтобы удержать территорию после захвата соседних высот, была образована оборонительная позиция, обращенная флангом на юго-запад. Так как ход атаки был виден на командном пункте полка, находившегося на восточном склоне Камышловской балки (высота 100), оказалось возможным, овладев позициями, противника сразу перенести заградительный огонь артиллерии, пресечь фланговый обстрел и противодействовать контратаке.
Следует отметить, что находившиеся в Гюбнеровской балке огневые точки, оставшиеся во время быстрого наступления необнаруженными и пройденными, к вечеру снова ожили и весьма затруднили связь батальона с тылом. Они были ликвидированы саперными подразделениями.
Успех операции следует приписать смелому решению командира 1-го батальона 122-го пехотного полка и быстрому переходу к рукопашному бою. Весьма важным обстоятельством было то, что командование имело возможность видеть ход наступления. Средства беспроволочной связи не были пущены в ход, так как их не было в непосред ственной близости от штаба атаковавших войск. Вполне целесообразной оказалась поддержка атаковавших со стороны парков, которые постоянно восполняли огромный расход средств рукопашного боя и боеприпасов для пулеметов.