Две панорамы. Бородинская и Севастопольская... Мне посчастливелось побывать в них с небольшим временным интервалом: в Севастополе мы гостили в начале января, а в Бородинскую панораму выбрались в начале февраля. Обе панорамы по-своему хороши. Севастопольская меня поразила масштабом и большим количеством "инсталляций" - предметов переднего плана: пушки, ядра, муляжи, строения... Заинтересовали сюжеты отдельных эпизодов на полотне, узнаваемые исторические фигуры: Даша Севастопольская, Петр Кошка, адмирал Нахимов, хирург Пирогов.
Если Севастопольскую панораму я увидела впервые, то в Бородинской я часто бывала в детстве, поскольку мы жили неподалеку, в Филях, на улице Новозаводской. Впечатления у меня остались довольно размытые, но отдельные эпизоды помню ярко. Сгоревшая избушка, в которой мне очень хотелось поиграть. Солдат, бегущий по капустному огороду, брошенный у костра барабан.
Панорама "Бородинская битва"
Панорама Франца Рубо «Бородинская битва» была открыта в 1912 в Москве.
Первоначальный эскиз Франца Рубо был посвящен ожесточенному бою за батарею Раевского: контратаке русских частей, увлекаемых в бой генералом Ермоловым. Однако после посещения художником Царского Села эскиз был отклонен царем и затем загадочно исчез. Причину этого исчезновения позднее объяснила газета «Русский инвалид»: «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть... словом, выходила действительно «русская» панорама. Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой».
На огромном живописном полотне массы воюющих размещены с таким композиционным искусством, что нет ощущения их скученности и в то же время картина не распадается на изображение отдельных эпизодов. Действия пехоты, кавалерии, артиллерии связаны между собой логикой сражения. Основным героем картины художник делает русского солдата, стойкого в обороне и стремительного в наступлении.
Отстоять свой выбор Франц Рубо не сумел: поскольку панорама создавалась в годы упрочения союза с Францией, правительство заставило художника избрать для панорамы тот же сюжет, который был представлен французским баталистом Ланглуа в одноименном произведении. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», - жаловался Ф. Рубо. Работа над панорамой - огромным холстом размером 14 на 115 метров - шла около года в предместье Мюнхена при участии И.Г.Мясоедова.
К столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года панорама была открыта в специальном павильоне на Чистых прудах, сооруженном по проекту военного инженера П.Воронцова-Вильяминова. Экспонировалась «Бородинская битва» недолго: в связи с начавшейся мировой войной доступ к ней был прекращен, в здании панорамы разместили госпиталь, а холст долгие годы хранился в разных концах Москвы: под сценической площадкой Нескучного сада, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж».
После длительной реставрации панораму воссоздали в 1962 году в новом здании на Кутузовском проспекте. Здание построено по специальному проекту (архитекторы А.Р. Корабельников, А.А. Кузьмин, С.И. Кучанов и инженер-конструктор Ю.Е. Аврутин). Фасады украшены двумя мозаичными панно размером 75 м2: «Народное ополчение и пожар Москвы», «Победа русских войск и изгнание Наполеона» (художник Б.А. Тальберг); в боковых пилонах смонтированы чугунные барельефы с изображением военных доспехов (скульптор И.П. Витали). Перед зданием на каменном парапете установлены трофейные французские пушки, в 1973 сооружён памятник М.И. Кутузову.
Здание музея "Бородинская панорама"
Памятник М.И. Кутузову
Фрагменты панорамы
На среднем плане - грядки с капустой
Солдат, бегущий по капустным грядкам (крупно)
Горят избы
Именно в этой избушке в детстве я мечтала поиграть и пожить
Форсирование реки
Эпизод панорамы
Догорающий костер
Барабан
Панорама "Оборона Севастополя"
Открытие панорамы было приурочено к 50-летию первой обороны Севастополя в Крымскую войну (1853-1856). 14 мая 1904 года газета «Севастопольский вестник» писала: «Вчера в 12 часов дня состоялось торжественное освящение панорамы Севастопольской обороны... Панорама была освящена отцом Михаилом в присутствии большого числа высших флотских военных и государственных чинов. Присутствовали: главный командир Черноморского флота и портов Черного моря вице-адмирал Чухнин, генерал от инфантерии Пивоваров, старший флагман вице-адмирал Кригер, вице-адмирал Дефабр, городской голова Максимов и многие, многие другие...»
Панорама рассказывает об одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя - штурме англичанами и французами Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны 6 июня 1855 года. Как свидетельствуют исторические источники, эта яростная атака была успешно отражена русскими солдатами, обороняющиеся продемонстрировали бесстрашие и патриотизм высшей пробы.
Автор панорамы - основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, а затем действительный член этой академии. К 50-летнему юбилею специально организованный комитет постановил создать панораму «Оборона Севастополя», поручив выполнить ее выдающемуся русскому художнику-баталисту Францу Алексеевичу Рубо (1856 - 1928). В октябре 1901 г. Рубо, получив заказ на создание панорамы, впервые приехал в Севастополь.
Эскиз был утвержден в феврале 1902 г. Над созданием полотна Ф. А. Рубо работал в предместье Мюнхена. Холст для панорамы был выткан в Брюсселе. 14 мая 1905 г. панорама была открыта.
Панорама сразу стала исключительно популярной. Посещаемость из года в год росла. Если, скажем, в 1924 году в ней побывала 51 тысяча человек, то в 1932 - 183 тысячи, а в предвоенные годы доходило до 300 тысяч в год. Но грянула война, уготовившая панораме тяжелейшие испытания. Долгое время обстрелы и бомбежки обходили здание панорамы стороной. Но 25 июня 1942 г. фашисты сбросили на него несколько бомб. В тот день гитлеровцы подвергли здание прицельной бомбардировке и артиллерийскому обстрелу. Во время пожара из 1610 кв. м погибли 493, а оставшиеся были сильно повреждены.
Матросы, солдаты, мирные жители буквально голыми руками тушили огонь, разбирали завалы. Уникальное здание было наполовину разрушено. Уцелевшие фрагменты живописного полотна резали на куски и уносили подальше от огня.
27 июня 86 оставшихся «в живых» фрагментов великого творения Рубо были погружены на лидер «Ташкент» и отправлены на Малую землю, в Новороссийск. Оттуда изувеченное полотно было отвезено в Кустанай, а в 1944 г. доставлено в Москву. На фрагментах было насчитано более 6000 повреждений. Казалось, все - панорама безвозвратно пропала. Но, к счастью, иного мнения были военные художники из студии им. М.Б.Грекова. Без малого 10 лет потребовалось грековцам, чтобы опираясь на эскизы, фотографии и словесное описание полотна, реставрировать его фактически идеально. Возглавляли эту грандиозную работу академики живописи. Вначале - В.Яковлев, затем - П.Соколов-Скаля.
16 октября 1954 года состоялось второе рождение панорамы, приуроченное к 100-летию начала первой обороны Севастополя. Такой мы видим ее и сегодня...
Осматривая панораму, зритель находится как бы в центре происходящего сражения - на вершине Малахова кургана. Раннее утро 6 июня 1855 г. Идет девятый месяц осады. Сосредоточив под Севастополем 173-тысячное войско, в день 40-летия битвы под Ватерлоо союзники решили штурмовать русские укрепления.
Сражение уже началось. Севастополь охвачен пожарами. Рвутся бомбы, клубы порохового дыма затянули город.
На внешнем рейде стоят неприятельские суда, по которым ведут огонь русские береговые батареи. Вход в Севастопольскую бухту вражеской эскадре преграждают затопленные парусные суда.
Среди развалин Корабельной слободки стоят русские резервы. Из-за отсутствия укрытия они несут большие потери. На перевязочном пункте много раненых. Сюда только что прибыл хирург Н. И. Пирогов.
Враг яростно атакует укрепления Корабельной стороны. В бухтах русские корабли огнем из своих орудий поддерживают защитников бастиона. На левом фланге Малахова кургана противоштурмовая батарея отражает очередную атаку французов. В тылу батареи - солдаты Полтавского полка, ожидающие приказа занять боевые позиции. Рядом с ними изображена Даша Севастопольская. Она принесла на бастион воду. В проходе между брустверами показаны легендарный разведчик, матрос 30-го флотского экипажа Петр Кошка и его боевой товарищ Федор Заика. Они ведут взятого в плен француза.
Большой мастер композиции, Ф. А. Рубо блестяще раскрывает нарастание напряжения боя, подводя зрителя к центру композиции - оборонительной башне. От разрыва вражеской бомбы возник большой пожар, но его никто не тушит: выбегающие из башни солдаты спешат на боевые позиции.
Слева от башни, у бруствера батареи, адмирал П. С. Нахимов руководит отражением штурма. На этом же месте спустя три недели он был смертельно ранен штуцерной пулей в висок.
С достоверным знанием исторического материала, глубоким проникновением в психологию людей написаны автором фигуры русских солдат и матросов. Всего в панораме показано около 4 тыс. фигур.
На склоне бастиона начальник Малахова кургана генерал Д. С. Юферов наблюдает за рукопашной схваткой, завязавшейся за батарею П. Л. Жерве. Сражение достигло наивысшего накала. На батарее развевается трехцветное французское знамя. Триста солдат Полтавского полка, оборонявших батарею Жерве, под натиском двух тысяч французов вынуждены с боем отходить. В эти минуты решалась судьба Севастополя.
Объезжая боевые позиции, начальник всех войск Корабельной стороны генерал-лейтенант С. А. Хрулев, мгновенно оценив обстановку, увлек за собой в атаку 138 солдат Севского полка и отходивших полтавцев. Завязалась рукопашная схватка. С помощью подоспевших шести рот Якутского полка они отбили батарею.
Потерпев неудачу на Корабельной стороне, союзники не решились идти на приступ бастионов центральной части Севастополя.
Севастопольская панорама
Севастопольская панорама (вид сзади)
Бой у оборонительной башни Малахова кургана
Инсталляция: на переднем плане - боеприпасы
Фрагменты панорамы
Разрушенный домик
Инсталляция
Фрагмент. Слева женщина в красной юбке - Даша Севастопольская
Инсталляция - корзины
Фрагменты панорамы с инсталляцией
Справка: Три панорамы Франца Рубо
Знаменитый художник Франц Рубо родился в 1856 году в Одессе в семье французского коммерсанта. Профессор Петербургской академии художеств. Жил в Германии, России. Россию художник полюбил всей душой, что по большому счету и сказалось на его творчестве. Именно России он посвятил свои основные работы - более 200 полотен и три панорамы. Первая - «Штурм аула Ахульга» была посвящена взятию резиденции Шамиля во время Кавказской войны. Второй была панорама обороны Севастополя, а третьей, лебединой песней художника, явилась панорама Бородинской битвы в Москве.
Источники: