6 февраля 1938 года: гибель дирижабля «СССР-В6»

Feb 03, 2011 18:54

О "Небыло-горе", поселке Неблогорском, кандалакшских школьниках и луганском казусе...

Начало (история гибели "СССР-В6") - тут >>>


«Небыло»-гора

Небло-гора расположена в Ковдорском районе Мурманской области, в 18 километрах к западу от железнодорожной станции Белое море и в 24 километрах к юго-западу от Кандалакши. Чтобы до нее добраться, надо ехать от Кандалакши по трассе М-18 до поворота на Аллакурти (пограничный пост на подъезде к Финляндии), потом на 16-ом километре - поворот налево. Далее около 5 километров по грунтовке до разбитого моста через речку Канду. Форсировав реку - по старой дороге, которая вела когда-то в поселок Неблагорский. Сейчас этого населенного пункта уже нет. Вдоль дороги можно увидеть много интересных деталей - старые дорожные знаки и разрушенные километровые столбы.

Высота Небло-горы - 445 метров. К сравнению: здание Empire State Building в Нью-Йорке имеет  443 метров в высоту, здание Останкинской телебашни - 540 метров.

Как можно не заметить такой объект, даже при плохой видимости? Местные жители, вспоминая про катастрофу, называли гору «НебЫло-гора» и утверждали, что раньше гора не была обозначена на карте.

Пологий склон Небло-горы сильно заболочен. Небло-гора - не самая высокая в окрестностях. К примеру, неподалеку от Небло находится гора Гремяха высотой 525 метров. Вся местность к западу от Кандалакши в сторону финской границы на сотни километров состоит из таких вот пологих гор высотой 300-500 метров, без ярко выраженных хребтов. В распадах гор - озёра, и так до самой Финляндии, восточная часть которой недаром именуется «озёрным краем».

В 1971 году на месте гибели дирижабля «СССР-В6» был установлен памятник. За три десятилетия он сильно обветшал и нуждался в реставрации.

Это интересно: поселок Неблогорский

Сразу оговоримся, что прямого отношения к истории катастрофы дирижабля сведения о поселке Неблогорскому не имеют. Тем не менее, в процессе поиска информации об «СССР-В6» был найден этот любопытный материал, которым я хочу поделиться с читателями.

Многие исследователи наших дней проявляют интерес к отработанному Неблогорскому руднику под Кандалакшей.

В середине XX века при проведении геологической съемки в районе горы Небло выявили жилы со слюдой, так называемым мусковитом. Рядом с месторождением был построен поселок, который назвали Неблагорский (Неблогорский).

В декабре 1946 года в Неблагорском проживало уже около двухсот человек. В основном это были геологи-разведчики и их семьи. Промышленная добыча мусковита началась в конце 1960-х.

В годы промышленного освоения недр горы Небло был построен большой рудник со многими откаточными штольнями - тоннелями с небольшим уклоном. Житель Кандалакши Владимир Зяблов, который с1978-го года работал в газете "Кандалакшский коммунист", вспоминает, как он каждый год мотался в Неблогору за материалами к Дню геолога.

В конце 1980-х закрылись некоторые рудники в Ковдорском районе, но Неблогорский просуществовал до середины девяностых. После прекращения горных разработок и переселения людей мост через реку Канда был взорван, чтобы перекрыть путь охотникам за вторсырьем. Сам поселок, стертый с географической карты, сегодня разрушен до основания. Теперь о прошлом Неблогорского напоминают лишь развалины бараков. По словам побывавших там людей, в самом руднике есть участки, где без альпинистского снаряжения и соответствующих навыков не обойтись.

История объединяет людей

В июле 2008 года группа энтузиастов из города Кандалакши, в числе которой были старшеклассники школы № 10, отправилась на Небло-гору и убедилась: чтобы сохранить памятник, необходима срочная реставрация. Основание памятника, установленного на открытой всем ветрам вершине,  разрушалось, слова мемориальной надписи, стертые дождём и снегом, практически не читались.

Школьники решили восстановить памятный знак  и воскресить память о дирижаблистах. Координатором проекта под лозунгом «Памятнику на Небло-горе быть!» выступила заместитель директора школы Елена Анатольевна Иванова. Старшеклассники пригласили к участию главу городской администрации, депутатов районного совета, представителей городских предприятий и организаций, сотрудников городского музея и краеведческого отдела библиотеки, работников местных СМИ .

«История живет в памяти людей и в сохраненных традициях, - именно так объяснили свой интерес к поднятой теме ребята.  - Ведь сколько бы лет ни прошло, мы должны помнить тех людей, которые своей жизнью и даже гибелью оставили зримый след на земле».

Участники проекта не только собрали средства на реставрацию и в 2009 году восстановили памятник. С помощью партнеров - общественной организации джип-клуб «Канда» была проведена трофи-экспедиция на гору Небло.  В июле 2009 года в 3-х дневном походе приняли участие 35 человек  из разных городов Мурманской области. Участники экспедиции получили незабываемые впечатления: «Погода на Севере непредсказуема, и на этот раз она оказалась ужасной, как будто испытывала на прочность. Сильный ветер, постоянно то моросил, то лил дождь, плавно переходящий в снежную крупу.  Но цель поставлена, и 4 июля 2009 года 6 из 8-ми машин-внедорожников впервые покорили  вершину горы Небло. Это был рекорд!» Участники экспедиции выполнили работы по  обновлению памятного знака. Провели митинг, посвящённый памяти героев-аэронавтов, возложили цветы и венки. Вспомнили всех аэронавтов поимённо. Каждому участнику экспедиции были вручены памятные дипломы.

В рамках проекта «Памятнику на Небло-горе быть выпущены видеофильм, буклеты и плакаты о событиях 1938-го года,  проведена научно-практическую конференция «Сохранение исторических ценностей России - наш гражданский долг». Инициативная группа организовала освещение проекта в местных СМИ, пробудила у земляков интерес к истории и наладила связи с родственниками аэронавтов и музеем города Долгопрудный.
Наиболее важным результатом своей деятельности юные кандалакшане считают создание новой традиции - проведение ежегодных экспедиций к памятнику аэронавтам, объединение земляков общим делом, общим интересом к истории края: «В очередной раз мы убедились, что в нашем небольшом заполярном городе в большинстве своём живут неравнодушные люди, занимающие активную жизненную позицию. Каждый внёс свою, пусть незначительную, лепту в благое дело. И всё у нас получилось! Участие в проекте дало возможность почувствовать себя частью большой страны. Такие позитивные акции, действительно, объединяют людей и дают веру, что сообща можно решить любые проблемы и преодолеть любые трудности».

Луганский казус

После трагедии, случившейся 6 февраля 1938 года, в печати появились сообщения, что именами дирижаблистов названы улицы в разных городах России.  Улицу Гудованцева удалось обнаружить на современных картах Керчи, Краматорска, Казани, Челябинска, Ярославля, Владикавказа. Улица Ритслянда есть в Екатеринбурге, улица Лянгузова - в Казани и Луганске.

Вообще-то с луганскими улицами, названными в честь дирижаблистов, случилась загадочная детективная история… Статья С.Боровкова "Их имена носят улицы", опубликованная в 95-ом номере газеты "Луганская правда" за 1995 год, сообщает, что «решением исполкома Ворошиловградского городского Совета депутатов трудящихся в честь отважных аэронавтов, по примеру ряда городов Донбасса, где ранее проходили рейсы советских дирижаблей, были названы две улицы на Новом Городке города». Действительно, в Луганске есть улицы Лянгузова, Панькова, Демина... А также есть улица Градусова, улица Рислянда и улица Годуванцева (которая в некоторых источниках все-таки имеет правильное написание - улица Гудованцева).

В 2003 году жительница города Л. Скворцова в №18 газеты "Жизнь Луганска" за 30 апреля ставила вопрос о том, что необходимо исправить ошибки в названиях этих улиц.  Правильное написание фамилий - Градус, Ритслянд и Гудованцев. Тем не менее, в искаженные написания фигурируют как на городских указателях, так и во всевозможных справочниках, как современных, так и изданных во времена СССР.

Житель Луганска mizantr0p57 в своем блоге поднял вопрос: когда, на каком этапе за улицами города закрепилось неправильное написание?

«А вообще, интересно, каким образом в Луганске улицы именовались именами погибших героев в 1938 году? Как так получилось, что в Луганске решили назвать именно 6 улиц (а не 13, в соответствии с общим количеством жертв катастрофы, или одну, по фамилии командира дирижабля) именами погибших аэронавтов, умудрившись 3 (!!!) из них назвать неправильно? Кто эти грамотеи? Куда смотрели жители этих улиц? Ведь имена героев были тогда на слуху, в каждой газете печатали статьи с фамилиями погибших, по радио было много передач, посвященных этой теме... Всем было все равно и тогда?»

В Государственном архиве Луганской области ответа на эти вопросы, к сожалению, пока что не нашлось. Но  mizantr0p57  не теряет надежды найти документ, который «на официальном уровне» закрепил искаженное написание фамилий героев в названиях улиц. Чтобы исправить ошибку…

Эпилог

Радостно знать, что интерес к истории страны возникает у совершенно разных людей. Школьники из заполярной Кандалакши, житель украинского города Луганска и я, автор данного материала, вдруг оказались объединены этим общим интересом. Если бы не катастрофа, случившаяся в далеком 1938-м году, мы никогда не узнали бы друг о друге. Вот так одно историческое событие через десятилетие налаживает связи между людьми других поколений…

При подготовке данного материала, как это всегда бывает, возникло много вопросов. Например, захотелось найти карту, по которой ориентировался экипаж дирижабля «СССР-В6» и которая, по-видимому, стала причиной катастрофы.

Хочется узнать больше о событиях, связанных с решением о прекращении производства дирижаблей в СССР. Ведь, по некоторым сведениям, оно было принято еще в 1936 году и поэтому не могло быть связано со случившимися позже фатальными событиями. Хочется больше узнать о проекте грузопассажирского дирижабельного сообщения, который, несмотря на такое решение, продолжал реализовываться в 1938 году.

Хочется побывать на месте гибели «СССР В-6» и заодно посмотреть на Белое море…

Источники:

«Энциклопедия Долгопрудного»
«Иван Папанин - жизнь на льдине». Океанология. Научно-популярный блог о Мировом океане и его обитателях
Любовь Хазан. Северное сияние. Газета «Бульвар Гордона» № 21 (109)
Бороздин В. П. И опять мы в небе.
Ирина Румянцева "И чтоб не заросла народная тропа". Газета «Мурманский вестник» от 07.05.2009
К. Симонов "Мурманские дневники"
Эрнст Кренкель «Лагерь у земной оси». Глава из книги "RAEM - мои позывные"
«Памятнику на Небло-горе быть!» 2 июля 2009. Телекомпания ТВ-21 (Мурманск)
Сайт школы № 10 г. Кандалакши
Илья Волков «На карте Мурманской области много посёлков-призраков». ТК «Мурман», 07.08.2009 
mizantr0p57 " Разве их имена носят улицы???"
Виктория Некрасова «Загадки подземного царства». «Мурманский вестник» от 10.07.2010
Неблогора - второй Ниттис!!! (или ???) и http://www.b-port.com/photoreports/279.html
Mik-Ryzhov "Неблогорский - посёлок-призрак"
Материалы проекта «Памятнику на Небло-горе - быть!» (Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Кандалакша)
http://community.livejournal.com/aerostatique/22294.html
http://www.karta-russia.ru/murmanskaya_kovdorskiy_gora-neblo/

краеведение, Долгопрудный

Previous post Next post
Up