Давненько я ничего не публиковал.
Решил «поскрести по сусекам»… ))
Однажды в книжном попался мне на глаза томик М. Павича под названием «Русская борзая». Естественно, раскрываю. Читаю. Обнаруживаю всяческий вздор, но написанный с такими понтами...
Вроде того, что борзая ест, опустив голову к груди и зажав морду между лап. Даже захотелось написать что-то более осмысленное, уж очень он меня огорчил. Вообще, Павич меня не в первый раз огорчает. Была у него ещё книга под названием «Звёздная мантия». Её когда-то я полистал и купил, потому что меня впечатлила идея: каждая новелла была посвящена любовной истории двух представителей разных знаков Зодиака.
То есть, по замыслу - это была книга, которую с удовольствием я и сам бы написал. Да, хорошая идея пришла ему в голову, и раньше, чем мне - жаль только, что с замыслом этим он не справился. Так что, очевидно, всё-таки придётся МНЕ отдуваться.
Когда-нибудь… ;-))
Однако вернёмся к борзой.
Борзые - удивительные существа. В них соединились черты очень противоречивые: хрупкость и сила, деликатность и отчаянность, нежная любовь к хозяину и способность легко прижиться в чужом доме...
..
«Охотники с борзыми» Соколов П. П.
В отличие от собак служебных, для которых человек - объект охранно-караульной службы, для борзой человек - это старший брат. Именно так она и ведёт себя с ним, даже с незнакомцем. Она любого впустит в дом и приветливо повиляет хвостом; а если гость приходит не впервые, то борзая узнает его и проявит искреннюю радость по поводу его прихода: улыбнётся (они это делают очень смешно - вздёргивают свой чёрный нос и щерят зубы, и некоторые женщины, видя это впервые, даже боятся...;-)))
И столь же доброжелательно она отнесётся к злоумышленнику: домушник свернёт вещички в узелок и направится к выходу, а борзюха проводит его, как бы говоря: «Вы ничего не забыли?.. Ну вы к нам заходИте, мы будем рады!»
И это не от глупости - просто в её сознании нет места ситуации, когда человек может быть плохим. Даже если какой-нибудь дурак ударит борзую - ответной агрессии не будет. Она подумает, что это произошло неумышленно, или это недоразумение, или это она сама в чём-то виновата, вот только в чём?..
Пётр I на псовой охоте, Серов В. А. (1902)
Кстати, причины этого прекраснодушия таковы: в старину было железное правило - борзую, укусившую человека, немедленно вешали. На ближайшем дереве. Любую, даже самую чудесную охотницу.
Но не в наказание, а «от греха подальше» - потому что собака, способная человека укусить, может на него и напасть. А ведь борзая хватает добычу за горло, так что при её росте, быстроте прыжка и силе челюстей у человека просто нет шансов.
И следствием такого искусственного отбора стало то, у борзых на генетическом уровне устранена сама способность проявить агрессию к человеку. Чем-то это напоминает огранку бриллианта, когда ради безупречной красоты безжалостно отсекается лишнее. Алмаз «Великий Могол», например, в процессе огранки потерял почти две трети своего первоначального веса. (Правда, в той истории речь должна идти скорее о непрофессионализме огранщика, которого раджа приказал оставить без гонорара… Хорошо ещё, что на кол не посадил…)
Охотник, Сверчков Н. Е.
Рабочие качества породы улучшали не менее кардинально - «тупых», бездарных на охоте собак тоже вешали. Зачем кормить понапрасну собаку, если ни от неё, ни от потомства толку не будет?
А кормили-то их хорошо - не объедками с барского стола, а телятиной да творогом… Но тот, кто думает, что делалось это от чрезмерной любви полупомешанных дворян, сильно ошибается.
Причина была чисто экономическая. Если по осени, когда сжаты хлеба, не уменьшить поголовье зверья, убытки будут серьёзные. Зайцы обгрызут фруктовые деревья. Лисы, естественно, до весны будут посещать курятники. А волки порежут всю скотину, да и одинокому путнику на зимнем тракте не поздоровится.
Нападение волков на польского пана, Соколов П. П.
Так что, начиная с сентября, шли к помещикам старосты: «А не угодно ли тебе будет, батюшка, маленько зверя потравить у нас в Малых Упырях?.. Мы и логова ихние уже присмотрели, и всю стаю под твоих собачек из лесу выгоним, только ты уж приезжай, не оставь нас своим попечением…»
Охота на волка, Сверчков Н. Е. (1873)
А если барин был не борзятник (инвалид, например, или вдова-помещица), то отправляли ходоков к соседу или вообще к далёким, но знаменитым людям, чья охота состояла из 2-3 десятков борзых и до сотни гончих, а выезд в поле растягивался на два-три месяца; и через несколько губерний колесил кибиточный поезд, где были повозки с охотничьим и ветеринарным снаряжением, фургоны с отдельными секциями для борзых (не от них ли произошёл спальный вагон?..;-)), крытые возки для женщин (да, среди них тоже были охотницы, прекрасно державшиеся в седле - но не всю же дорогу!..)
А что - фитнеса и роликов тогда не было, а склонность к экстриму русской женщине присуща искони.
Всадница, Брюллов К. П. (1832)
Подъехав к очередному имению, вперед высылали гонца - поприветствовать хозяев и спросить разрешения на травлю в их угодьях, - и неизменно получали и разрешение, и приглашение погостить на время охоты.
Сборы на охоту у крыльца, Соколов П. П. (1870)
Хозяева обычно не упускали случая присоединиться к охоте гостей, даже если сами и не держали борзых, - просто ради удовольствия ПОСМОТРЕТЬ. Но чаще всего у помещика хотя бы одна свора, но была. Таких называли «мелкотравчатые» - то есть те, кто травит по мелочи. Хотя уважение к чьей-либо охоте определялось не количеством, а качеством собак. У иного мелкотравчатого славы хватало на несколько губерний, если за сезон его свора могла добыть до полусотни волков, а зайцев и вовсе - без счёту…
Охота с борзыми, Сверчков Н. Е. (1889)
Кстати, слово «свора» относится не ко всем собакам, а только к борзым, и имеет два значения:
1. Пара или три собаки одного хозяина, привыкшие работать вместе (как тройка нападения в хоккее).
2. Длинный узкий ремень сыромятной кожи, идущий от пояса всадника сквозь кольца на ошейниках собак (ошейники специальные, «сворники», их конструкция неизменна уже 400 лет) обратно к охотнику. Второй конец ремня всадник зажимает в кулаке, для страховки просунув большой палец в продольную прорезь на самом кончике своры. Три борзюка, почуявшие добычу, тянут вперёд не хуже упряжки ездовых собак, а привязать-то их нельзя… Для того и нужна свора: всаднику достаточно разжать руку, и борзые умчатся в погоню за поднявшимся зверем, слетев с ремня, как бусины с нитки…
Что касается слов, то лексикон борзятников весьма специфичен: у борзой не хвост, а «правИло», не морда, а «щипЕц», и так далее. Слово «наглая» по отношению к борзой - высшая степень похвалы. Наглая борзая - это собака, способная работать по зверю в любую погоду, по любому грунту, и даже при неудаче или травме не бросающая погони… А ещё есть потрясающе экспрессивное слово «отрыщь!» - ведь борзым не говорили ни «фу!», ни «тубо!»
Возвращение с охоты, Сверчков Н. Е. (1870)
ОТРЫЩЬ - это от слов рыскать, рыщет. У правильной борзой - рыск передний: даже в конце охоты, когда собаки уже вымотаны, они всё равно стремятся идти впереди лошади, а не тащатся на своре позади. Но если кто-то приостанавливается и рискует попасть под копыта, следует возглас всадника: отрыщь!
А расширительно это слово используется, как в армии команда - отставить! То есть: то, что ты, с-собака, сейчас делаешь, немедленно прекрати!
А само слово «борзОй» на старославянском языке значало «быстрый», и могло относиться только к собакам, но и к лошадям. «Сядем же, братие, на наши борзые комони, да позрим синего Дону…»
Да, многое уже забыто. Многие наши современники всерьёз полагают, что борзая - это та самая гончая, что на охоте выгоняла зверя из лесу под выстрел охотника, - и даже представить себе не могут, что борзятники выезжали на охоту без ружей, только с кинжалами.
Однажды я слышал во время прогулки с собакой, как молодая мама объясняла пятилетней дочке:
- Вот эта собачка - борзая. С ними охотятся. Представляешь, по полю бежит зайка, а борзая его ловит!
Дочка внимательно выслушала, а потом спросила:
- Ну, «Зая» - это понятно, а что значит «Бар»?..
Пётр II и цесаревна Елизавета на охоте, Серов В. А. (1900)
Так проходит слава земная…
А ведь когда-то эти собаки были подарками, достойными королей. Уезжая во Францию к будущему супругу Генриху I, дочь Ярослава Мудрого Анна везла королю, среди прочих подарков, и свору борзых. А на Востоке, где животных считают нечистыми, недостойными войти в жилище человека, в число нечистых не входят лошадь и борзая. Существует легенда, откуда это пошло.
Однажды Аллах захотел сделать животным подарки, и позвал их к себе. Первой примчалась хитроумная Крыса, следом - послушный Бык, и вот уже собрались десять животных, одиннадцатой пришла Собака.
«Почему я должен тебя ждать?» - спросил Аллах.
«Я пыталась привести сюда Свинью, но она не захотела. Сказала, что желудей и шампиньонов на её век хватит, а больше ей ничего и не надо. Я хотела пригнать её - но я не такая сильная, как Свинья, и к тому же она спряталась в глубокой норе, и достать её оттуда я не смогла…»
«Вот как?.. Кто приведёт сюда Свинью?»
Вызвалась Лошадь. Вместе с Собакой они прибежали к норе; Лошадь била по земле копытами, Собака громко лаяла и раскапывала нору. Наконец Свинья не выдержала и сдалась.
«Сегодня - день подарков и милосердия, и в нём нет места для наказания. За твоё невнимание во мне, - сказал Аллах, - пусть Человек будет невнимателен к тебе. Он не станет тебя употреблять в пищу, но и заботиться о тебе он тоже не будет. Теперь ты прощена.
Каждый из вас получит в подарок год календаря - в том порядке, в каком вы откликнулись на мой зов. Это - за послушание. А за любовь ко мне - особый дар: пусть люди всегда уважают Лошадь и Собаку.»
Аллах потрепал Лошадь по холке, и там выросла чудесная грива. Своей рукой Аллах стряхнул песок с лап Собаки, и стали эти лапы длинными и сильными. И пока Аллах гладил морду Собаки, под его ладонями форма собачьей головы изменилась, и стала эта голова узкой и длинной, с прекрасными миндалевидными глазами. Так появилась борзая.
Репродукции живописи - с ресурса
http://www.artsait.ru/