Пока я подбирала фотографии к новой букве из наших несметных сокровищ, то и дело приходили мне на память небезызвестные слова "берегитесь, осетры!" Под осетрами я подразумевала несчастных читателей ЖЖ, которые вынуждены будут, изнемогая, падать под градом всех этих моих картинок. Впрочем, чтение - дело сугубо добровольное, а я пообещала дойти до буквы "Я", вот и двигаюсь помаленьку.
Итак - Каркассон. Кое-что о нем я уже писала: бастида Сен-Луи, гостиница, двери... Теперь пора показывать сам город.
Про великолепную крепость знают все. Куча есть фоток, где она этак красуется на холме. И пишут, что город до сих пор, мол, не вышел за пределы старых стен. То есть он долго не выходил, это факт. Но теперь...
Стены бастиды давным-давно снесли, и город расползся по слабо всхолмленной равнине. Сейчас здесь живет около 50 тыс. человек. Вполне обычный районный центр, по-нашему. Вокзал, автостанция, школы, больница, рынок, церкви, всевозможные магазины и мастерские, конечно же, куча гостиниц и рестранов-ресторанчиков-кондитерских-пиццерий-и т.п. Скучные прямые улицы бастиды, скучные дома-коробочки вдоль них, никакой зелени на улицах (да деревья тут и сажать негде - слишком узко)... Но солнце! Что с ними делает солнце!
Ходишь, смотришь по сторонам: там краска на ставнях облупилась, тут решетка проржавела, тут белье сохнет прямо на окошке и дядька газетку почитывает...
Или солдатика встретишь, едущего домой на прбывку:
А то забредешь куда-то почти на окраину, и там встретишь совсем уж неприглядное:
Эти домишки жмутся к линии железной дороги, но, скорее всего, старше ее. Сейчас они служат складами и сараями, но раньше - и не так давно - тут люди жили. И вряд ли им тут жилось хорошо...
Но вообще-то по большей части Нижний город застроен вполне приличными такими коробками - туристов мимо них возят без всяких пояснений:
Эти либо 19го века, либо и вовсе новые, гладенько оштукатуренные и безликие. Правда, то и дело среди них вдруг появляются такие... но об отдельных домах - в следующий раз. Улицы, как правило, как раз чтоб двум грузовикам разъехаться, или даже уже. Но есть прямо-таки автострады:
Эта широкая магистраль пролегает аккурат поверх того места, где лежала когда-то римская дорога. (Именно для защиты этой дороги в свое время римляне крепость на холме и поставили.) Только та была значительно уже. Ворота и хозяйственные постройки слева - это часть старой, века этак 18го, усадьбы, которая тогда принадлежала какому-то местному аристократу и находилась уже за пределами города. Сейчас здесь дорогой пансион с садом для прогулок и всеми удобствами.
За железной дорогой, судя по тому, что мы видели из окна электрички, развивается уж совсем современный район, с четырех-пяти-этажными домами и обычной инфраструктурой, но мы туда не ходили. А в бастиде - можно сворачивать под любыми углами и петлять, но все равно улицы рано или поздно выводят либо к каналу (о котором потом), либо к реке. Реку обрамляет прекрасно ухоженный сквер.
Это по одну сторону реки, а вот это - по другую. Скамеечки, клумбы, детская площадка - все как положено и довольно обычно. Только пальмы, растущие на газоне, да сосны-пинии - признак того, где мы находимся.
Оба эти кадра сделаны с моста - в начале его и в конце. За мостом начинаются те кварталы города, которые имели бы шанс называться самыми древними, если бы по-настоящему древние сохранились. Но их, как я уже писала в самом начале, по приказу доброго короля Людвика Святого снесли и людей выгнали - чтобы не вздумали снова бунтовать против королевского начальства. Было это в середине 13го века, и еще лет шестьдесят здесь действительно ничего не строили. Потом, мало-помалу, начали нарастать новые дома: бунтовать уже никто и не думал, а место под самым замком было дорого. И стали возникать кривые и узкие улочки:
По этим домам невозможно судить, сколько им лет. (Это так же, как у нас в Крыму - стоит дом, то ли тысячу лет, то ли пятьдесят - не поймешь...) Можно менять в доме оконные рамы и двери, крышу, проводить электричество и устанавливать канализацию, но стены - стены могут стоять неизменно и пятьсот лет.
Между улочками то и дело попадаются короткие переходы, обрамленные арками, с глухими стенами. Камень, сплошной камень и лишь кое-где из-за оград выбиваются ветви деревьев.
Из тех улиц, которые были тут издревле, точно сохранилась только одна, самая главная. Она называется Тривалла (Trivalle), что, по всей видимости, озанчает что-то вроде "Трёхвальная". Судя по тому, где она проходит, тут могли быть в древности валы, преграждающие доступ к замковому холму. Тут уже в старине сомневаться не приходится:
Церковное сооружение, возвышающееся над крышами, насколько мы смогли разобраться - отстаток какого-то давнего монастыря. Но на нем (что удивительно) не было никаких табличек, и в путеводителях пояснений мы не нашли. К древним манускриптам у нас доступа, конечно, тоже не имеется, но миниатюры из них чудесным образом выходят к нам сами:
Кстати, возвышенность справа - возможно, остаток одного из валов. Между отдельными сценами на росписи, на гербовом щите, поставлено имя Раймона-Роже Тренкавеля. О нем еще будет речь впереди. По Тривалле идти трудно: и народу полно на узких тротуарах, и витрины интересные, и заманчивые запахи отовсюду летят, и домики один другого краше...
Но когда поднимаешь голову и видишь впереди, вверху, над крышами - то, что вы видите здесь - смотреть по сторонам становится уже невозможно. Убыстряешь шаги и спешишь, чтобы поскорее дойти до этих стен.