Я живу и работаю в Мали. Зачастую в общественных местах в столице Бамако, среди множества темнокожих занавешенных туземок встречаются белые женщины с родными чертами лица. В них безошибочно угадываются русскоговорящие гражданки. Среднестатистический портрет - белокожая женщина средних лет (как правило, приехавшая из одной стран СНГ), слегка за сорок, одета по советской моде из 90-х, с уставшим взглядом. Редко в сопровождении мужчины-малийца. Как я определяю среди прочих белых русских - очень просто - я приветствую их на русском, и в большинстве случаев, вместе с удивленным взглядом, в ответ доносится ответ на том же языке.
Судьба у большинства схожа, в лихие девяностые, когда полки магазинов опустели, зарплаты растаяли в инфляции, для молодых российских студенток считалось удачной партией выйти замуж за любого иностранца. Тогда молодые девушки были готовы уехать хоть к черту на рога, лишь бы куда-нибудь вырваться из этой бушующей бедствиями страны. Россия тогда еще широко помогала дружественным африканским странам, в том числе и учебными стипендиями. Африканские студенты с удовольствием получали образование в советских ВУЗах.
Витая в облаках, наши девушки уезжали за новоиспеченными мужьями в мусульманские страны, рожали детей, нигде не работая, не зная языка, сидели взаперти дома и не выходили в свет.
Вообще, социализация русской православной женщины в мусульманском мире это отдельная история, которая имеет разные сценарии, начиная от признания мужем ее родной религии, обычаев и культуры (редкий случай), заканчивая полной ее «мусульманизацией», подчинением местным обычаям, что также распространялось на ее детей.
Среди малийцев молодая белокожая жена - как белый мерседес - признак достатка, богатства, вообще «крутые понты».
Однако со временем красивая игрушка приедается, стареет, и теряет привлекательность. Поэтому, согласно местным обычаям, совершенно спокойно, муж выбирает себе новую молодую жену и далее более тесно живет с ней. Местные обычаи позволяют жить с четырьмя женами, если ты можешь их содержать. Правда лучше всего содержится новая жена, а старая в лучшем случае становится обслугой, ведет большое хозяйство и выполняет разную работу по дому. В худшем случае, женщина уходит из семьи, начинает самостоятельную жизнь в чужой стране, ей приходится самой зарабатывать себе на хлеб и обеспечивать своих детей.
О возврате в родную российскую глубинку не может быть и речи, главным образом, из-за детей метисов, которым очень нелегко выжить в настоящей российской действительности. Некоторые все таки уезжают домой.
Поначалу белокожесть помогает устроиться на работу, обрести знакомых и связи, без которых, даже имея красный диплом с актуальной для Мали специальностью, работу найти очень нелегко. Большинство рабочих мест находится в частном секторе, принадлежащим выходцам из Ливана и Китая, там царствуют клановость и семейственность. Например, существует целая прослойка русских девушек, работающих кассирами в ливанских супермаркетах в Бамако.
Даже устроившись на работу в Мали, у русской женщины, как у иностранки, права довольно ограничены, ее могут хладнокровно выгнать в любой момент по надуманным причинам или даже «поставить» на деньги.
Конечно, бывают исключения, кто-то устраивается довольно хорошо, особенно те, кто свалил в 60-70х, во время расцвета республики. Многие устроились на работу в государственные конторы, такие как телефонные компании, промышленные предприятия, типа молокозавода, или заняли должности в землеустроительном комитете, преподают в университетах. Успели поработать и выйти на достойную пенсию. Их дети получили образование в Европе и состоялись.
Но многие, просто просидели дома, занимаясь детьми и хозяйством.
В итоге у всех разный достаток, это приводит к довольно сложному расслоению по социально-экономическому признаку. Отсюда разобщенность. Русские женщины не имеют устоявшегося сообщества в Мали, общаются редко, в основном на случайных раундах в Российском посольстве, у них нет системы взаимопомощи, какую можно видеть среди большинства иммигрантов (китайцев, филиппинцев) в любой взятой стране. Как правило, все успели передружиться между собой, а потом и переругаться. Взаимовыручка возможна лишь в редких случаях.
Это усугубляет и без того тяжелое положение выбывших из обоймы девушек, уехавших искать свое счастье в Африку. Но они все едут и едут по сей день.
А вы бы поехали в Мали замуж?
Продолжение
тут