Снова Таиланду. Послеотъездное

Jul 14, 2006 22:35

Тайское бюро Синьхуа передаёт, что стоило мне перебраться в Пекин, как на Бангкок опустилась тьма египетская. Конец света, натурально. Пока там ангелы трубят, снимают печати, поют злыми голосами и нагоняют страху на репортёров Синьхуа, я отдам накопившиеся в своих тайских архивах фотодолги. Кстати, снимки делались без намерения поразить кого-то до глубины души, фотограф - дилетант, фотоаппарат под стать хозяину, прост, как репка, совершенно без изысков. В общем, претензии по качеству можно слать, но толку с них будет ноль.

Начну с папки «Мои короеды». Школа, куда я был послан своим бестолковым работодателем (университетом Рамкамхенг) преподавать английский, находится в Нонтха бури, хоть и пригородной, но провинции. Переселяться из полюбившегося городского соя, что неподалеку от станции метро, в живописную сельскую глушь мне не улыбалось, поэтому я сознательно выбрал крест утренних полуторачасовых поездок туда и вечерних двухчасовых - обратно.

Признаться, я приукрашиваю картину, заявляя, что принял то роковое решение «сознательно». Много что просится на язык, когда я вспоминаю себя, такого твердого и упёртого в своем нежелании переехать «в деревню». Если опустить непечатное, то в остатке будет: «Никогда так не делайте».

Итак, Школа имени 60-летия со дня рождения Её Величества королевы Сирикит. Учебное заведение с самым длинным в стране названием, этот рекорд даже официально где-то там зафиксирован.




Даром, что сама школа немаленькая, и фасада хватило для пышного названия, а то глядишь, в две строки пустить пришлось бы. Над входом - статуя будды под балдахином и с ежеутрене свежим венком на запястье, по сторонам от государственного флага - штандарты короля и королевы, слева желтый и справа голубой соответственно. Все три флага поднимаются утром во время получасовой церемонии, состоящей из гимна, молебна и директорских увещеваний.

Вообще, добротная, крепкая, долгая молитва будде и королю, желательно на час-полтора - центральный элемент школьной программы. Ради нее отменяются занятия (если я отчитывал 20 из положенных мне 24 часов, то это большая удача, в среднем же выходило 16-17 часов в неделю) и парализуется всякая иная форма школьной жизнедеятельности. На иностранцев - меня и филиппинку Каролину - религиозные предписания не распространялись, а вот учителя-тайцы (в том числе не-буддисты) покорно стояли навытяжку как минимум дважды в день вместе со своими воспитанниками.




В тайском обществе учитель - второй (после монаха) наиболее почитаемый человек. Третьими, кстати, в этом рейтинге идут родители. Перед тем, как обратиться к учителю (вне класса), ученик обязан встать на колени. Проходя мимо учителя, он обязан наклонить голову и съёжиться, а в учительскую он просто вползает на коленях. Ответив на вопрос учителя, он должен поклониться и сделать жест вай.

В государственных школах Таиланда до сих пор практикуются телесные наказания - у каждого тайского учителя есть обмотанные изолентой бамбуковый прут и простая линейка. Прутом секут по филейной части за серьёзные провинности, линейкой шлёпают по рукам за что попроще. Из других наказаний запомнилось выставление из класса "на медитацию" - ребёнка ставят либо садят у входной двери и погружают в буддийское созерцание мерзости собственного проступка минут на двадцать-тридцать.

Учебная политика не предусматривает никакого культивирования «здорового» индивидуализма и допускает лишь самый минимум соревновательности в учебном плане. Наоборот, делается ясный, внятный акцент на формирование не личности - пусть бы и яркой, а члена общины - пусть бы и незаметного. Так, при ответе на вопрос ученик безбоязненно выпрашивает подсказку у соседей, и они сегодня охотно ему помогают, зная, что завтра он поможет им в чём-нибудь другом.

На выходе всего этого учебного процесса получаются ангелы. Те самые ангелы, которыми и населён Таиланд. Нежные (кто-то скажет - похотливые?), неамбициозные (безынициативные?), довольные жизнью (ленивые?) и, конечно, улыбчивые. Много вы знаете тайских физиков-ядерщиков? Или писателей - властителей дум? Гениальных философов, всемирно известных художников? А с другой стороны, есть ли кто на свете ласковее и преданнее тайцев?

Отвлёкся, виноват. Вернёмся к моим короедам. К вампирам с лучезарными улыбками, евшим мой мозг и пившим мою кровь с ноября прошлого по июнь нынешнего года. Это по их милости я каждый вечер добирался домой на автопилоте, а потом отпивался ледяным пивом, лёжа в горячей ванне и пытаясь припомнить, как меня зовут.

Мне достались три уровня: пратхом-4 (9-10 лет), пратхом-5 (10-11 лет) и пратхом-6 (11-12 лет), на каждом уровне - четыре класса по 40 человек. Несмотря на предупреждения досужего начальства из Рамкамхенга, никаких проблем с дисциплиной не было. На протяжении первых месяцев во время уроков я чувствовал: они просто не могут поверить, что такой большой, живой белый фаранг им не снится. А потом благоговели уже по привычке.

Вы даже не догадываетесь, как я их люблю и как скучаю по ним здесь, в Пекине.

Вот они, мои лапы. Это пратхом-4:






Это пратхом-5:






А это - пратхом-6:




На следующем снимке - мои любимцы, пратхом-6/1 в последний день перед выпуском (учебный год в Таиланде начинается 1 мая и заканчивается 28 февраля). Я и учительство - две вещи несовместные, но судьба подарила и мне свой выпуск... Сильное чувство. Особенно, когда с тобой прощаются вот эти:




После выпуска я отработал ещё два месяца, не считая двухмесячных каникул. Ровно в 11 часов утра 27 июня, в ту самую минуту, когда я навсегда покидал школу имени 60-летия со дня рождения королевы Сирикит, все - от директора до малолеток уровня пратхом-1 - вышли из своих кабинетов и построились по внутреннему периметру на четырёх этажах. Я было подумал, что сейчас опять молиться будут, и решил переждать, а потом тихонько спуститься по открытой внутренней лестнице, но тут вместо привычной мантры вдруг раздалось нестройное, но общее: «Good bye, teacher Andy!»

Я уже давно большой мальчик, и меня трудно растрогать, особенно на людях, но по открытой лестнице, на виду у своих короедов мне пришлось спускаться с мокрыми глазами.

Пошмыгав носом, открою следующую папку: «Мой сой». Вот как выглядит мой переулок томным вечером:




А здесь живёт член кабинета министров. Вернее, и. о. члена - они там все сейчас неполноценные до созыва нового парламента:




Последняя папка - «Мой Бангкок». Ничего примечательного, просто несколько прощальных кадров, которыми я решил поделиться с вами.

Этот слон - самое уродливое из всех высотных зданий, когда-либо виденных мною. «Дтыкчанг» или Элефант Тауэр. Комментировать не буду, любуйтесь сами:




Последний «Скайтрэйн» перед очередным расставанием с Таиландом:




Бангкок хмурится и капризничает, явно не желая меня отпускать. Не так апокалиптично, как у Синьхуа, но по-любому несолнечно:






Улыбнись, Город ангелов. Я вернусь, не хмурься.

Бангкок, Уроки_тайского, Таиланд

Previous post Next post
Up