У Кроянкера есть смешная лекция.
Называется "Иерусалим непостроенный" (на иврите "Иерушалайм а-лё бнуя" - отсылка понятно к чему).
Это про неосуществлённые архитектурные проекты в Иерусалиме.
По словам Кроянкера (он не только историк архитектуры, но и архитектор-практик, долго работал в мэрии), реализуются хорошо, если 10 процентов проектов.
Причин много.
Сам он, к примеру, входил в группу, которая готовила альтернативный проект реконструкции Мамиллы только чтобы подчеркнуть несовершенства принятого.
Места всё знакомые.
Монтефиоре, например, хотел построить в Мишкенот Шаананим больницу с большой синагогой в центре (стояло бы торжественное здание с куполами, а не длинные бараки...).
Старый город будущего Герцль в "Altneuland" (1902) описывает как религиозный центр без всяких торговых заведений. Вокруг парки, за ними - прямые аллеи, на аллеях фонтаны (человек вырос в Вене).
На Масличной горе у него размещается Международный центр мира. Кроянкер показал картинку - просто галерея Глория в венском Шёнбрунне, кто видел.
Этот Центр - гибрид ООН и Всемирного Банка (у кого проблемы - телеграфирует в Иерусалим на Масличную, там им всё улаживают, понадобится - финансируют. Здорово, жалко, что не сделали).
Или в 1919-м Гедес и Мирс, социолог и архитектор, представили проект Университета на горе Скопус. В центре - зал на три тысячи слушателей, вокруг - факультеты, дворики. Очень отличается от бетонного лабиринта, который сейчас. Денег не собрали.
Кауфман в 1921-м принёс британским начальникам проект Тальпиёт - города садов.
Тальпиёт, сегодня не почувствовать, это не Иерусалим.
Это иерусалимский Тель-Авив.
Как состоятельному образованному классу не жилось в тесном Яффо, так ему не жилось в Еврейском квартале и Меа Шеарим. Еще перед Первой мировой обращались в банки, получили финансовые гарантии, начали планировать свой Город садов - по новейшей европейской моде, с учётом тельавивского опыта.
Проект Кауфмана включал стадион и - Еврейский парламент. Британский чин посмотрел и сказал: "Понимаю, декларация Бальфура, но сразу парламент...".
Кауфман внёс коррективы - заменил надпись над входом на "Колледж Искусств" (Военные лагеря "Алленби" и "Эль-Аламейн", разбитые мандатными властями на землях проекта лишили Тальпиёт будущего. А жаль. Моше, когда смотрел на Землю Обетованную, решая, входить ли, он ведь на Тальпиёт смотрел).
В 1912-м был проект построить в Иерусалиме Ватикан.
С собором святого Петра, с площадями и т.п..
А что? Иерусалим же под Москвой построили.
В 1931-м Вакф собирался строить Университет Эль Акса где сейчас Сад Независимости (от Илель к Агрон, от Кинг Дэвид к Бассейну Мамилла). Не нашли денег. Нашли бы, говорит Кроянкер, границы города в 48-м легли бы по-другому. Не знаю.
Или трамвай,
кто в теме.
В "Altneuland" по Иерусалиму ходит Tram (какая линия десятки лет была длиннейшей в мире? Правильно, венская).
Турки в 1914-м реально планировали пустить трамвай от Яффских ворот к Мечети Скалы. Не война - пустили бы.
Для удобства паломников.
В этом месте лекции становится очень смешно.
Вот добирались паломники по морю, по пустыне, по горам.
Ослами, верблюдами, дилижансом, поездом, ногами.
Пришли в святой город, самое время пройти триста метров в смирении и предвкушении, а тут трамвай!
Представить трамвай на улицах Старого города - отдельная развлечение. Да и на улицах Нового...
В двадцатые была идея трамвая в Вифлеем. Губернатор Сторс сказал: "Через мой труп!". Британец, а разбирался.
По Яффо в 70-е предлагали пустить монорельс. Тогда обошлось.
Вообще, между войнами (1967- 73) была эйфория в городском проектировании. Мэрия, которую затравили попреками в серости типовой застройки времён приёма алии, сказала архитекторам: "Тащите любые проекты, пусть расцветают сто цветов".
"Ага," - сказали архитекторы и побежали в Старый город набираться вдохновения (знакомый араб, оказавшись в Гило, сказал с гордостью: "Это до 48-го построили!". Двор, понятно, был начала 70-х.).
И со всего мира ехали прославиться, оставить свой след в святом городе звёзды мировой архитектуры.
Проект университета на склоне Армон а-Нацив в форме голубя.
Воздвижение там же 128-метровой меноры.
Замысловатой обтекаемости золотые ворота при въезде в город...
Конечно, и девелоперские мечтания. Гостиница "Хайят" на Скопусе - 22 этажа. Пристройка южного - высотного - крыла к "Царю Давиду" (уж мы их взрывали, взрывали...).
Отдельная песня - Старый город.
Что там смогли сделать - блестяще написал
Ревзин .
Что хотели бы сделать - симфония.
Понятно, всегда хватало проектов переустройства площади Стены плача.
Тот же
Сафди в 1973-м предлагал обнажить всю стену (сейчас под землёй 14 слоёв кладки) и построить многоуровневый ступенчатый спуск. Ну, там начни копать... И перестраивать.
Все это понимают и с революционными проектами не суетятся.
Поэтому очень весело, когда Кроянкер рассказывает о проекте, опубликованном Барлуцци в 1949-м.
Барлуцци - звезда церковной архитектуры середины 20-го века. О нём сам Ёжик
писал. Не звезда архитектуры 20-го века, но автор нескольких десятков масштабных проектов строительства и реставрации культовых зданий в Европе и на Ближнем Востоке. Короче, фигура.
В 1949-м году он опубликовал книгу "Il Santo Sepolcro di Gerusalemme" ("Храм Гроба Господня в Иерусалиме").
В книге, рассказывает Кроянкер, Барлуцци представляет проект сноса Храма Гроба Господня и постройки на его месте нового.
С башнями "как у Гауди" высотой 130 метров:
Как я понял
на выставке про Барлуцци, в форме креста.
Идея сноса, реконструкции, даже просто изменений в Храме Гроба Господня захватывает воображение.
Это такое место, которое сравнить не с чем.
Историческая, культурная, религиозная уникальность не разъясняется (тем, кто не в курсе -
Книга Короля).
По насыщенности и загадочности Лондон Конан-Дойля или Аббатство Эко рядом с ХГГ - песочница.
И по разборкам.
Храмом владеют шесть конфессий.
Не все шесть вместе, а каждая, сама или совместно с другой, - уголком, залом, проходом, строеньем...
И если дружат с кем-нибудь, то только против кого-нибудь. В новостях иногда показывают, как очередная процессия двинула другой процессии и сама огребла (Это не вспоминая о Крымской войне, начавшейся, среди прочего, с дележа ХГГ между православными и католиками).
Карта принадлежности участков храма:
- семь цветов, плюс разноцветные штриховки для обозначения спорных территорий!
И вот эту обитель смирения Барлуцци предлагал каким-то образом перестроить (снести?), построить нечто новое и это нечто заново по справедливости поделить.
Кроянкер не рассказал, после того, как волк с ягнёнком возлягут, или сразу перед этим.
Конкурировать с задумкой Барлуцци может идея основателя "Бецалеля" Бориса Шаца. В книге "Иерусалим построенный" (1918) он описывает город в 2018-м. Там у него Золотой Купол перенесли в Ямин Моше "в благодарность арабам за то, что сохранили нам святые места".
Кроянкер это не комментирует, только поднимает брови.
Лекция весёлая, а впечатление остаётся элегичное.
Вроде, вот ведь как могло стать.
Но не стало.
А какой замечательный город получился.