Выставка «В ногах правды нет» в Поленовской даче в Абрамцево

Mar 15, 2024 07:12

В Поленовской даче в музее-заповеднике «Абрамцево» открылась выставка «В ногах правды нет», посвящённая предметам мебели, предназначенным для отдыха.




На выставке представлено 43 предмета мебели - все они не похожи друг на друга, ведь каждый из них в полной мере отражал моду и вкусы своего владельца.




Большинство экспонатов с тканевой обивкой немного поменяли первоначальный облик - обивку воссоздали с помощью типовых тканей, которые выделяли для музеев в 80-е годы.
Сидеть на таких креслах нельзя, но разглядывать их можно бесконечно.




Выставка представляет разнообразный мир обыденных и в то же время уникальных предметов. Стулья - такие непохожие друг на друга: мягкие, дубовые, гарнитурные, угловые, обтянутые кожей, украшенные резьбой, помпезные, обыденные и редкие. Каждый стул, кроме прикосновения знаменитых хозяев, хранит удивительную историю бытования и попадания в музейное собрание.




Стулья в допетровскую эпоху заменяли сундуки, лавки, табуреты, скамьи. Стул, как предмет мебели, начал появляться в быту высших слоев общества в XVII веке, прежде всего речь идет о царской мебели. Первыми производителями мебели были германские мастерские Г.Гамбса, А.И.Тура, В.Штрома, К.Гута. Их мастерские появились в Петербурге в начале XIX века. Очевидно, данная мебель даже в среде помещиков и дворян не распространялась слишком широко и была довольно привилегированной частью обстановки.




В те времена созданием мебели занимались архитекторы и сравнительно мелкие поставщики. Их мебель отличалась более скромной отделкой, относительно недорогими материалами и была значительно распространена.
У каждого стула в XIX веке было свое место и предназначение: стул для бального зала, стул для дамской гостиной, кабинетное кресло и т.д. Перепутать их местами считалось дурным тоном. Так появился «язык мебели», который утрачен в наши дни.
В середине XIX века австрийский и немецкий мебельщик Михаэль Тонет сделал производство стульев массовым. Тонетовский (венский) стул №14 стал невероятно популярным. В первые годы производства было приобретено более 50 млн экземпляров. Так стул потерял свою элитарность. Цели мебельного производства в XX веке были очевидны: сделать мебель более мобильной, утилитарной, эргономичной, дешевой и простой в производстве.
Стулья рассказывают историю усадьбы «Абрамцево», в которой выделяют «аксаковский» и «мамонтовский» периоды, и период XX века, когда рядом появился посёлок художников, а в самой усадьбе работал эвакуационный госпиталь.




Стулья, кресла, табуреты - свидетели многих событий своего времени. Они давали не только покой и отдых знаменитым хозяевам и гостям усадьбы Абрамцево, но и нередко становились персонажами картин знаменитых художников. Так на картине Валентина Серова «Девочка с персиками» мы с легкостью угадываем силуэт элегантного кресла из столовой абрамцевского дома. Предметы, представленные на выставке, дают возможность не только проследить эволюцию стула, но и расскажет историю Абрамцево от XVIII до XX века. Каждый экспонат выставки расскажет зрителю свою уникальную историю от первого лица.




Все экспонаты можно разделить на несколько групп. Первую группу представляют многочисленные предметы крестьянского быта. Среди них - расписной сундук, привезенный семьей Мамонтовых с Русского Севера. Сундук был обязательной принадлежностью крестьянского быта XVIII-XIX веков, да и не только крестьянского. Сундуки использовали для хранения одежды, заменяя ими современные шкафы, в них держали книги и ценные бумаги, их брали в дорогу вместо чемоданов, на них сидели, а если позволяли размеры, то даже спали.




Непременным участников всех событий крестьянской жизни были лавки. В престольные праздники выносились столы и лавки во двор, устилали яркими половиками и с размахом отмечали праздник. В дни похорон в полутемной избе устанавливали ту же лавку с гробом, и каждый член семьи по очереди читали Псалтырь, провожая в последний путь близкого человека.
Скамья. Абрамцевская столярная мастерская. Конец XIX - начало XX века




Скамья и табурет - более поздние предметы обстановки. Украшение резьбой подчеркивало достаток и вкус хозяина.




1. Стул "гефсиманский". Абрамцевская столярная мастерская. Конец XIX века
2. Кресло. Абрамцевская столярная мастерская. 1890-е годы
3. Диван детский. Абрамцевская столярная мастерская. Конец 1880-х
4. Кресло детское. Абрамцевская столярная мастерская. Конец 1880-х







Вторую группу представляют стулья и кресла, выполненные в русских мастерских по заграничным образцам. Мебель, в основном принадлежавшая Аксаковым, выполнена в стиле классицизм, чаще всего из карельской березы. Декорированная яркими тканями, она являлась украшением усадебных комнат.
Слева - Кресло с курульным соединением ножек.
В центре - Стул. Абрамцевская столярная мастерская
Справа - Кресло с курульным соединением ножек, украшенное львами




Образцы резной мебели работы абрамцевских и сергиевских мастерских. Начало XX века




1. Кресло со стойками, оформленными в виде лебединых голов. Россия.
2. Кресло со спинкой, оформленной в виде лиры. Россия.




Кресла. Россия. XVIII-XIX века




Третью группу мебели представляет мебель Мамонтовского периода в истории Абрамцево. Она относится ко второй половине XIX века и отличается эклектичностью. Это не только знаменитые жакобовские стулья, которые можно увидеть на многочисленных фотографиях, представляющих обстановку мамонтовского дома, но и уникальный стулья и кресла, выполненные в Абрамцевской столярной мастерской.
Слева - Кресло складное второй половины XIX века. Россия, которое является самым загадочным экспонатом. По словам работников музея оно относится к основной «мамонтовской» коллекции мебели, но его предназначение до сих пор не ясно.




Слева стул созданный по проекту Е.Д. Поленовой, рядом стулья созданные в  Абрамцевской столярной мастерской




На выставке показано знаменитое кресло Василия Шутова под условным названием «Дуга, топор и рукавицы», которое было представлено на Всероссийской выставке в Петербурге, где стало популярным и на которое посетители сделали около 50 заказов.
Слева - Стул угловой. По проекту Е.Д. Поленовой. Абрамцевская столярная мастерская




Популярность шутовского кресла была столь велика, что его копии можно было встретить и в особняках аристократии, и в квартирах демократической интеллигенции, в частности, у писателя Антона Чехова. Оригинал кресла стоял в кабинете Александра III.




Последнюю группу представляют стулья и кресла XX века.




Стулья и кресла принадлежали художникам, их изображали мастера в своих произведениях.
Фальк Роберт Рафаилович. Интерьер с креслами. 1935 год




Плетеный Дван и Стул. Конец XIX века - начало XX века




В нише - Стул венский. Россия. Конец XIX - начало XX века




Слева - Угловое кресло. Россия. XVIII век




Любители красивой мебели мечтают иметь в своем доме предметы, похожие на те, что хранятся в Абрамцево.




Посмотреть все достопримечательности Музей-заповедник «Абрамцево»

наблюдение, #рассказ, #наблюдение, настроение, #Россия, интересно, путешествие, экскурсия, #экскурсия, #интересно, музей, #нравится, история, нравится, #история, #путешествие, #музей, #Москва, Россия, #настроение, Москва, рассказ, творчество, #творчество

Previous post Next post
Up