Коллекция произведений русского народного искусства в бывшей Кухне в Абрамцево

Mar 14, 2024 07:12

Кухня в Абрамцево, небольшой деревянный дом, построена в 1870 году на месте старой аксаковской кухни. Первоначально служила жилым помещением, пока не был отремонтирован и перестроен усадебный дом. В первой половине 1880-х годов кухня была соединена с усадебным домом крытым переходом, который просуществовал до 1930-х годов.




Позднее Кухня в Абрамцево использовалась по назначению и делилась на собственно кухню и жилую комнату для прислуги.




В центре кухни находится печь.




С ней в жизни крестьянина всегда был связан целый мир.




На печи готовили еду, на ней сушили ягоды и грибы. С печью было связано много обрядов.




Печь долго сохраняла жар и это влияло на то, какую использовали посуду. В основном это были горшки с широким горлом, узким дном и вздутыми боками. Такая форма позволяла максимально использовать жар печи. Делали печную посуду из простой обожжённой глины.







В наши дни в кухне хранится коллекция произведений русского народного искусства, собранная участниками Мамонтовского художественного кружка и дополненная в XX столетии. Здесь представлены мебель, предметы крестьянского быта, домовая резьба и другие произведения.




Собирание коллекции, которую участники кружка называли «музеем» - одно из важнейших направлений в его деятельности. Собирательство осмысливалось как задача большой художественной значимости. Художники понимали красоту крестьянских предметов, которые становились образцом для эскизов, создаваемых ими для Абрамцевской столярной мастерской.




Абрамцевская коллекция, собранная гостями и хозяевами Абрамцева, по способу формирования была не «антикварной», а «экспедиционной». В ней были представлены разные губернии: Архангельская, Вологодская, Среднее Поволжье, Московская губерния.
Основными экспонатами первого зала являются образцы архитектурной резьбы. Первый «экспонат» этой коллекции был найден в 1881 году в деревне Репихово художниками И. Е. Репиным и В. Д. Поленовым. Во время прогулки они случайно обратили внимание на фасадную резную доску с красивой резьбой, на одном из домов. На просьбу художников купить её, хозяин дома ответил, что он может её отдать в обмен на новую доску без резьбы.




Многие художественные вещи - солонки, чайницы, резные ларчики - повторялись в столярной мастерской. Орнаментальные мотивы переносили на плоскости буфетов и шкафчиков. Например, Е. Д. Поленова из поездки по Костромской области привезла скамью с орнаментальным мотивом: спиральным бегом солнца, который символизирует непрерывный бег времени. Эта скамья была повторена в конце 1880-х годов в абрамцевской мастерской. Елизавета Григорьевна Мамонтова и Елена Дмитриевна Поленова собрали целые коллекции интересных вещей - бураков, вальков, рубелей, прялок, пряничных досок. Отдельного внимание заслуживает братина.
Колокольчики из Абрамцевской коллекции тоже связаны с крестьянским бытом. Они имели особое назначение: их вешали на шею домашним животным и называли «ботало». В коллекции есть колоколец поддужный, который является миниатюрной копией большого колокола. Существует легенда о рождении колокольчиков от вечевых колоколов Новгорода и Пскова. В России с 1836 года колокольчики были только на служебных повозках.
Среди собрания имеются детали резного украшения фасада избы - «Кикимора», «Шишига», фрагмент наличника с русалкой-берегиней, украшение в форме журавля.




Во втором зале, в основном, представлены предметы крестьянского обихода: ковши, солоницы, бураки, прялки, набивные доски, сундуки, игрушки и т.д.




В 1885 году Елизавета Григорьевна Мамонтова вместе с Еленой Дмитриевной Поленовой обошли ближайшие деревни и собрали в избах образцы резьбы на донцах, рубелях, вальках, солонках.




Вальки предназначались для выколачивания белья при стирке. На лицевой части вальки украшали росписью, резьбой. Это могло быть изображение петуха, веточки с плодами, выполненное красной и коричневой краской. Несколько типов вальков представлены в экспозиции Кухни: костромские, подмосковные, нижегородские.
Например, вальки из Нижнего Новгорода отличаются массивностью и скульптурностью форм. На вальках часто изображали морское царство - водяные растения, рыбок с хвостами в виде растительных завитков. Рядом расположены похожие предметы, но это уже не вальки, а рубели. Они служили для проглаживания холста путем прокатывания на деревянной скалке. Ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец. На Русском Севере в рукояти иногда вырезалось полое пространство, которое заполнялось высушенными горошинами. При раскатывании белья издавался звук, аналогичный звуку детской погремушки.




Привлекает внимание и полочка с берестяными туесами.




В XIX веке крестьяне их использовали для хранения продуктов. Иногда в них хранили яйца и ставили их в подпол. Делали туеса из бересты и расписывали сами. У них было двойное дно, а береста обладала антисептическими свойствами. Бураки (туеса) - цилиндрические сосуды, прекрасно сохраняли температуру содержимого.




Каждый местный промысел имел свои традиционные приемы орнаментации. Например, в Архангельской губернии тулово бурака украшали изящной веточкой с цветком или изящным силуэтом птицы. На Урале делали высокие стройные бураки с тисненым орнаментом, а в Вологодской губернии традицией стала прорезная ажурная береста. В районе Нижнего Тагила бураки делали в особой технике по загрунтованной бересте - медальоны с пейзажем, выполненные по способу переводных картинок-гравюр. Все перечисленные центры представлены в Абрамцевской коллекции.




В экспозиции можно увидеть предмет с необычными названиями - бабий ящик. Это небольшой деревянный пенал для хранения мелких вещиц для рукоделия. Стены зала украшены лубками и полочками с игрушками из села Богородского и г. Сергиева Посада.




Гостями и хозяевами Абрамцева были собраны почти все типы русских прялок: северные цельные - копылы, ярославские с башенками, архангельские с проемной резьбой и расписные городецкие, владимирские, вологодские и костромские.




На выставке представлена их коллекция: прялки для льна, для шерсти, прялка-орудие для ручного прядения (выделки ниток). По конструкции прялки разделяются на два типа. Корневые «копылы» изготавливались из единого куска дерева. Эти прялки были распространены в северных областях России. Второй тип - прялки составные: из отдельно выполненного донца и копыла.




Мотивы резьбы и живописи на прялках и донцах отражали идею мироустройства. Часто в орнаментах на прялках использовали символы неба и земли.




В музее хранится коллекция козьмодемьянских ковшей-черпаков.




В г. Козьмодемьянске с XVII века деревянная посуда производилась стрельцами-ремесленниками. На рукоятке был специальный крючок для подвешивания. Ковши употреблялись в качестве повседневной и обрядовой посуды во время служб, которые проводили во время посева или после сбора урожая.




На рукоятке изображали конька, который движением согнутых ног вращал диск солнца. Ковши можно сравнить с плывущей древней ладьей. «Конь» и «Птица» в мифологии древних славян это слуги солнечного божества, которые влекли светило днем по небосводу, а ночью по подводному пути.




В экспозиции также представлены мебель, предметы крестьянского быта, детали домовой резьбы, набивные и пряничные доски, посуда и традиционная игрушка.
















Посмотреть все достопримечательности Музей-заповедник «Абрамцево»

наблюдение, #рассказ, #наблюдение, настроение, #Россия, интересно, путешествие, экскурсия, #экскурсия, #интересно, музей, #нравится, история, нравится, #история, #путешествие, #музей, #Москва, Россия, #настроение, Москва, рассказ, творчество, #творчество

Previous post Next post
Up