Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево

Mar 11, 2024 07:11

Впервые о постройке церкви в Абрамцеве заговорили в 1880 году, после разлива реки Вори, из-за чего жители соседних деревень лишились возможности ходить на службу в церковь села Ахтырки, расположенную на противоположном берегу. Кто-то из крестьян пришел в барский дом в Абрамцево, зная, что здесь будут служить заутреню, и тогда Савва Иванович высказал мысль о необходимости строительства церкви.




В создание усадебной церкви принимали участники Абрамцевского художественного кружка. Художники изучали книги по истории зодчества, затем совершали экскурсии по древним русским городам, знакомились с памятниками архитектуры. В результате в качестве образца для абрамовской церкви, по предложению В. Д. Поленова было решено использовать новгородскую церковь Спаса на Нередице (XII века).
В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю. Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались три Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел два окна: тройное и небольшое полуовальное. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление. Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он просматривался от усадебного дома сквозь аллею парка и имел не меньшее значение, чем западный. Поленов оставил проект этого фасада незавершенным.




Победителем своеобразного конкурса проектов стал В. М. Васнецов. Художнику удалось творчески переосмыслить формы древнего домонгольского зодчества и создать абсолютно новаторское произведение, стоящее у истоков национально-романтического направления отечественного модерна. Она считается первым памятником русского модерна.
Васнецов изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного. Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными. От поленовского проекта остался западный фасад, выполненный в виде звонницы. Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению - небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.




В конце мая 1881 года начались строительные работы. К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом.




На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух - об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д.




Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану.




Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного работы Поленова




Печная труба в углу крыши покрыта изразцами.




В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову.




По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь.







Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера.




Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.




Необычен набор икон для верхнего ряда правого яруса, куда вошли изображения канонизированных исторических деятелей Древней Руси, таких как Кирилл и Мефодий, Нестор-летописец, князь Владимир и княгиня Ольга, митрополит Алексий, иконописец Алипий.




В иконостасе - «Спас Нерукотворный» И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» и «Богоматерь» В. М. Васнецова, «Благовещение» В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников.




Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.




Роспись оконных ниш, а также изразцы, которыми украшена часовня, выполнены по эскизам Андрея Мамонтова.













Царские врата










Над царскими вратами приоткрыта завеса




В алтаре виден оконный витраж, сделанный по эскизу С.И. Мамонтова.




Клиросные ограждения расписаны изображениями цветов и бабочек В. М. Васнецовым.




По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства церкви - 1881-1882. Первоначально пол был залит цементом и резко выделялся на фоне белоснежных стен храма.




Северная стена храма




На северной стене - крест из песчанника с барельефом головы Иоанна Крестителя, работы М.М. Антокольского; шитая икона, с изображением Богородицы, выполненная женщинами Абрамцевского кружка в традициях древнерусского лицевого шитья;




в витрине - плащаница, вышитая по эскизу В.М.Васнецова




Ближе к западной стене - окно в часовню.




На южной стене - икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» работы Е. Д. Поленовой, а также иконы из собрания музея.




Летом 1882 года был проведен обряд освящения церкви во имя Спаса Нерукотворного.
В 1892 году в церкви была поставлена печь, выполненная по эскизам М. А. Врубеля.







В 1891 г., после смерти сына Мамонтовых - Андрея, ризницу церкви, где он был похоронен, перестроили в часовню по проекту Васнецова. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление.




Крест на могиле сына Андрея, высеченный Е.Г.Мамонтовой.




Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913).




Савва Иванович Мамонтов (1918) был похоронен в часовне, рядом с сыном.




В настоящее время церковь действующая. Вновь освящена в 1993 году. Службы (5 праздничных и 5 поминальных) проходят о большим религиозным праздникам и памятным датам семей Аксаковых и Мамонтовых.




Посмотреть все достопримечательности Музей-заповедник «Абрамцево»

искусство, #рассказ, церковь, настроение, интересно, экскурсия, часовня, музей, история, #дизайны, #искусство, нравится, достопримечательность, интерьер, #архитектура, #религия, #фантазия, #путешествие, храм, #музей, #Москва, #творчество, творчество, наблюдение, #достопримечательность, #наблюдение, дизайны, религия, #Россия, #храм, путешествие, #часовня, #экскурсия, #интересно, архитектура, памятник, #нравится, #памятник, #церковь, #история, #интерьер, Россия, #настроение, фантазия, Москва, рассказ

Previous post Next post
Up