Фрейлинская в Большом Павловском дворце предназначалась для придворных дам, ожидавших выхода императрицы. Она была создана в 1797-1799 годах по проекту В.Бренны на месте бывшего кабинета Марии Федоровны и части ее Туалетной.
Появление Фрейлинской, состоящей из двух прямоугольных помещений, было обусловлено расширением дворца, и она стала местом перехода из центральных залов в парадные залы нового Южного корпуса. Стены, разбитые на панно, отделаны искусственным мрамором и лепкой.
Первоначально здесь находилось фортепьяно красного дерева, два таких же стола, стальной столик с росписью на крышке, два комода и одиннадцать стульев, окрашенных в белый цвет, обитых зеленым сафьяном.
На стенах картины французских художников XVIII века:
Между окон - «Портрет великой княгини Марии Федоровны» (Ж.-Л.Вуаль, 1792).
Под портретом Марии Федоровны - цилиндрическое бюро красного дерева (Германия, Д.Рентген, 1780-е годы), на котором стоят французские часы из золоченой бронзы XVIII века со сценой из популярной оперы того времени «Дезертир» композитора П.-А. Монсиньи (Париж, мастерская Ж.Гойе).
На противоположной стене - «Амур, стреляющий из лука» (Карл Ван-Лоо, 1761)
По сторонам от него - «Женские головки» Ж.-Б.Греза, в мастерской которого владельцы Павловска приобрели несколько картин.
В части Фрейлинской, примыкающей к Верхнему вестибюлю - картины Гюбера Робера: «Зал Аполлона» и «Зал Лаокоона» (1800-е годы), приобретенные Марией Федоровной в 1806 году, а также «Фантастический пейзаж со статуей Марка Аврелия» (1780- годы) «Парк с руинами» и «Пейзаж с круглым храмом на горе» (1770-е годы) (по сторонам двери в Верхний вестибюль).
Меблировку комнаты составляют различные предметы корпусной мебели и мебели для сидения. Диваны и кресла из резного золоченого дерева - характерный образец обстановки конца XVIII века.
Музыкальная шкатулка к часам русской работы исполняет несколько мелодий из оперы. У стены рядом с Туалетной стоит шкафик-поставец наборного дерева (Франция, мастерская. Ж. Дотриша, XVIII век), на котором размещены часы «Аллегория наук» (Париж, часовой мастер Ж.Байон, 1760-е годы).
В другой части Фрейлинской, у окна можно видеть уникальное бюро секретер русской работы (Петербург, мастерская И.Отта) черного дерева со вставками в технике «эгломизе». Темными силуэтами на золотом зеркальном фоне можно видеть изображения членов великокняжеского семейства: на дверцах фигуры Павла Петровича и Марии Федоровны, сыновей Александра и Константина за занятиями в саду, на выдвижных ящичках - силуэтные головки дочерей Александры, Елены, Марии и Екатерины.
На бюро - гарнитур из золоченой и патинированной бронзы: часы и две вазы (Франция, XVIII век). По сторонам двери, ведущей в Верхний парадный вестибюль - два парных комода (Россия, XVIII век), на которых поставлены бронзовые канделябры (Франция, скульптор Л.-С.Буазо, мастерская П.Гутьера, 1770-е годы).
В нише - мраморная скульптура «Весталка» работы Л.С.Буазо, 1769 г.
Начало здесь:
Большой Павловский дворец в городе Павловске