Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в Шереметевском дворце СПБ

Dec 22, 2023 07:11

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в Шереметевском дворце Санкт Петербурга расположена в Старой зале Шереметевского дворца.
Музей выставил 150 инструментов из своего ценнейшего собрания западноевропейских музыкальных инструментов XVI-XVIII веков - самых эффектных и значительных, некоторые экспонаты сохранились в мире всего в нескольких экземплярах. Есть среди них раритеты - работы, созданные известными барочными мастерами семейством скрипичных мастеров Амати, немецким музыкальным мастером-экспериментатором Тильке, создателем барочной флейты Оттетером, немецким конструктором музыкальных инструментов Тромлицем, Деннером.
Некоторые инструменты перед экспонированием отреставрировали, в том числе для того, чтобы они могли звучать.




В XVIII веке здесь располагался танцевальный зал, где графы Шереметевы устраивали вечера с музицированием и спектакли домашнего театра. Именно здесь Императрица Екатерина II смотрела домашние спектакли с участием двух подруг: Анны Шереметевой и Натальи Чернышёвой (послужившей прообразом Графини из «Пиковой дамы»).
Именно здесь звучали привезенные из Европы инструменты, подобные тем, что представлены в экспозиции. 14 февраля 1797 года знаменитая крепостная актриса Прасковья Жемчугова пела и играла на арфе в этом зале для семьи Павла I.




Старинные инструменты представлены в огромных стилизованных витринах - плавно изогнутых, барочных. Система зеркал, размещенных внутри, дает возможность увидеть инструменты во всей красе, со всех сторон, в мельчайших деталях, но как бы сквозь дымку времени и памяти туман: зеркала особенные, искусственно состаренные.
Между витрин сделаны «окна», в которых движутся силуэты людей в нарядах XVIII века, завитых париках. Словно призраки тех, кто когда то обитал в этом дворце, явились, привлеченные звуками музыки.




Каждый инструмент индивидуален. Есть настоящие редкости и шедевры, украшенные резьбой, перламутровой инкрустацией, росписью.
Для музыкального стиля барокко характерны поиски тембров и их сочетаний, оттенков и нюансов, новых технических возможностей. Отсюда невероятное богатство и разнообразие их видов.
Центральное место в экспозиции занимает трехмануальный клавесин рубежа XIX-XX веков, «душа» барочного оркестра - стилизация под инструмент, который очень любила знаменитая польская клавесинистка Ванда Ландовская. Небесно-голубой, с золочением, он украшен росписью с цветочными мотивами.




Отдельная витрина посвящена семейству виол.













Рядом с популярными в эпоху барокко деревянными духовыми инструментами - флейтами, гобоями, фаготами, причудливо загнутые старинные дудки серпенты - разместились новомодные барочные кунштюки - колесные лиры колесные лиры, струнный инструмент, в котором роль смычка исполняет колесо.










Продольная блок-флейта внешне похожа на дудочку, она считается одним из самых древних музыкальных инструментов. В конце XVII века ее стала вытеснять поперечная флейта, конструкцию которой усовершенствовал французский мастер Жак Оттетер - он работал при дворе короля Людовика XIV, затем - при Людовике XV. Оттетер был вундеркиндом, он с детства играл на гобое, флейте, фаготе, блокфлейте, скрипке, клавесине, контрабасе… К тому же сочинял музыку. Флейты его работы - большая редкость, в коллекции Музея музыки в Шереметевском дворце они есть, их можно увидеть.










Щипковые инструменты: гитары, цистры, тиорбы и мандолины расположились напротив витрины с лютнями и архилютнями.













В центре стенда гитар - барочная гитара парижского мастера Вобоама. За высочайшее мастерство его называли «Страдивари гитарного дела». Музейный экспонат датирован 1681 годом. Еще две такие гитары находятся в Париже. Больше они нигде не сохранились.







Английская гитара - цистра - снабжена маленькой клавиатурой. При необходимости ее можно было снимать. Цистры со съёмной клавиатурой предназначались главным образом для светских дам, которым длинные ногти помешали бы перебирать гитарные струны.




Инструмент в виде головы быка - это средневековая стилизация арфы, на которой, по библейскому преданию, музицировал легендарный царь Давид, напевая свои псалмы. В средние века Давидова арфа звучала в монастырях тоже во время пения псалмов, поэтому с тех пор ее стали называть «псалтериум». Но и при новом названии она сохранила свою древнюю форму - бычью голову.




Целую витрину здесь занимают миниатюрные пошетты (от фр. poche - карман) - миниатюрных скрипок. Ими пользовались в XVI-XVIII вв. учителя танцев в дворянских семьях. Пошетты настроены на октаву выше обычной скрипки. Звук у них слабый и не слишком приятный. Но им красота звучания ни к чему. Они были нужны лишь для того, чтобы задавать ритм танцорам.




Зато внешне пошетты всевозможных видов, щедро украшенные перламутром либо черепаховыми пластинами, либо изысканной резьбой, выглядят впечатляюще. Такого собрания пошеттов - нет ни в одном музее мира.




Особого внимания заслуживают клавишные инструменты коллекции. Среди них есть настоящие раритеты.
Например, уникальные клавишные инструменты коллекции: спинет (разновидность клавесина), датируемый 1532 годом - таких инструментов осталось всего три в мире. Это небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент. Он похож на клавесин, но его струны натянуты по диагонали слева направо. Уникальность его в том, что он очень старый. Такие спинеты были во многих домах, это же не самый дорогой инструмент, они были даже меньше и попроще.




Старинный клавикорды. Клавикорд - это очень редкий инструмент 1744 года, во всей России такой инструмент сохранился в одном экземпляре.




Одно из ранних пианофорте- предшественники современного фортепиано.




Большее мастерство от исполнителя требовалось при игре на стеклянной гармонике - водном органе.




Выглядит инструмент весьма любопытно: стеклянные чаши разных размеров и различной толщины густо нанизаны на длинный вал, проходящий вдоль полукруглого деревянного желоба. Внутрь желоба наливали воду и вращали вал рукояткой или ножной педалью. При игре руки постоянно смачивали, прежде чем приложить к поверхности вращающихся чаш. От трения мокрой кожи по мокрому стеклу рождались волшебные звуки небесных сфер.
На протяжении почти ста лет стеклянная гармоника входила в состав симфонического оркестра. Специально для нее писали свои произведения Моцарт и Бетховен.




Потом она была забыта. И только в наши дни интерес к ней снова пробудился. Теперь в разных странах проводятся даже фестивали, посвященные игре на этом экзотичном инструменте.




Начало здесь: Музей Музыки в Шереметевском дворце Санкт Петербурга

искусство, #рассказ, выставка, музеймузыки, интересно, экскурсия, музей, история, #выставка, #искусство, нравится, достопримечательность, #музей, музыка, #творчество, творчество, наблюдение, #достопримечательность, #наблюдение, #Шереметевскийдворец, #Россия, #музыка, #интересно, #экскурсия, Шереметевскийдворец, #нравится, #Петербург, Петербург, #история, Россия, #музеймузыки, рассказ

Previous post Next post
Up