Штукатурный покой, или Сиреневая гостиная (названа по цвету стен), сохранивший свое первозданное лепное оформление XVIII века, которое и отразилось в названии интерьера, имеет камерный характер.
Характер этого уютного помещения, его размеры и декоративная отделка выполненная в технике намазной лепки мастером А.Джани, представляет собой типичный декор стиля рококо.
Этот покой предназначался для отдыха и интимных бесед, чему целиком соответствовало его художественное убранство.
Основным элементом декора здесь выступает обильная золочёная лепка на стенах и потолке.
Богато живописное оформление Штукатурного покоя: на шести полотнах, которые украшают его стены и потолок, изображены галантные сцены с участием мифологических и литературных героев.
В убранство интерьера включена живопись на любовную тему - это «Венера и Адонис» («Афродита и Адонис») Пьетро Ротари, редкий в творчестве художника пример большого полотна со сложной композицией на мифологический сюжет. Так как до приезда в Россию художник пользовался европейской славой благодаря множеству исполненных им камерных портретов.
«Анжелика и Медор» работы крупного итальянского живописца Дж. Чиньяролли (сюжет взят из поэмы Л. Ариосто «Неистовый Роланд»),
«Селена и Эндимион» в исполнении С. Торелли», которая считается одним из лучших произведений итальянского мастера.
Картины взяты в прямоугольные профилированные рамы и окружены лепным растительным орнаментом, согласуются по цвету с наборными поверхностями дверей и дополняют интерьер.
Живописные десюдепорты «Тоскующий Марс» работы С. Торелли
«Венера», также работы С. Торелли. Помещенные друг напротив друга, эти картины сюжетно связаны между собой: согласно мифу, Марс, забыв о воинских подвигах, пребывает в любовной тоске, мечтая о Венере. Известно, что натурщицей, позировавшей художнику, была его племянница - юная прекрасная уроженка Болоньи.
С мифом о Венере перекликается и живописный плафон исполненный венецианским художником Франческо Цуньо «Орфей, встречающий солнце», который трактовался и как «Гимн Венере»: юноша Орфей, играющий на арфе, воспевает красоту богини любви.
Потолочное перекрытие, центральная часть которого в форме эллипса заглублена, образует своеобразный купол. Это делает комнату выше и просторнее.
Гостиная украшена мейсенскими фарфоровыми группами, изготовленными в 1770-е годы по моделям М.В. Асье.
В наборе паркета, выполненного по рисунку А. Ринальди, использованы красное и розовое дерево, палисандр, пальма, береза, яблоня.
Мебельное убранство Штукатурного покоя составляют подлинным предметы - ломберный стол работы французского мастера Л.Будена (1768 год)
Бюро из розового дерева французской работы (1760-ые годы) и резные золоченые банкетки и табуреты русской работы 1760-х годов
Начало здесь:
Китайский дворец в Ораниенбауме