Экспозиция проекта "Новая антропология" в мемориальном музее Ивана Петровича Павлова в Колтушах

Feb 27, 2023 06:11

Экспозиция проекта "Новая антропология" в мемориальном музее Ивана Петровича Павлова в Колтушах расположена в историческом здании Старой лаборатории, в котором работал еще сам Иван Петрович Павлов и его коллеги и ученики.




Новая экспозиция появилась благодаря экспериментальному сотрудничеству ученых института и российских художников, работающих в области art&science, медиа-арта, саунд арта. Музей посвящен тем биологическим наукам, которыми занимаются в ИФ РАН: физиологии, нейрофизиологии, генетике, биофизике, когнитивистике, медицине.
Эта экспозиция примечательна тем, что каждый экспонат можно потрогать своими руками и примерить себя в роли испытуемого




Внутри чёрной коробки.
Задача сети предельно проста: распознавание символов в роении мух-дрозофил.
Внутри черной коробки находятся мухи дрозофилы.




Картинка с камеры, находящейся внутри черной коробки, превращается в линейку 122 разных напряжений для каждого светодиода входного слоя. Затем свет проходит через массивы взаимно перпендикулярных световодов, где происходит световое перемножение матрицы на вес каждой связи.




Таким образом, данные на входном слое все сразу поступают в сеть и практически мгновенно оказываются на выходе, никаких перемещений данных в цифровых регистрах при этом не происходит. Каждый нейрон просто передает через функцию активации значение дальше по сети. На монитор выводится: то, что видит камера (дрозофилы), то, что видит нейросеть (дрозофилы 11×11 пикселей), и результат работы - текст, состоящий из последовательности распознанных букв и цифр. Это дает возможность наблюдать за пермутациями света прямо из черной коробки нейросети.




Мы видим, как ты слышишь.
Объект посвящён научной графике о звуке и экспериментам, проводимым в лаборатории физиологии слуха Института физиологии им. И. П. Павлова. В центре внимания - коробочка со слайдами, найденная в лаборатории. Слайды относятся к докомпьютерной эпохе представления научных данных, 1970−90 годам.




Графическое разнообразие слайдов представляет художественный интерес, а сами они могут многое рассказать об опытах, проводившихся в институте. Можно выбрать любой слайд и, нажав на кнопку, ознакомиться с закодированной в нём информацией. Помимо описания исследования можно услышать звуки, которые подавались испытуемому в процессе эксперимента.




Phantom
Проект представляет комплексную систему создания звуковых и визуальных образов при помощи технологий доступных в начале 20-го века. В основе создания визуальных образов лежит система из двух дисков Нипкова - перфорированных вращающихся дисков, применявшихся для кодирования и декодирования изображений в самых ранних системах телевидения и даже ставших на недолгое время массовой технологией в телевещании. Уникальность использования этой технологии в том, что не известно прецедентов практического использования дисков Нипкова для создания не закодированных изначально, а возникающих в реальном времени абстрактных образов при помощи модуляции скорости вращения и частот мигания источников света работающих в паре с диском.
Для создания звуков использован один из немногих существовавших в то время электронных музыкальных инструментов - Терменвокс. Звук непосредственно влияет на визуальные образы, действуя не просто параллельно, а синхронно.
По сути проект представляет медиа-археологическое исследование и размышление на тему возможного/альтернативного (более раннего) всплеска интереса к аудио-визуальному искусству и как следствие использования подобных систем в исследовательских целях: изучения синестезии, фотоэпилепсии, фантомного зрения, галлюцинаций.




Инсталляция Вода
Все организмы - от микро до макро - нуждаются в воде.
Все организмы частично состоят из воды.
Жизнь зародилась в воде.
Реакции происходят с помощью воды.
В воде постоянно происходят изменения...




Ткань жизни
«Ткань жизни» - художественно-научное исследование и технологический объект, материализующий и визуализирующий эволюционные и межвидовые связи в реальном времени.




Объект состоит из вязальной машины, системы электронной автоматизации процесса вязки, компьютера, видеокамеры и разработанного для генерации образов и контроля над процессом вязания программного обеспечения. Художественно-научное исследование эволюционных и межвидовых связей, которые визуализируются и материализуются в реальном времени автоматизированной вязальной машиной.




Основой для алгоритма морфинга служит точечная матрица, построенная в результате анализа и проверки совпадений между генами плодовой мушки Drosophila melanogaster и человека методами биоинформатики. Материализуя связи между видами, подключая родственные на уровне кода процессы и технологии ученые пытаются обратить страх межвидовой трансформации в «теплый» дизайн повседневных вещей, встроенный в игру с традицией и культурой. Однако процессы вязания и создания узора больше не нуждается в руках человека, они делегируются машинам, алгоритмам и нейросетям, у которых остается возможность совершить ошибку.




Аудиобинокуляр
Проект относится к жанру графического звука, когда визуальная структура переводится в аудио по специально сконструированному алгоритму. Слуховое восприятие кардинально меняет впечатление от объекта, создавая особое эмоциональное состояние.
В основу положена видеозапись лабораторной колонии дрозофил.




Para-optic-8
Кончики пальцев человека во многом схожи с сетчаткой глаза в функциональном смысле. Интересно провести параллель подобного рода дальше и при помощи технологий принудительно назначить физиологическую взаимосвязь между сетчаткой глаза и кончиками пальцев.
Проект «Para-optic 8» предлагает зрительный опыт, который в самом буквальном смысле воспроизводит идею о зрении через пальцы.
Сначала нужно пройти дактилоскопию, отсканировать отпечаток пальца, в соответствии с ним будут назначены зрительные способности. Так же как острота зрения зависит от размеров колбочек, находящихся в области жёлтого пятна, так и качество «зрения пальцев» определяется алгоритмом в соответствии с тем, какой у вас папиллярный узор.
Потом нужно надеть специальное устройство на глаза и руки, через которое можно реализовать новый зрительный и пространственный опыт.




To Bee
To Bee - это переводчик, база для общей семиосферы умвельтов человека и пчелы. Умвельт, «окружающий мир», это основание для изучения коммуникации биологических видов. У различных видов могут быть различные умвельты вне зависимости от общей среды обитания, так муха не видит паутины, а то, как паук видит муху выражено в размере «ячеек» паутины.
Феромоновый коммуникатор, семиотический тренажёр, который позволяет перевести понятную для пчёл знаковую систему на язык человека. Задача работы - это размышление на тему возможностей и способов межвидовой коммуникации, попытка выйти за пределы семиозиса антропосцена.




Нейрогармониум
Одним из важнейших показателей степени влияния различных негативных и позитивных воздействий на живой организм является белковый состав его тканей. Белки выполняют множество функций в организме и являются не только структурными элементами клеток, но и непосредственно участвуют в управлении процессами метаболизма, в том числе и нервной системы, регулируя наше поведение и адаптацию к различным условиям.
Изучение белкового состава структур мозга позволяет расшифровать молекулярные механизмы развития патологических состояний в случае воздействия стрессовых ситуаций и различных психологических факторов и найти определённые звенья в этих процессах, воздействуя на которые можно предотвратить патологию.
Одним из самых распространённых методов анализа белкового состава является электрофорез по Лэммли, позволяющий разделять белки в электрическом поле и получать спектры распределения белков по массе, схожие со спектрами сложных звуков. Информация, закодированная в этих спектрах, достаточно сложна для визуального восприятия, однако скрытые закономерности перестроения нервной ткани могут быть восприняты с помощью нашего уха - спектроанализатора, созданного природой.




Нейрогармониум, используя специальный алгоритм, преобразует полученные спектры распределения масс белков семи разделов мозга в здоровом и в патологических состояниях напрямую в звуковые колебания, при этом молекулярные массы становятся частотами отдельных спектральных компонент звука, а их распределение превращается в его тембр.
Звук затем пропускается через электроакустические гармонизационные системы, настроенные в резонанс с определёнными частотными соотношениями в сигнале и распределяющие звук по пространству инсталляции.
Таким образом, аппарат позволяет сравнить различные спектральные последовательности здорового мозга и мозга в патологическом состоянии, найти наиболее подверженные изменениям области и напрямую услышать закономерности в этих изменениях в тембрах полученных звуков и их расположению в пространстве.
Нахождение этих закономерностей даёт представление о гармонических соотношениях в построении сложнейшей биологической структуры - головного мозга, которые могут послужить основой для неинвазивной терапии будущего и возможных методов профилактики болезней, основанных на принципах биоакустической обратной связи.




Кибернетическая обезьяна (Jupiter)
Проект «Кибернетическая обезьяна» - интерактивная аудиовизуальная скульптура. Компьютерная репрезентация макаки-резуса, искусственная нейронная сеть созданная на основе данных психофизиологических исследований когнитивных вызванных потенциалов обезьян, наблюдающая за
миром и генерирующая свое собственное внутреннее представление о нем. Система, основанная на восприятии и интерпретации опыта контакта с внешним миром, но не его проекция. Алгоритм, способный к невербальной коммуникации при взаимодействии с окружающим пространством и посетителями музейной экспозиции. Общий принцип работы, не воспроизводить видимое, а делать его видимым.




Исследования в области искусственных нейронных сетей, и машинного творчества являются актуальными направлениями информатики, естественнонаучных и гуманитарных исследований. Эксперименты на животных позволяют получить ценные для современной науки результаты, которые невозможно получить на людях, например, по этическим мотивам.
С Юпитером можно разговаривать, при этом на экране начинают появляться разноцветные линии и чем они ярче, тем доброжелательнее он к тебе относится.




Ожидалка
В инсталляции ставится вопрос об этике по отношению к животным, участвующим в научных экспериментах.
Инсталляция «Ожидалка» создана в комнате, которая служила местом подготовки собак перед переводом их в операционную или в звуковую камеру. Сюда приводили собак, которые были отобраны для экспериментов, и они ожидали здесь своей очереди. Начиная с 30-х годов опыты с участием собак проводились здесь регулярно. Сейчас собаки не участвуют в экспериментах.




Сотни собак, прошедших через эксперименты павловских лабораторий в Военно-медицинской академии, Институте экспериментальной медицины и Академии наук, были бы, возможно, забыты навсегда. Но их клички остались в записях сотрудников, в стенограммах еженедельных лабораторных заседаний - известных «Павловских сред». Сохранились даже фотографии некоторых из этих «служителей науки».




На операционном столе выгравированы слова И.П.Павлова
„Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжёлое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрёк, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо художественный механизм. Но переношу это в интересах истины, для пользы людям.“ - Иван Петрович Павлов




Инсталляция Лаборатория - Творческая мастерская,




Антогонизм «технарей и гуманитариев, физиков и лириков», возникший в конце 50-х годов, пройдя свои агрессивные фазы, оборачивается сейчас взаимной заинтересованностью и желанием совместного исследования мира учеными и художниками.




Комната-лаборатория-мастерская - образ такого диффузного процесса, в котором предполагаются творческие, не регламентированные методы и способы наблюдения и обрабатывания информации.




Разговор о будущем, происходящий в этом пространстве.




В инсталляции «Лаборатория - Творческая мастерская» идет сравнение представленного пространства с процессами переплетения, объединения и взаимного интереса науки и искусства.




Через дверной проем, идущий из лаборатории - творческой мастерской в последнюю комнату, появляюеся тень человека, который ходит в соседней комнате, иногда подходя к двери. Мы не знаем, не видим того, кто находится в соседней комнате. Эта тень - аллегория будущего, она размыта, и четких очертаний разглядеть невозможно.




Самописец Павлова
Этот аппарат ЭЭГ (электроэнцефалограф), или самописец, в 1960 -е годы работал в качестве регистратора ритмов головного мозга.
С появлением экрана у самописца появляется новый голос. Теперь он рассказывает, что было при Павлове, что тот говорил и писал; разбирается в нынешнем устройстве лабораторий института и учится предсказывать будущее науки.




В экспозиции много других интересных экспонатов, посвященных науке.

Начало здесь: Музей И.П. Павлова в Колтушах - Институт физиологии им. И.П. Павлова

наблюдение, #рассказ, #достопримечательность, #наблюдение, #Россия, #уголкиРоссии, интересно, #Ленинградскаяобласть, путешествие, экскурсия, #экскурсия, #интересно, музей, #нравится, история, Ленинградская область, нравится, достопримечательность, #история, уголкиРоссии, #путешествие, #музей, Россия, рассказ

Previous post Next post
Up