В Меншиковском дворце Санкт-Петербурга посмотрели выставку "Искусство комфорта. Коллекция Эрмитажа переносных печей XIX-XX веков". На ней представлены малогабаритные печи, сделанные в период с конца 19 по 30-е годы 20 века, в основном, в Западной Европе (Германии, Франции, Бельгии).
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0982.jpg)
Коллекция уникальна. Такую коллекцию редко встретишь и в европейских музеях, так как перед второй мировой войной их очень много переплавили для нужд оборонной промышленности.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0992.jpg)
Эти экспонаты долгое время находились в подвалах Эрмитажа и были недоступны для посетителей.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0979.jpg)
Коллекция насчитывает 55 экземпляров.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0976.jpg)
Интересна история создания этой коллекции. Самые первые печи для нее купил в обычной "комиссионке" один из заведующих отделом Эрмитажа.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0984.jpg)
21 печь была просто подарена музею, а некоторые специально разыскивались в домах, идущих на слом Санкт Петербурга.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0985.jpg)
Коллекция ярко иллюстрирует сочетание декоративно-прикладного искусства и технического прогресса.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0986.jpg)
Поражает их разнообразие. Каждая такая печь индивидуальна не столько по техническому устройству, сколько по своей стилистике.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0993.jpg)
Все стили и направления западноевропейского искусства от историзма и модерна до ар деко и стримлайна отразились в оформлении этих утилитарных предметов.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0994.jpg)
Небольшие размеры печей позволяли использовать их для экономичного нагревания помещений. Для служебных помещений использовали простые черные печи.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0987.jpg)
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0988.jpg)
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0989.jpg)
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0983.jpg)
Для парадных и жилых помещений использовали печи изящной формы с богатым декоративным оформлением цветной эмалью, художественным литьем, никелированными украшениями и вставками, имитирующими майолику, и подходили к разнообразной обстановке.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0981.jpg)
Верхняя часть могла быть в форме плиты (для приготовления пищи, сушения овощей и фруктов),
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0978.jpg)
Но чаще, для украшения, оформлялась в виде выпуклой крышки.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0995.jpg)
В Европе существовало несколько фабрик, специализирующихся на выпуске таких печей. Причем, каждая фабрика имела свое клеймо, марку, знак, которые ставились на изделиях.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0977.jpg)
Вот именно по таким знакам и определяли в коллекции принадлежность печи к тому или иному предприятию и сортность печи.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0980.jpg)
Очень интересные образчики набравшего популярность в начале ХХ века стримлайн дизайна. появляются зализанные обтекаемые формы.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0990.jpg)
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/21/IMG_0991.jpg)
Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге