Коридор квартиры Пуниных переходит в ту часть музея, где находится отделённая от бытового пространства - литературная экспозиция поэзии Анны Ахматовой.
Ее решение - пространственное и смысловое - дает возможность заглянуть в иную реальность - реальность поэзии Анны Ахматовой. Эта часть экспозиции называется Белый зал - ее название связано с Белым залом Фонтанного дома, который Ахматова сделала местом действия своей «Поэмы без героя».
При входе в Белый зал на стене коридора - слои обоев разного времени, а под обоями, как это часто бывало в ленинградских квартирах, - старые газеты.
Старые газеты, наклеенные на стену, своего рода комментарий к поэтической формуле Ахматовой: «Я помню все в одно и то же время». На их страницах - хроника революционного Петрограда 1917 года, сообщение о Ялтинской конференции 1943 года, информация о ХХ съезде партии 1956 года, «Постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград»…
Зал условно делится на семь инсталляций, каждая из которых отмечена текстом той или иной «Северной элегии» Ахматовой, то есть строками ее поэтической биографии. За стеклом - вещи, рукописи, рисунки и фотографии, имеющие непосредственное отношение к жизни и творчеству Ахматовой.
Своеобразная карточная дама с двойным портретом Анны Андреевны.
Фотография Николая Гумилева из его личного дела
Стихи, напечатанные на огромных полотнах, являются как бы фоном тех событий, о которых рассказывают экспонаты на переднем плане.
Экспозиция в Белом зале интерактивная. В ответ на направленное движение руки на черном экране возникают описания, дополнительные документы и ахматовские тексты - ее реплики, дневниковые записи, фрагменты ее абсурдистской драмы «Энума Элиш».
В структуре Белого Зала три библейских поэтических образа Ахматовой представлены в работах скульптора Владимира Цивина.
Двойником Ахматовой была библейская Мелхола, первой жене Адама. Мелхола - женщина-возлюбленная, воплощение любовной страсти, женщина-демоница, которая приносит несчастье мужчинам.
Еще один двойник Ахматовой - ветхозаветная Рахиль, преодолевшая многие препятствия на пути к своему материнству: она умерла во время родов своего единственного сына Вениамина.
К Библии восходит и образ жены Лота, женщины, нарушившей запрет Бога - во время бегства из Содома и Гоморры не оглядываться назад, на город и дом. Но жена Лота оглядывается, чтобы увидеть и унести с собой взгляд на то, что было ей дорого, - и превращается в соляной столп.
Эти три двойника - три ипостаси поэтического сознания Анны Ахматовой, нашедшего выражение в ее «Библейском цикле» (1922-1961).
Образы Мелхолы и Рахили трактованы в традициях архаики. Мелоха - богиня плотской любви в шумерийской пластике - это женщина, держащая в руках свои груди, как чаши. Рахиль - богиня-мать в шумерийской пластике - женщина, держащая руки на животе -охраняющая плод.
Образ жены Лота пластически решен по-другому. Это не фронтальная ясная вещь, у нее есть разворот - она как бы осваивает новое для нее пространство, и пространство духовное. Петербург был Содомом, на которое было послано страшное божественное проклятье. И этот бесконечный оборот назад - единственная надежда на удержание дорогого прошлого в памяти.
Один из самых страшных экспонатов - письмо Анны Андреевны Сталину с просьбой освободить из заключения ее сына, Льва Гумилева. А также пропуск в квартиру. Жители Фонтанного дома должны были получить пропуск Института Арктики и Антарктики, который располагался здесь же. У Ахматовой пропуск был постоянным. В графе «должность» у нее значилось «жилец».
Ценный артефакт - камея из черного и белого агата с портретом Ахматовой принадлежала В. Гаршину. Ахматова собиралась замуж за Владимира Гаршина, но так за него и не вышла.
Деревянный крест. Ахматова вспоминала, что Борис Анреп нашел этот крест во время Первой мировой в разрушенной церкви в Галиции: «Сказал: “Я знаю, что нехорошо дарить крест: это свой крест передавать... Но Вы уж возьмите!..” Взяла»
Флакон рубинового и простого стекла, гравированое золотом. По воспоминаниям современников, флакон был найден Ахматовой, Лурье и Судейкиной в начале 1920-х годов в разрушенном Гостином Дворе. Этот флакон Анна Ахматова хранила в память о своей подруге, актрисе Ольге Глебовой-Судейкиной, эмигрировавшей в 1924 г. и оставившей Ахматовой свои вещи.
Коломбина. Фарфор, надглазурная полихромная роспись. Подарок Анне Ахматовой от О. Глебовой-Судейкиной.
"Орден" кабаре "Бродячая собака". В 1912 году в этом богемном подвале Ахматова, по замечанию Корнея Чуковского, впервые ощутила "свою победительность". Выцарапано на латыни CAVE CANEM ("Остерегайся собаки!") - надпись на древних стенах Помпеев...
Бусы, принадлежавшие Анне Ахматовой. Китай. Кость, резьба.
Заглавная запись здесь:
Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме Петербурга