В Севильском кафедральном соборе представлена огромная коллекция картин с библейскими сюжетами.
Практически про все картины, которые я сфотографировал, мне удалось найти информацию. Надеюсь вам будет интересно.
Свой рассказ начну с картины Бартоломе Эстебан Мурильо, "Непорочное зачатие" (La Inmaculada de los Venerables), которая находится в Капитулярном зале собора. Позолоченная деревянная рама для картины вырезана Бернардо Симоном де Пинедой.
Начиная с XVI века, в Испании было распространено особое почитание и преданность католической догме непорочного зачатия Девы Марии. Образ Непорочного зачатия провозглашался защитой Испании.
Мурильо за свою жизнь написал около двадцати пяти полотен «Непорочного зачатия». В большинстве из них Дева Мария изображена в белом одеянии и синей мантии. На картине в Севильском Кафедральном соборе юная прекрасная Дева Мария стоит на полумесяце, скрестив руки на груди, её взгляд устремлён на небеса. Она как бы легко возносится на небо в окружении света, облаков и ангелов.
Эта картина является одним из наиболее выразительных полотен «Непорочного зачатия» живописца. Оно отличается своей триумфальной направленностью и полным отсутствием традиционных символов - башни Давида, запечатанный фонтан, пальмы либо кипарис, которые в своё время были представлены в изначальном варианте картины.
Полотно "Непорочное зачатие (Почтенных священнослужителей)"
было заказано Мурильо каноником Севильского кафедрального собора Жюстино де Неве для Сивильского хосписа, в котором жили престарелые священники.
С 1810 году картина находилась в Севильском Алькасаре. Во время Наполеоновских войн картина вместе со множеством других произведений искусства была реквизирована и в 1813 году оказалась в Париже, в коллекции Сульта. После смерти маршала, в мае 1851 года его наследники продали картину французскому государству. Картина экспонировалась в Лувре.
В 1941 году правительство Виши обменяло картину на знаменитую картину Веласкеса «Портрет королевы Марианны Австрийской». С тех пор «Непорочное зачатие» находится в музее Прадо.
Близкая по иконографии картина "Непорочное зачатие" Мурильо находится в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
"Ангел-хранитель" (El Ángel de la Guarda). Эта работа, которая сохранилась в часовне Долорес в Кафедральном соборе Севильи (Испания), была написана около 1660 года итальянским художником Матиасом Претти.
"Святая Ана и Богоматерь с младенцем" (Santa Ana y la Virgen con el Niño) в часовне Долорес (Севильский кафедральный собор). Этот холст является копией оригинала, написанного итальянским художником Джованни Баттиста Караччоло.
"Мученичество святой Агаты" (El martirio de Santa Águeda) в часовне Святого Петра (Севильский кафедральный собор). Автор неизвестен.
"Триптих с поруганным Иисусом Христом, Девой и Сан-Хуаном" (Ecce Homo con la Virgen y San Juan) испанский художник Луис де Моралес, по прозвищу Божественный. В период между 1550 и 1570 годом его можно было считать лучшим художником в Испании после Эль Греко. Он был чрезвычайно плодотворным художником, чему способствовал тот факт, что его дети, Христофор и Иероним, также художники, в значительной степени помогли ему в производстве его работ.
"Христос Распятый". Авторство одни приписывают школе Зурбарана, а другие самому Франсиско де Зурбарану.
"Иисус и сборщики налогов" (Севильский кафедральный собор). Автор неизвестен. Предположительно Себастьян де Льянос и Валдос
"Мученичество Сан-Лоренцо". (Большая ризница Севильского кафедрального собора). Эта работа, которая сохранилась в главной ризнице Севильского собора (Испания), была написана в семнадцатом веке и представляет собой мученичество Сан-Лоренцо. Работа приписывается итальянскому художнику Лукасу Джордану.
"Оплакивание Христа (Похороны Христа)" (El Entierro de Cristo) в часовне Долорес (Севильский кафедральный собор). Автор неизвестен. Предположительно французский художник XVII века
"Раскаяние Иуды". (Севильский кафедральный собор). Автор неизвестен.
"Святая Тереза Иисуса" (Santa Teresa de Jesús) Франсиско де Зурбаран (Большая ризница Севильского собора)
"Голгофа" (Calvario con donante). Луис де Варгас
"Святой Петр освобожденный Ангелом" (San Pedro liberado por el Ángel). Автор неизвестен.
"Святая Юста (Санта Хуста) и Святая Руфина" (Santa Justa y Santa Rufina) Франсиско Гойя. Эти две святые считаются покровительницами Севильи, Хиральды и Собора. Они казнены римлянами в 287 году. Считается, что благодаря их заступничеству они не упали после землетрясений 1504, 1655 и землетрясения в Лиссабоне 1755 году. Для написания этой картины Гойя приезжал специально в Севилью. Обе святые изображены им на фоне символа города - Хиральды, в руках они держат изделия из глины, намекая на их профессию гончаров. Их изображение можно встретить повсюду в соборе.
"Снятие с Креста" (El descendimiento de Cristo) Педро де Кампанья. В первом значительном произведении «Снятия с креста» (до 1547, Монпелье, музей Фабра) выразился трагический темперамент Кампаньи. Он порывает со средневековой традицией золотого фона, прежде чтившийся в Севилье, и разворачивает сцену на фоне ярко освещенного пейзажа, помещая на первом плане темные силуэты персонажей. Косые потоки света падают на лики, создавая поразительные светотеневые эффекты.
В 1547 художник вновь обратился к теме "Снятия с креста", приступив к картине для собора Севильи; он пообещал создать произведение, превосходящее предыдущее, которое находилось тогда в Севильском монастыре Санта-Мария де Грасия. Действительно, Кампанья усилил драматизм действия, уменьшив количество персонажей и придав композиции, разворачивающейся вокруг тела Христа, большую строгость. Здесь уже полностью отсутствуют итальянские реминисценции - в патетической выразительности ликов в полной мере проявилось его фламандское происхождение.
Продолжение следует ...