Москва. Ядерная преисподняя на Каширском шоссе.

Nov 29, 2016 08:43



Много лет приходилось мне ходить и проезжать мимо маячившего на берегу Москвы-реки возле железнодорожной платформы известного на всем юге Москвы Заводе Полиметаллов, но только сейчас стало известно, что на самом деле все это громкое название было фикцией. А в реальности завод полиметаллов принадлежит корпорации Росатом (об этом гласит теперь вывеска на его дверях) и много лет, начиная со сталинских времен на его территории находится крупнейший в Москве ядерный могильник. Ну а самое неприятное состоит в том, что никто не знает, в каком состоянии этот могильник сейчас и то и дело просачиваются сообщения, что из него происходят систематические утечки в Москва-реку. Попробуем в этом разобраться.

1. Довольно долго, начиная с 90-х годов прошлого века Завод Полиметаллов представлял собой неприглядное зрелище, и судя по всему, не ремонтаровался много лет. Но в середине 2000-х, видимо, с общим улучшением бюджетных поступелний и ростом влияния корпорации Росатом хозяева предприятия-могильника получили немалые средства и отремонтировали его корпуса. Теперь он выглядит на заглядение помпезно и уж во всяком случае, нет никаких намеков, что за территорией предпряития никто не следит. Но как это принято со многими бывшими производственными корпусами в Москве, никто не собирается не только их продавать или устраивать из них бизнес-центры, но даже никаких арендаторов, необходимых для поддержания состяония здания за счет аренды, здесь незаметно. Это о многом говорит: предприятие существует исключительно за счет бюджетных вливаний.


2. Что происходит а территории завода, никто не знает. Указанный на официальном сайте Открытого акционерного общества «Московский завод полиметаллов» (ОАО «МЗП») телефон не отвечает. Однако на сайте предприятия прямо говорится, что предприятие в 1934-1972 годах действительно занималось производством тория и урана, так что отходы на его территории, спрятанные в специальных хранилищах, могут принадлежать именно ему. «По экологическим соображениям производство данных материалов на предприятии прекращено», утверждает сайт, но нельзя быть уверенным, что в тридцатых, сороковых, пятидесятых или шестидесятых годах какие-либо радиоактивные отходы производства не были складированы в каком-либо временном хранилище на берегу Москвы-реки…


3. Эксперты Гринпис, занимающиеся радиологическими исследованиями, говорят. что на исследованных участках вокруг Завода полиметаллов радиационный фон достигает 600-800 микрорентген в час (мкР/ч), притом, что для Москвы нормальным считается фон 12-20 мкР/ч. Доступ к зонам радиоактивного загрязнения ничем не ограничен, кроме непосредственной территории самого завода. Разумеется, никаких знаков радиационной опасности поблизости нет, и за исключением специалистов и посвященных в проблему журмалистов, о истинном назначении предприятия никто не знает. В паре сотен метров ниже по течению Москвы-реки ведется массовое жилое строительство, хотя сам берег Москвы-реки вокруг завода относится к охранной зоне, и жилая застройка расположена исключительно на противоположной стороне Каширского шоссе. Собственно, вот вид на Завод и окрестности сверху, с крыши жилого дома. На переднем плане внизу автобаза и гаражи, а уже дальше находится сам Завод.


4. На увеличенном снимке заметно, что территория Завода сейчас находится практически в идеальном состоянии, что внушает некоторое спокойствие. Но что происходит внутри и каково состояние подземных захоронений не знает никто, все окружено покровом непроницаемой секретности. Не в курсе происходящего даже дирекция музея Коломенское, непосредственно примыкающего к молильнику. «Территория музея-заповедника занимает 256 гектаров и расположена она вдоль Москвы-реки. В одной из крайних частей мы граничим с неким парком Марьино, это просто деревья вдоль тропинки. Далее там находится завод полиметаллов. Около этого завода есть точка с повышенным уровнем радиации. В течение десяти лет это известно. Там кампания «Радон» регулярно делает дезактивацию, но не могут никак найти эту частицу, откуда идёт эта радиация. Возможно она со спичечную головку. Мы даже точно делали замер. От этого возможного очага до нашего забора 167 метров. Ни у забора, ни на нашей территории никакого превышения нет. Всё это локализовано в одной маленькой точечке. Радон там работает уже 10 лет, занимается дезактивацией территории», - рассказала Марина Цатурова, заместитель директора музея-заповедника.
«Облучится там сложно - но вот заразится, испачкаться и получить внутрь столь опасный радионуклиид как радий-226 никому не пожелаю - тот же полоний, которым отравили Литвиненко тоже по гамме не фонил а результат на надгробие написан. Достаточно мельчайшей частички из коломенского в легких, чтобы получить рак - и да забыл сказать реальный фон там доходит до 20-25мр/ч в зоне отселения Фукусимы меньше 1мр/ч - радиационное облучение не причина отселения - причина в заражении и последующем накоплении организмом радионуклидами», - пишет один из посетителей блога Гринпис, где полнимается вопрос о закрытом для общественности ядерном могильнике на Каширском шоссе.
Место это на берегу Москвы-реки вполне доступно, хотя и заброшено. Несколько лет назад студенты МИФИ проходили здесь занятия по физкультуре, а в 80-х и по военной подготовке. Сейчас, когда набережная Москвы-реки обустроена посетителей, которые по незнанию или невнимательности могут хватануть дозу, прибавилось.
«Местами прибор показывает 500-600-900 мкр/час. По словам мужиков, работающих в гаражах, буквально метрах в 200-х от найденных точек, такой фон не предел. Говорят, что местами он доходит до 2000 мкр/час. Все знают, что вот уже лет 50, если не больше, берег Москвы-реки - одна большая радиоактивная свалка», - пишет в своем блоге эксперт Гринпис.


5. Конечно, никто не застрахован от соседки-старушки, которой покойный флотский супруг оставил в наследство трофейные часы с немецкой подводной лодки (стократное превышение радиационного фона; был такой случай). Также понятно, что прежнее руководство Политехнического и Минералогического музеев, где до недавнего времени в экспозиции без всякой защиты лежали соответственно чистый радий (подарок нобелевского семейства Кюри советскому народу) и огромный кусище урановой руды, судя по всему, не всегда дружило с головой (фон, по данным Гринписа, там перекрывался почти в тысячу раз и до сих пор Политех не может быть открыт после ремонта из-за продолжающейся его очистки от следов радиации). Однако всем известный бывший овраг в районе Каширского шоссе, в котором расположилась фонящая свалка от завода полиметаллов, засыпанная и охраняемая в размере 500 на 150 метров так и не ликвидирован, и его внтуреннее состояние неизвестно. Есть подземные воды, снеготаяние, дожди и прочие природные явления, которые периодически вызывают всплески радиационного фона.
На снимке - панорама района Завода Полиметаллов, берега Москвы-реки, Каширского шоссе и Борисовских прудов.


бред, Москва

Previous post Next post
Up