По ходу дела задали мне здесь вопрос о континентальных ромах - чешских, типа «Туземака», австрийских и т. п. Надо сказать - с этими разновидностями я давно не встречался, полез в Интернет искать и обнаружил, что, еще рассказывая о джинах, забыл упомянуть одного из самых интересных представителей семейства крепких можжевеловых спиртных напитков - боровичку.
Напитку этому в Москве выпала довольно странная судьба - его трудно отыскать в магазинах или барах, зато всегда можно получить рюмку в… чешских пивных ресторанах. Собственно, довольно много разновидностей удивительно вкусного чешского и словацкого крепкого алкоголя от крупнейшего производителя региона - фирмы RUDOLF JELÍNEK a.s можно получить там, и только там. И эти напитки стоят того, чтоб зайти за ними. В первую очередь - знаменитая чешская сливовица, многие другие плодовые бренди, помянутый выше «ром» «Туземак» и, конечно, «Боровичка». Кстати, о континентальных ромах я, конечно, позднее расскажу подробно, а пока только замечу, что именно его я пробовать не советую. Но из всего ассортимента Елинека это только к псевдорому относится, прочие его напитки - выше всяческих похвал. И особенно - боровичка.
Любопытно, что в Интернете ее называют то чешским джином, то - можжевеловым бренди. А ведь ни то, ни другое не верно. Будь это просто еще один местный (так и хочется сказать - местечковый) вариант джина, говорить о нем не стоило бы вовсе. Мало их что ли? Вот только хороших не достает. Что до идеи готовить и перегонять брагу из чистых можжевеловых плодов - учитывая крайне малое количество крахмала и сахаров в этих плодах и очень высокое содержание эфирных масел, обладающих, кстати, обеззараживающим действием, я пожелаю терпения тому, кто попробует осуществить этот процесс. На самом деле растертые в кашицу свежие и спелые плоды черного можжевельника
добавляются к дробленому, солодированному ячменному зерну, заливаются теплой водой и только тогда оставляют бродить. Можжевельника при этом берут от четверти до трети от общего веса сухой массы, но не более. Вот тогда за семь - десять дней созревает смешанная ячменно-можжевеловая брага, которую перегоняют трижды в классических медных алембиках. Полученный результат с крепостью от 35 до 50 градусов выдерживают два-три месяца и разливают в бутылки. Нормализация, (доведение крепости до 40 градусов - не практикуется!) Так что справедливее всего называть этот продукт не можжевеловым бренди, а … можжевеловым виски. Что, кстати, для Чехии вполне логично. Ибо пиво тут варят в каждой деревне, гордясь и местным сортом ячменя и нюансами технологии соложения. Результат - налицо. Напиток с гораздо более выраженным можжевеловым вкусом и ароматом ( Валер, ты там о концептуализме рассуждал, дескать хочу, чтоб кроме можжевельника ничего лишнего не было - попробуй), но много более мягкий, нежный, при крепости в 45 градусов - удивительно питкий и легкий. Иногда напиток дополнительно выдерживают два - три года в небольших (до 100 литров) дубовых бочонках. Такая разновидность приобретает легкий золотистый цвет и еще более мягкий вкус, обогащенный нотками ванили и дуба. Обычно эта боровичка не бывает крепче 40 градусов.
В Чехии, Словакии и других странах региона существует огромное количество производителей напитка по этой технологии, как, кстати, и местных плодовых бренди, сливовиц, грушовиц, яблунковиц и прочих малиновых и абрикосовых, и, будет время, я обязательно расскажу о них. По своему разнообразию они сравнимы разве с итальянскими граппами, но в гораздо меньшем ассортименте представлены на полках московских магазинов. Впрочем, и в остальном мире их знают не многим лучше. Напитки фирмы RUDOLF JELÍNEK a.s - единственное исключение, попавшееся мне несколько лет назад в одном из алко-бутиков, ныне закрытых, и присутствующее в московских ресторанах - пусть пока только в чешских пивницах, лиха беда - начало.
Ну, соответственно о фирме Елинека и скажу пару слов. Основателем династии был Якуб Елинек, работавший на винокурне до 1880 г., затем его сын Зигмунд Елинек, который в 1882-1886 г.г. являлся директором винокурни, а в 1891 г. построил собственный винокуренный завод. В 1894 г. было образовано «Земледельческое Фруктовое Акционерное Общество Визовице», с этого же года на бутылках появилось изображение оленя, известное ныне во всем мире. В 1921 г. Зигмунд Елинек передал фирму сыновьям Рудольфу и Владимиру, в том же году братья приобретают основную долю в «Земледельческом Акционерном Обществе». В 1926 г. происходит разделение капитала, за Рудольфом остается винокуренный завод и торговая марка.
В 30-е годы продукция завода начинает экспортироваться за пределы Чехии, основной объем в США. В период немецкой оккупации предприятие понесло значительный урон. Рудольф Елинек и его брат Владимир скончались в это же время.
В 1946 г. сыновья Рудольфа, Зденек и Юрий сумели восстановить производство. В 1948 г. происходит национализация предприятия и объединение всех визовицких винокуренных заводов под маркой «Рудольф Елинек». Владельцы марки эмигрируют из Чехии. На долгие годы оленя на этикетке заменит пятиконечная звезда.
В 1994 г. завод был приватизирован, образовано акционерное общество и возвращена торговая марка - гордость Чешской Республики, а в 1999 г. предприятие переходит в руки постоянного чешского владельца, осуществлена реконструкция производства и реставрация построек по сохранившимся фотографиям и документам, превратившая завод в своеобразный музей.
Как я отмечал выше, Елинек - далеко не единственный производитель в регионе. Очень высокого качества продукт выпускает с 2011 года (пробовал на «Продэкспо») производитель «Жуфанек», любопытную версию выдержанной, с крепостью в 38 градусов, выпускает Простейовский завод, известен продукт от компании «Бонфир». Увы, повторю, попробовать все это пока можно только в самой Чехии, или на немногих выставках.
В самой же Чехии этот напиток можно встретить и в такой расфасовке:
Что, безусловно говорит о высокой популярности продукта.