писала давно. здесь были отрывки. вот полностью
трудовое воспитание в семье детей старшего
дошкольного возраста
Нравственное становление ребенка дошкольного возраста - это прежде всего становление в семье. Детские дошкольные учреждения не могут взять на себя ответственность за духовно-нравственное воспитание ребенка. Ответственность родителей прежде всего заключается в осознании принятия ребенка в дар от Бога, как "награду от Господа", в признании появления ребенка как Божественное чудо.
Если семья живет в атмосфере любви и добра, в состоянии Совестливости, то ребенок «напитывается» этим содержимым. Поэтому многие опытные педагоги порой категорично заявляют о необходимости воспитания детей в семье, в домашней среде до школьного возраста.
Это связано также и с особенностями дошкольного детства как времени запечатления. Священник Анатолий Гармаев так характеризует эти периоды:
1. 0-3 года - запечатление образа отношения к человеку, характера общения; при этом включается зрительное, слуховое и тактильное восприятие людей.
2. В 3-5 лет во внешней психической деятельности - игровой период, но в игре происходит запечатление смыслов взрослой жизни. Дети играют во взрослых и запечатлевают смыслы взрослых поступков, взрослых действий.
3. В 5-7 лет значимо запечатление труда, способности к труду. В том случае, когда ребенок 2/3 свободного времени находится в трудовом действии, т.е. в отклике на нужду, в душе запечатлевается способность трудиться, и человек уже на всю жизнь имеет постоянную тягу к труду, желание трудиться. Там же, где дети в этот период находятся в праздности, т.е. в веселье, беспечной радости, в смотрении телевизора и прочих развлечениях, в том числе работе по способностям, а не по нужде, там запечатлевается праздный образ поведения. В результате и в подростковом возрасте, а затем и во взрослой жизни потребностно ищется легкая жизнь, т.е. где можно развлечься.
Поэтому «телевизионные» дети в подростковом возрасте с удовольствием часами могут активно слушать аудиозаписи и с большим трудом откликаются на нужду.
В нравственной психологии выделены 3 вида трудовой деятельности: самообеспечение, работа и труд:
- самообеспечение - это действие по удовлетворению личных натуральных потребностей человека (ребенка) в пище, телесном комфорте, уюте.
- работа - это действие по способностям, т.е. различного вида занятия: умственные (интеллектуальные), музыкальные, изобразительные, ремесленные, технические, пластические (спортивные, танцевальные) и т.д.
- труд - или отклик на нужду, или выполнение трудового действия из послушания (любви). Последнее есть то, к чему ребенок открыт на внутреннем плане. От родителей зависит, в чем будет происходить закрепление, куда пойдет запечатление больших резервов душевных сил.
Период старшего дошкольного детства (5-7 лет) - период становления трудового отклика. Все народы многовековым опытом интуитивно знали об этом периоде, поэтому существовали обычаи и традиции непраздного проведения времени детей этого возраста. На Руси дети 5-7 лет две трети свободного времени (исключая сон и еду) были проводимы в труде. Их понуждали к этому. Причем, в таком труде, который связан непосредственно с результатом, ведь дети все очень конкретно воспринимают.
Внутрисемейная производственная преемственность поколений осуществлялась, в частности, в раннем приобщении детей к сельскохозяйственным работам.
На Руси существовала определенная последовательность включения детей в разные области хозяйства. Сложившиеся в течение длительного времени, традиции эти имели достаточно жесткие возрастные рамки и учитывали особенности хозяйства данного региона.
К примеру, в конце XIX века из Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии сообщали: «Уже трехлетний мальчуган помогает матери: чистить картофель, мести пол, отыскать отцовский кушак, собрать в чашку рассыпавшийся горох, выгнать кур с огорода» (Т.А. Листова). Понятно, что мать привлекала такого трехлетнего помощника не ради облегчения собственных трудов, но с воспитательной целью: с самого раннего возраста приучать к послушанию, вниманию в исполнении конкретной задачи, познанию определенных навыков и понятий, стремлению к полезности своих действий и доброте их (М.М. Громыко, А.В Буганов).
В сведениях по Шадринскому уезду Пермской губернии сообщалось, что мальчики уже с 5 лет начинали ездить верхом на лошади и гонять скот на водопой (в компании с более старшими ребятами разумеется). Девочек с шести лет сажали за прялку, поручали пасти цыплят (М.М. Громыко, А.В Буганов).
В 30-е годы ХХ века в нашей стране произошла кардинальная перестройка в педагогической науке. В практике воспитания был провозглашен лозунг, которого до этого не знал ни один народ, ни одна нация: «Детям - счастливое детство». Подтверждение этого факта можно найти в работе советского педагога и педолога П.П. Блонского. Он отмечал: «Старший дошкольник в 7-8 раз слабее взрослого. Это вполне достаточная причина для того, чтоб он не только не рассматривался как рабочая сила, но и в порядке обучения не привлекался бы к работе в обычном смысле слова».
До советского периода, как описывалось ранее, детство было временем подготовки к взрослой, сложной, трудовой и ответственной жизни. Вместо этого появилась жизнь беззаботная.
Современный человек в своем большинстве не имеет конкретной связи между трудом на грядках и теми продуктами, которые он видит на столе. Привить эту связь через слова невозможно. Опыт трудовых отношений зачастую начинается после окончания вуза, с 22 лет, в результате человек просто не может понять, что от него хотят. От него ждут просто работы, а у него нет внутреннего движения к ней, поэтому нужны внешние опоры в виде денежных стимулов, престижа, угрозы наказания и т.д. В его памяти нет таких образов, - утверждает о. Анатолий, - которые побуждают человека к действию, образов, в которых работа была бы соединена с людьми. К примеру, если он выпускает одежду, душой он чувствовал бы тех, кто будет ее носить, и для них делал бы. Для него понятна лишь одна связка «работа-деньги». Связка «работа-человек» реализуется через качество продукции, а его сегодня встретить достаточно трудно, поскольку производители не имеют сил для качественной продукции. Работа, которая не обеспечена резервами душевных сил становится в тягость, человек ее избегает. Поэтому многие люди не только в молодом, но уже старшем возрасте нередко избегают определенной работы, потому что их детстве уже не было традиций трудового становления.
Трудовое становление в семье на современном этапе является не только актуальным, но и проблематичным, особенно в условиях города. Родители, придерживающиеся принципов домашнего воспитания, выбирают удаленный (дистанционный) вариант работы посредством телекоммуникационных технологий. «Домашним» родителям приходится проявлять достаточную изобретательность, чтобы пример трудового воспитания детей не заключался только в работе за компьютером.
Священник Анатолий Гармаев, описывая связь между трудом и его результатами, отмечает: «Когда мы сейчас говорим: «по труду и зарплата», сегодняшний подросток понимает это с трудом. Головой это можно еще понять, но внутренним опытом нельзя…» На селе ребенок эту связь может увидеть через посадку семян, уход за ними. Растения сами просят их полить, прополоть, иначе будут плохо расти - это нужда первого порядка. Когда созрел урожай, ребенок несет выращенное с грядки на стол и видит, как радуются домашние зеленой пище - это нужда второго порядка. На следующий год ребенок снова посеет семена, но не только из любознательности. Теперь его начинающийся труд будет исходить уже из домашних нужд. Запечатления детства ложатся в душе ребенка на уровне безусловных рефлексов и потому имеют глубину и большую устойчивость.
В городских условиях это может быть реализовано не просто в уходе за комнатными цветами, а выращивании растений для нужд семьи. Выращенным салатом или пекинской капустой можно накормить сухопутных черепах. Уход за аквариумными рыбами, пернатыми или грызунами - отличный повод для становления трудового отклика старшего дошкольника.
Еще одной актуальной проблемой современных детей 5-7 лет, а также их родителей является подготовка к школе. Огромная доля времени дошкольника отводится для работы по способностям (прежде всего интеллектуальным). Занятия подобного рода требуют колоссальных энергозатрат, в связи с чем порой умаляется значения помощи по хозяйству. Этому способствует также порой излишняя, хотя в большинстве случаев и оправданная технологизация хозяйства. При всех своих существенных преимуществах современных устройств для облегчения быта, всё же надо учитывать их потенциальную угрозу в атрофировании элементарных трудовых навыков. Хлебопечки заменяют совместный процесс замеса теста; мультиварки притупляют чувство контроля над процессом приготовления еды; роботы-пылесосы позволяют забыть о ручной уборке пола, исключая тем самым необходимую физическую нагрузку; посудомоечные и стиральные машины уводят в прошлое навыки ручного мытья и стирки.
В связи с этим напрашивается вывод о том, что современные родители должны научить детей не только пользоваться приборами, но главное обходиться без благ цивилизации. Даже если эти навыки им не пригодятся, будет запечатлен сам трудовой процесс.