В начале этой недели я побывал в Донецке. Городе, находящемся под контролем ополченцев Донецкой Народной Республики. Впечатлениями от увиденного я поделюсь с вами. Повествование я решил разбить на три части - три поста. Первый - дорога. Второй пост про сам Донецк. И третий - про войну.
Почему я решил написать именно об этом? Ну, а почему нет? Думаю, надо рассказывать о таких важных для русского народа событиях. Все, что вы прочитаете, является моим субъективным мнением. Я не собираючь никого ни в чем убеждать. И уж тем более не надо ни в чем убеждать меня. Мне главное, чтобы читатели задумались над тем, что происходит в паре сотен километров от границы России. Делать вид, что нас это не касается, и оставаться в стороне все равно не получится. Вы обязательно - рано или поздно - это поймете. Но лучше раньше. Надесь, я смогу вам в этом немного помочь.
Итак, первая часть. Дорога.
1. Решение съездить в Донецк и снять фоторепортаж я принял спонтанно. Знаете, бывают такие моменты. Как говорится, звезды сложились. Из них в качестве основной - путеводной - был мой сослуживец. Покинув ряды срочной службы, мы разъехались по своим городам. Я - в Самару, он - в Ростов-на-Дону. И вот несколько дней назад, после очередного приглашения, я просто собрал сумку, заказал билет на самолет и убыл в город воинской славы. Быть так рядом от границы и не посетить лагерь беженцев я для себя как для блогера посчитал непростительным. Однако, приехав на место, мы увидели, что лагерь практически свернулся и снимать там было не чего. Наблюдая за моей поникшей физиономией, мой друган, матерясь и бормоча что-то вроде "твоя жена меня убъет", сделал несколько звонков знакомым местным журналистам. Через три часа меня уже встречали представители пресс-службы ополчения на приграничном КПП.
Границу я переходил на КПП "Куйбышево". Это около ста тридцати километров от Ростова-на-Дону. Пограничники с удивлением и подозрением проверили мои документы и осмотрели сумку с фотоаппаратом. Наверное, в их глазах я выглядел сумасшедшим туристом. Здесь нечасто гражданские пересекают границу в ту сторону. Тем более пешком и практически без вещей. Убедившись, что запрещенного при мне нет, они тут же потеряли ко мне всякий интерес. Хотел сделать пару снимков на КПП, запретили. Нельзя, говорят. Стратегический объект!
2. Вообще до границы можно добраться на попутке, такси или автобусе. Такси от Ростова будет стоить около 3 000 рублей. Билеты на автобус Ростов-Донецк стоят около 400-600 руб. Несмотря на непростую ситуацию в регионе, рейсы регулярные.
3. Когда отходил от российского КПП, навстречу попались автобусы с детьми. Это были беженцы из Донецка. Подошел, пообщался с водителями. Спрашиваю: "Что, так все плохо? Перемирие же! Я по телевизору слышал!" На меня второй раз посмотрели как на сумасшедшего. Да я и сам стал свыкаться с этой ролью, понимая, что нормальный человек добровольно не попрется туда, откуда другие люди бегут.
4. Пройдя пару киллометров от российской границы, я дошел до блокпоста ДНР. Картина впечатляла. Между изрешеченными пулями железобетонными блоками и скелетами сгоревших автомобилей неспеша предвигались мужчины в камуфляже и с оружием. Причем вооружения на самом КПП было достаточно, чтобы дать бой небольшой танковой колонне. Здесь тоже попросили не фотографировать. У многих бойцов ополчения сложилось стойкое мнение, что фотографы - это наводчики или шпионы СБУ. Настаивать я не стал, понимая, что нахожусь на территории, где живут по законам военного времени. Да и вообще нервировать людей с оружием вредно для здоровья и может значительно подпортить карму. Тем более, меня уже ожидали коллеги с пресс-службы ополчения. "Я - Артем. Я - Андрей", - представились они.
Усевшись в легковое авто, двинулись в путь до Донецка. По обеим сторонам дороги мелькали неубранные поля подсолнуха, ржи, пшеницы... Урожай никто не собирал. На одном из полей слегка дымился покореженный остов КамАЗа. "Сегодня утром подорвался, - буднично прокомментировал мой собеседник, - столько мин осталось в полях."
5. В районе Мариновки, увидев на дороге разбитый БМП, попросил остановиться, чтобы сделать пару кадров.
6. "Хорошее попадание, боекомплект сдетонировал, - пояснил мне Андрей. - Видишь, башню и люки вырвало."
7. В середине июля ополченцам удалось выбить украинских силовиков из сел Степановка и Мариновка. Здесь велись ожесточенные бои, в ходе которых был уничтожен украинский батальон "Горынь". Признаюсь, когда едешь по этой дороге с воронками от взрывов и уничтоженной техникой, становится жутковато. Особенно с учетом того, что по обеим сторонам дороги густые заросли. Даже без военного образования ты начинаешь понимать, что это отличное место для засады.
8. Проезжаем населенные пункты. На глаза все чаще стали попадаться разрушенные жилые строения. На въезде в Шахтерск мне указали на расстреляный украинскими военными из тяжелой артилерии шестнадцатиэтажный жилой дом. Это самое высокое здание в окрестностях носит название "Дом Павлова".
9. При обстреле погибли мирные жители. Зачем долбили по жилому зданию, доподлинно не известно. Возможно, полагали, что на крыше работает съемочная группа российских СМИ, которые для съемок выбирают возвышенности. Возможно, думали, что здесь засел корректировщик огня ополченцев. Возможно, попали случайно, обстреливая жилые кварталы. Результат один - трупы гражданских людей.
10. Прямо под окнами расстрелянной шестнадцатиэтажки стоит трансформаторная будка. На ней красуется такая надпись. Похоже, есть такие, кто гордится расстрелом дома и злорадствует.
11. Едем дальше. Теперь результаты обстрелов жилых кварталов попадаются все чаще.
12. Вот так выглядит Дом профсоюзов Шахтерска.
13. Владимиру Ильичу напротив тоже досталось. Сквозное ранение в живот. Тем не менее вождь мирового пролетариата не покидает свой пост. Держится.
14. Когда мы ехали, мне постоянно казалось, что я слышу звук пролетающего реактивного истребителя. Но как ни старался, я не мог разглядеть в небе самолет. Заметив мои телодвижения, собеседники объяснили, что я слышу звук от соприкосновения шин с деформированным гусеницами танков асфальтом. Получаемый шум действительно напоминает звук пролетающего истребителя.
15. Несмотря на военное положение, движение транспорта по дорогам было довольно бодрое. Цены на бензин в гривнах (1 гривна - 2,98 руб). Обратите внимание, заправке тоже прилетело, откуда не ждали.
16. Подъезжая к Донецку, натолкнулись на этот трофей. Украинцы не смогли увезти. "Это нормальная картина для здешних мест" , - пояснил Артем. Таких "ништяков" армией Украины оставлено много. Их отступлние было стремительным и больше походило на панику.
Вскоре мы въехали в Донецк.
На этом закончу первую часть. Следующая будет про город Донецк. То, что я там увидел, впечатлило. С одной стороны, он живет нормальной городской жизнью, с другой - ежедневно обстреливается артиллерией. Я до сих пор сомневаюсь, стоит ли выкладывать некоторые фотографии. Боюсь, у некоторых читателей они могут вызвать нервное расстройство.