Генсбур. Часть 5, заключительная. От нежной лирики к жесткому сексу под звуки синтезаторов.

Oct 31, 2016 22:14

В 1983-м году Генсбур работает над двумя альбомами одновременно :  Baby Alone in Babylon для Джейн Биркин и Pull Marine для Изабель Аджани, причем в первом случае инициатива исходила от него самого.
Вспоминает Джейн Биркин:
"Я не планировала записывать новый альбом в тот период, но Серж настоял со словами "Я тебе его должен", и через неделю мы оказались в студии. Там я увидела, как он работает. Он не спал ночами, держался на кофе и сигаретах. Ни капли спиртного. Наутро приносил мне листы бумаги, исписанные неразборчивым почерком. Я их переписывала себе и выбрасывала..."

Если вам не близки жанровые эксперименты Генсбура и несимпатичен хулиган Гейнсбар, у вас все же есть шанс получить удовольствие от музыки Генсбура 80-х. Прослушайте эти два альбома.
Над Baby Alone in Babylon работал тот же состав музыкантов, что и над Ex-fan de sixties , а продюсером снова выступил Леришом. Мелодия заглавного трека снова заимствована из классики, на этот раз из 3-й симфонии Брамса:

image Click to view



Перевод Baby alone in Babylon.

Альбом получился очень тонкий, лирический, пронзительный. Боль расставания с Биркин выкристаллизовалась в прекрасные, местами трагические мелодии и романтические, без малейшего намека на гейнсбаровские непристойности, тексты, которые исследуют две основные темы : болезненный разрыв и одиночество актрисы с трагической судьбой. Причем в Rupture au miroir("Разрыв у зеркала") речь идет о расставании двух женщин. Эту песню Биркин и Аджани исполнили дуэтом:

image Click to view



Baby Alone in Babylon  продавался хорошо, и вскоре получил статус золотого.



Для Аджани это был не первый опыт сотрудничества с Генсбуром: она уже исполняла его песню  Rocking Chair 1974-м в телепередаче "Distel Show". Но на этот раз все было по-другому. Генсбур, конечно же, отчасти взял на себя роль Пигмалиона для Аджани-певицы, но кукловодством, как в случае с Франс Галль, да и что греха таить, в начале творческих отношений с Биркин, здесь и не пахло. Молодая актриса принимала активное участие в написании текстов и музыки для своего дебютного альбома.  Продюсировал все тот же неутомимый Леришом.
Аджани сама написала слова к заглавному треку, который был выпущен как сингл, и, во многом благодаря прекрасному клипу, снятому молодым Люком Бессоном, мгновенно стал хитом:

image Click to view



Эту мелодию Биркин очень хотела включить в свой альбом, но Генсбур уже пообещал песню Аджани. Для Джейн он написал очень похожую Fuir le bonheur de peur qu'il ne se sauve .
Отмечу еще одну песню, где и текст, и слова написаны Генсбуром - Beau oui comme Bowie ("Прекрасен, как Боуи"):

image Click to view



В названии здесь столь любимая Генсбуром игра слов : beau oui на французском звучит как Bowie на английском, если произносить на фр. манер, с ударением на последний слог.  Я полагаю, что сначала была задумка с Боуи, а потом уже нашелся каламбур для неё. И это, конечно же, не случайно: в апреле 1983-го альбом Let's Dance взорвал чарты по обе стороны Атлантики, а Генсбур ,как мы уже знаем, держит руку на пульсе мировой музыкальной индустрии, и не может не отметить для себя нового идола массовой культуры :



Как нетрудно догадаться, альбом Pull Marine тоже стал золотым... Кстати, музыкальные критики отдают предпочтение альбому Аджани : они считают, что та справилась с задачей лучше, чем Биркин, приявив себя себя как более яркая и разноплановая исполнительница.

В 1984-м Генсбур и Леришом опять находятся в поиске новых тем и обдумывают следующий альбом. Им помогает  Жан-Пьер Вейе (Jean-Pierre Weiller), бывший директор международного отдела компании звукозаписи Philips , домашнего лейбла Генсбура. На тот момент Жан-Пьер Вейе жил и работал в Нью-Йорке, где руководил собственным лейблом, и был в курсе всех новых трендов в американской музыке. Он решил, что саунд восточного побережья - это именно то, что нужно, и прислал Генсбуру несколько дисков, среди которых был альбом Trash it Up группы The Southside Johnny and the Asbury Jukes из Нью-Джерси, который и покорил маэстро. На обложке в качестве продюсера был указан некий Билли Раш (Billy Rush). Он оказался не только продюсером, но и гитаристом, а также основным автором материалов группы.
Вспоминает Билли Раш:
"Когда Жан-Пьер впервые заговорил со мной о Серже, я вообще ничего о нем не знал, не знал даже Je t'aime moi non plus . Мы договорились о встрече в моей студии в Нью-Джерси.  И вот появляется этот невероятно застенчивый чувак, который к тому же едва говорит по-английски, и дает мне прослушать кассеты с набросками к мелодиям своих новых песен. Вся ситуация была немного странной, я и не подозревал, что он так знаменит во Франции... И вот я начинаю работать [с треками] у него на глазах : выбираю ритм, добавляю басы, клавишные, гитару. При этом мы оба молчим. Я видел, что он еще не уверен , что он только присматривается ко мне. К концу дня были готовы демо-кассеты двух или трех треков, и они [Генсбур и Леришом]  забрали их с собой. Я смотрел им вслед и думал, что, конечно, было интересно, но вряд-ли из этого что-нибудь выйдет... На следующий день Генсбур вернулся и сказал:
- Это гениально! Давай продолжим! "

Помните ролик с процессом создания The initials B.B. в студии? Он начинается с мелодии, которую Генсбур наигрывает на пианино, потом добавляют живой звук оркестра, потом вокал...  Творческий процесс в принципе остался тем же, но на этот раз отправной точкой для работы в студии становится кассета, а все остальное Билли Раш добавил на синтезаторах. Вот она, новая эра в музыкальной индустрии...

И в то же время Генсбура действительно мучали сомнения... Вспоминает Леришом:
"И снова Серж открывал для себя новый мир в музыке. Это был сложный период. Однажды он позвонил мне среди ночи, в расстроенных чувствах, и сказал :
- Какого черта мы тут делаем? Моя музыка - это Шопен, и ничего общего со всем этим не имеет!
Я ответил :
-   Именно поэтому мы и здесь : чтобы попробовать что-то новое."

Уже через два месяца после этой встречи Билли собрал команду музыкантов для записи альбома. Среди них был эксперт по синтезаторам Ларри Фаст, который работал с Питером Габриэлом, и двое из команды Боуи: саксофонист Стэн Харрисон и бэк-вокалист Джордж Симмс (из легендарной группы The Simms Brothers Band ).

На обложке нового альбома Love on the Beat(1984), с помощью известного фотографа Уильяма Клея. Генсбур предстает в неожиданном образе :



Достаточно одного взгляда на фото, чтобы понять : Генсбур, через 16 лет после Je t'aime moi non plus, прокатившейся по всему миру первой волной генсбуровской сексуальной революции в музыке, и через 10 лет после откровенного, но так и не наделавшего достаточно шума альбома Vu de l'extérieur, решил обрушить на публику настоящий тайфун.
Заглавный трек альбома длится ни много ни мало 8 минут, и если в Je t'aime moi non plus мы слышали стоны, то в Love on the Beat мы уже имеем дело с криками наслаждения... Этот номер вошел в специальный выпуск калейдоскопа поп-музыки Sex Machine, который транслировался по субботам на канале Antenne 2. Генсбур здесь невероятно сексуален. В девушке в джинсах, танцующей на подиуме среди зрителей, нетрудно узнать спутницу Генсбура Bambou. Конечно же, идея принадлежала ему. По словам Bambou, было снято два варианта номера: в первом она танцевала в майке, а во втором - без.  Угадайте, какой из них пошел в эфир...

image Click to view



Текст, в котором Генсбур бьет все свои рекорды откровенности, можно посмотреть здесь.

Наступила эра MTV, и видеоклипы стали основным каналом продвижения музыки в массы. На примере успеха Pull Marine мы уже видели, что Генсбур прекрасно адаптировался к новым реалиям шоу-бизнеса.  В песне Lemon Incest, где он снялся вместе с дочерью Шарлоттой, он выходит на качественно новый уровень. Перед нами хорошо продуманный катализатор скандала:

image Click to view



Благодаря визуальному языку клипа все, в принципе, ясно и без слов. Но на всякий случай свериться с текстом можно здесь.
Конечно же, песня была просто обречена на успех. Кстати, даже в эпицентре скандала не обошлось без столь любимого Генсбуром Шопена, ведь в основу мелодии Lemon Incest  легло произведение классика.
Тему гомосексуализма Генсбур тоже не оставил без внимания, см. песню I'm the Boy.
А еще Генсбур вернулся к своей старой песне Harley Davidson и брутально трансформировал её в Harley David (Son of a Bitch).

Итак, эксперимент с синтетическим звуком в стиле фанк удался: альбом стал золотым, а позже и платиновым. А столь неловкая и странная встреча двух абсолютно разных музыкантов оказалась началом большого совместного пути. В 1985-м Билли Раш покинул The Southside Johnny and the Asbury Jukes, чтобы работать и гастролировать с Генсбуром.

Очередной громкий скандал, связанный с Генсбуром, вернее Гейнсбаром, произошел в 1986-м в эфире супер-популярной эстрадной телепередачи "Champs Elysées" , которую вел Мишель Дрюкер. Специальной гостьей передачи стала восходящая звезда Уитни Хьюстон.

image Click to view



Генсбур явился в образе Гейнсбара, а как известно, Гейнсбар трезвым не бывает. Начиналось все вроде бы неплохо. Дрюкер попросил Генсбура сказать молодой певице, что та прекрасна. Маэстро с радостью откликнулся на просьбу, и при этом галантно поцеловал певице руку. Вскоре обмен любезностями принял неожиданный поворот. Генсбур неразборчиво пробормотал на английском, что у него голова не варит (My mind doesn't work). Дрюкер разнервничался, и заверил Хьюстон, что маэстро сказал, что она великолепна. Генсбур парировал:
- No, I said she's a genius
Дрюкер почему-то счел нужным это перевести...  Генсбур продолжал любезничать на английском :
- She's a friend of mine
Дрюкер начал нервничать,и снова сыграл в испорченный телефон : зачем-то перевел это на французский как "Он сказал, что вы очень милая.".
Тут Гейсбар окончательно вышел из себя :
- You are not Reagan, I'm not Gorbachev , so don't try! I said I want to fuck her!!!
Изумленное лицо певицы можно увидеть на 1:24.
Дрюкер пытается спасти ситуацию :
- Нет-нет, я вам переведу.. He said you are great ...
Но Уитни все прекрасно поняла.
Дрюкер не успокаивается, и обращается к публике по-французски:
- Не могу вам перевести то, что он сказал... Он сказал:" Хочу преподнести вам цветы".
Гейсбара все это явно забавляет, и он повторяет по-французски:
- Да нет же, я сказал, что хочу её трахнуть!
Дрюкер не отчаивается:
- Sometimes he's a little bit drunk, you know...
Дальше все катится по наклонной: Дрюкер делает еще пару неудачных попыток спасти ситуацию, и в итоге Генсбур, который все же не ставил перед собой целью окончательно сорвать передачу, бормочет извинения и строит неубедительную гримасу паиньки, а потом просит сигарету. Дрюкер с видимым облегчением достает ему сигарету из пачки, и говорит в микрофон:
- О чем я только думал, когда пригласил Генсбура... эту передачу Уитни Хьюстон точно не забудет...

Что же заставляло Генсбура провоцировать скандал за скандалом? Об этом спросили у его биографа, бельгийского журналиста Жиля Верлана:
Death and Taxes : Как вы считаете, Генсбур был неисправимым провокатором, который все время переступал черту ради удовольствия? Или он действительно верил, что консервативной французской культуре время от времени необходим "системный шок"?

Жиль Верлан : И то и другое. Генсбур ценил образование, вежливость, галантность по отношению женщинам. Он считал, что важно читать книги, слушать классическую музыку, и так далее...  И в то же время, он все время был маргинальным типом, а не притворялся им. Конечно же,  эмигрантские корни сыграли определенную роль. Он ведь носил желтую звезду в 13 лет. Его всегда привлекали аутсайдеры, будь то художники, писатели или музыканты. Он показал современникам, что аутсайдером быть можно и даже нужно. А иногда он устраивал провокации от скуки, чтобы поразвлечься.

В 1987-м году выходит You're Under Arrest, который стал семнадцатым (и последним) студийным альбомом Генсбура.Название отсылает к одноименному альбому Майлса Дейвиса, который вышел в 1985-м.



В музыкальном плане Генсбур продолжает линию, обозначенную в Love on the Beat. Однако он хорошо помнит "историю с повторением" в жанре регги, и поэтому снова обращается к собственной мифологии : к идее концептуального альбома, рассказывающего странную и не всегда удобоваримую историю любви от лица автора, который намного старше своей избранницы.
Итак, знакомьтесь с прееемницей Melody и Marilou. Чернокожую героиню нового альбома зовут Саманта, ей тринадцать лет, и она наркоманка.  В заглавном треке автор описывает их встречу в Бронксе и грубыми мазками  негритянского квартала, с панками, бандитами-гориллами (да, Генсбур не парится на тему политкорректности) и чернокожими полицейскими:

image Click to view



В названии следующего трека под названием Five Easy Pisseuses Генсбур обыгрывает название фильма "Five Easy pieces" с Джеком Николсоном, и, не стесняясь в выражениях, описывает продолжение знакомства:

image Click to view



[Five Easy Pisseuses - текст и перевод]
De mes cinq petites pisseuses j'ai préféré la six
Из моих пяти писюх я выбрал шестую,
Ouais pour toi Samantha j'ai balancé mes cinq ex
Да уж, Саманта, ради тебя я бросил моих пять «экс».
Tes petites socks
От твоих носочков
Me mettent en erex
У меня стояк
Elles sont si sex-
Они так сексуальны!
Y de mes cinq petites pisseuses j'ai préféré la six
Из моих пяти писюх я выбрал шестую,
Un dancing avec des synthés où suintait un sax
Дансинг с синтезаторами, где заходился сакс,
Tes petites socks
Твои носочки
Me mettent en erex
Вызывают у меня стояк,
J'sens ça si sex
У меня от них чувство как от секса.

Five easy pieces, Five easy pieces

De mes cinq petites pisseuses j'ai préféré la six
Из моих пяти писюх я выбрал шестую,
C'était la plus noire de peau, de loin la plus lascive
Черную-пречерную, намного чувственнее всех,
Ses petites socks blanches
От ее белых носочков
Me mettent en erex
У меня стояк
Jusqu'à l'intox
До потери рассудка.
De mes cinq petites pisseuses j'ai préféré la six
Из моих пяти писюх я выбрал шестую,
Premier contact, dans son dos mon ongle dessine un x
Первый контакт, на ее спине мой ноготь нацарапал «Х»,
Ses petites socks
Ее носочки
Me mettent en erex
Вызывают у меня стояк
J'oublie mes ex
Я забыл своих экс-

Je sais pourtant que Samantha a des délires annexes
Хоть я и знаю - Саманта не в себе от дури,
Ses petites socks
От ее носочков
У меня стояк
Me mettent en erex
Elle me suck
Она у меня сосет.
De mes cinq petites pisseuses j'ai préféré la six
Из моих пяти писюх я выбрал шестую,
J'les avais limées limées limite jusqu'à l'intox
Я их полировал, полировал до одурения.
Ses petites socks
От ее носочков
Me mettent en erex
У меня стояк
Et je la fuck
И я ее трахаю.

источник перевода - здесь


Любопытно, что Генсбур включил в альбом два ремейка, причем выбор произведений совсем неочевиден, учитывая жанр альбома. Но в этом весь Генсбур...
Gloomy Sunday - джазовый стандарт,  наиболее известный в исполнении Billy Holiday . Почему он здесь? Это печальная история утраченной любви. Мы ведь прекрасно знаем, что все героини концептуальных альбомов Генсбура обречены, и Саманта - не исключение.

image Click to view



Mon légionnaire - шансон, который исполняла Пиаф в 1937-м. Поначалу Генсбур намеревался его петь, а не исполнять в манере talk-over, как все остальные треки, и по словам звукорежиссера, они бились над абсолютно бесперспективным направлением часа четыре... В итоге Леришом убедил Генсбура оставить эту затею, и вернуться к речитативу. Кстати, Генсбур ничего не менял в оригинальном тексте песни. Вот клип, который снял Люк Бессон:

image Click to view



Трудно найти человека, более далекого от морализаторства, чем Генсбур, и тем не менее в песне Aux enfants de la chance он вдруг оставляет в стороне эксцентричные разговоры о сексе и обращается к молодежи с призывом "скажи наркотикам нет"...

Из рецензии музыкального редактора журнала Best на You're under arrest:
"Ни одному французскому певцу не удалось преподнести нам саунд Нью-Джерси так, как это сделал Генсбур [...] Это не просто танцы и секс. В новом альбоме нам открывается фантастическая "свежесть" Генсбура, который пишет отточенные, энергичные и богатые тексты. Вокал бодрый, хлесткий, в интонациях есть немного от мальчика-плохиша, который словно вступает в заговор со слушателем. [...] Прекрасная история, отлично подобранные слова, безупречная музыка - перед нами абсолютно самодостаточный альбом [...]  Лучший диск этой зимы".

Далеко не все критики согласны с этим мнением. Я не поклонница музыки 80-х, но на мой взгляд, You're under arrest и Love on the Beat -  одни из наиболее качественных альбомов, которыми может похвастаться эпоха европопа и незатейливого диско.

Но не скандалами едиными занимался Генсбур в 80-е...  В зените славы он продолжал интенсивную концертную деятельность, которую возобновил после выхода Aux armes et cætera. Поначалу он выступал с ямайскими музыкантами, а после релиза Love on the Beat растаманов сменили Билли Раш и его команда.
Осенью 1985-го Генсбур дал большой концерт в Casino de Paris, а в 1988-м он выступал в концертном зале Zénith.  Его  концертам стоит посвятить отдельный разговор, артист всегда выкладывался на них по полной. Изабель Аджани утверждает, что в его манере держать себя на концертах было что-то общее с Мэрилин : в воздушных поцелуях, которые он посылал в зал, во взгляде, жестах, расстегнутой рубашке всегда присутствовали эротизм и тонкий намек на нечто запретное...

Многие говорят о том, что в последние годы жизни Генсбур работал на износ.  Параллельно ухудшалось его состояния здоровья.
Вспоминает доктор Маркантони:
"Генсбур стал моим пациентом в 1975-м, после того, как его предыдущий кардиолог скончался. Сержа невозможно было убедить внимательнее следить за здоровьем, в частности, меньше курить. По моим наблюдениям, он курил не ради удовольствия : нужно было просто чем-то занять руки и, кроме того, сигареты были важной частью его имиджа. В некотором смысле, алкоголизм долгое время оберегал его от сердечных заболеваний. Во Франции низкий процент сердечно-сосудистых заболеваний по сравнению с другими странами, и единственное обьяснение этому - потребление алкоголя."

Начиная с 1979-го Генсбур пил все больше и больше, а в 1989-м перенес тяжелую операцию.
Музыкальная одиссея Генсбура подошла к концу, когда второго марта 1991-го он умер от (пятого по счету) инфаркта у себя дома. Незадолго до смерти он планировал записать альбом блюза в Новом Орлеане...

В заключение процитирую самого маэстро, из интервью газете Либерасьон в 1976-м. В этой фразе Генсбур очень точно обозначил вектор своего движения в пространстве, именуемом французской песней, и сделал это лучше любого биографа, журналиста или музыкального критика:
"Я не Брассенс. Он художник- классик, и перед ним не стоит вопрос формы. А я нахожусь в вечном поиске…"

serge gainsbourg

Previous post Next post
Up