Начну организовывать в письменный вид свои генеалогические изыскания.
Итак, начну с того, что у моего прадеда получилось 4 имени.
Приступая к поискам я не знал практически ничего, кроме имени прадеда и примерного территориального места его жизни. Сейчас я знаю немного больше, но все равно очень мало.
Все дело в том, что я и моя семья живем сейчас в городе Екатеринбурге, но отец, дед и прадед родом из нынешней Курганской области, родственники в Кургане имеются, но мною опрошены не были. Так что все изыскания велись исключительно при помощи интернета.
Мне известно имя прадеда,известно то, что из семьи он ушел в конце 20-х - начале 30-х г. XX в. и жил какой-то своей жизнью, в итоге пришла война и он был призван на фронт и погиб во время ВОВ, поэтому поиски свои я начал с посещения сайта
http://www.obd-memorial.ru, который содержит в себе информацию о погибших и пропавших безвести в период Великой Отечественной Войны. Первоначальным запросом (имя и фамилия) я не нашел своего прадеда, но потом каким-то совершенно непостижимым образом ввел только часть имени и чудо свершилось! Есть выписка из госпиталя Орловской области в котором он умер 22.07.1943 года участвуя в Орловской наступательной операции.
В этой выписке из госпиталя (заглавное фото) имеется его имя, место службы, звание, дата рождения, место призыва, место захоронения, глубина (мой прадед был похоронен на глубине 1.5 метров вдвоем, видимо со следующим по списку), дата смерти, контакты жены.
И вот это имя, записанное в этой выписке и есть второе имя моего прадеда (первое естественно данное ему при крещении), потому что имя указанное в этой выписке из госпиталя не соответствует реальному, видимо записывали с его слов, возможно раненого и записали в итоге не верно - Анем Подистович Васильев.
Далее на том же сайте я нахожу данные о том, что прадед был перезахоронен из деревни Журавлиновки в братскую могилу, расположенную в центре деревни Дементьевка, Население которой на 2011 г. составляет 196 чел.
Имя тут все тоже Анем, отчество ПодистЛвич, я понимаю, что эти ошибки не специально людьми сделаны, но тем не менее, такие ошибки в именах и отчествах весьма осложняют поиск.
Помимо оцифрованных документов, Существуют еще т.н. "книги памяти" печатные книги, выпускаемые с 1994 г. в которых также есть списки погибших во время ВОВ, по Курганской области это том 14, Мишкинский и Юргамышский районы. Тут я тоже нашел имя своего прадеда.
И получился из Анема - Аней, это третье имя моего прадеда.
Итак, что я почерпнул действительно полезное для дальнейших генеалогических поисков из этих источников? (помимо обстоятельств смерти и места смерти прадеда, которые были весьма туманны - "погиб на фронте")
- место рождения прадеда - деревня Медвежье(я)
- год рождения - 1899
Это будет плацдармом для дальнейших поисков уже в архивах. Но для того чтобы пойти в архив необходимо владеть довольно большим спектром информации: например знать в какую волость входила деревня, какой уезд, какая губерния, к какому приходу приписаны. В итоге, узнавалось это все путем длительных поисков в интернете.
Мне было известно, что прадед был призван из Юргамышского военкомата, а мой отец родом со станции Зырянка, что тоже находится в Юргамышском районе, значит поисками необходимо заниматься именно там.
Ныне это Курганская область, Юргамышский район.Глядя на современную карту Курганской области, я не нашел нигде в окрестностях деревни Медвежье. И на карте 1970 г. ее уже тоже нет
Ища все более ранние карты я нашел таки ее. Приложу кусок карты начала XX века. Хотя деревня имеется и на более поздних картах.
Станция Зырянка находится на Транссибирской магистрали, а деревня Медвежья на почтовом тракте из Кургана в Челябинск, известном также как Оренбургский купеческий тракт и Сибирский тракт, это отражено в Списке населенных мест 1868-1869 гг. Курганского уезда Тобольской Губернии.
В деревне Медвежье в 1904 г. насчитывалось 102 двора, в 1890 году открыта Медвежанская одноклассная церковно - приходская школа.
Приложу также список населенных пунктов Уральской области, Курганский округ, куда входила д. Медвежья, Зырянка и Чинеево в 1926 г.
Если сравнивать эти два списка, то тут виден явный рост числа жителей, приблизительно в двое, за 60 лет.
И вот этот самый Медвежьевский (позже стал называться видимо Новозаворинский) сельсовет существовал вплоть до 1964 года. А потом постепенно, точно не знаю когда, по каким-то причинам деревня вымерла. Возможно до революции она находилась на выгодном дорожном маршруте, а в советские годы нет, возможно во времена строительства социализма в ней не было никаких производств, что и повлекло за собой отток населения, точного ответа на причину вымирания деревни пока не знаю. Вот пара фотографий ее в нынешнем виде
фото 2006 года. Павлова Николая, корни которого тоже из этих мест. На заднем плане обелиск и озеро.
Это фото уже 2013 года, видно тоже озеро, в честь которого деревня и получила название Медвежье. Больше о деревне не напоминает ничего, кроме разве что крапивы, которая растет на месте деревни.
Осталось назвать 4-ое имя прадеда и 1-ое, его истинное имя.
И оба эти имени связаны с селом Чинеевым, которое являлось волостным.
Село Чинеево располагается на берегу озера Большое Белое. Село основано в 1732 г. Первоначально деревни Чинеева, и окружные деревни - Ик, Медвежья и Губерля были приписаны к слободе Царево Городище, а с 1786 года вошли в состав Введенской волости. В 1872 году село становится административным центром Чинеевской волости.
Из истории села Чинеево (хранится в школьном музее Чинеево):
«В 1823 году в селе Чинеевском построена деревянная Модестовская церковь, а в 1900 году поставлено её новое каменное здание в честь святых Власия и Модеста. Святой Власий соответствует языческому Богу Велесу - покровителю скота, поэтому престольный праздник, переименованный из Модеста в Недосия, был связан с животными. Отмечался этот праздник 31 декабря по старому стилю, а новый год отмечался 14 января. В Недосий на столе должно быть мясо. Накануне праздника варили пиво, пекли пироги и булочки. 31 декабря утром угощали скот булочками и оставляли одну для домового. Украшали конюшню и пригон сосновыми ветками, приговаривая «Святой Власий, сделай так, чтобы была скотина жива и здорова, толста и хороша». После того как отстояли в церкви заутреню и поставили свечку Власию, этот праздник принято было отмечать поездками в гости. Желательно было объехать всех родственников с подарками и поздравлениями. Собираясь в гости, обязательно нужно было принести с собой мясное блюдо, обычно это была кулебяка - слоеный пирог с несколькими начинками с добавлением мяса. Молодежь устраивала снежные бои, катания на лошадях. Празднование Недосия тянулось до 14 января, т.е. до Нового года. Ни в одном селе престольный праздник не длился так долго.
Эта церковь долго «мешала» советской власти, и предлог закрытия был найден удачно. Шел 1961 год. Церковь требовала ремонта, и священник обратился к прихожанам с просьбой о пожертвовании, пошли переводы. Районные власти обвинили священника в присвоении денег. Женщин, членов церковного совета, запугали, через день пригнали тракторы и тросами сорвали купола с крестами, заключенные выбрасывали иконы из храма, ломами крушили иконостас, облачались в священные одежды и в таком виде показывались жителям, собравшимся вокруг церкви. Народ стонал, кричал: «Не ломайте, оставьте святыню!» Затем учителя привели детей и разобрали по кирпичику печи. От церкви остались только стены, их разрушить не смогли.
Иконы увезли в Юргамыш и сложили под сценой районного Дома культуры. Кто-то указал культработникам, что иконы оказались в воде и их перенесли в комнатку за кулисами сцены. В 1970-х годах, во время ремонта РДК, в дождливое лето строители из этих икон выложили дорожку от РДК до туалета. Так погибли ценности, доставшиеся от предков». (взято с
http://www.kurgangen.org/)
фото 50-х - 60-х годов. XX века.
это фото 2013 года.
Такое внимание этой церкви я уделил по той причине, что жители д. Медвежья, были прихожанами данной церкви, поэтому весьма вероятно, что мой прадед, его родители и возможно еще несколько поколений посещали ее. Как минимум, в метрических книгах Власие-Модестовской церкви, должна быть информация о крещении моего прадеда в 1899 г., возможно данные о венчании его родителей, возможно еще какие-либо данные, позволяющие далее исследовать мою родословную. Книги эти хранятся в архиве, который в Кургане.
Что касается 4-го имени прадеда, то в селе имеется обелиск, посвященный воинам, из окрестных деревень, павшим в боях ВОВ. Есть фотография одной стороны сего памятника:
Нужно обратить внимание на обилие Васильевых. В середине XIX века (1847-1853 гг.) переселились из Псковской Губернии в участок Чинеевский 5 семей крестьян по фамилии Васильев (эти данные я нашел в Челябинском Гос. архиве, который оцифровал "Переписку заведующего переселенческим отделом Чинеевской, Введенской, Смолинской волостях Курганского округа за декабрь 1884-март 1886 г."), и весьма вероятно, что все эти Васильевы и мой прадед, являются потомками этих семей, т.к. в ревизских сказках 1782 года, среди жителей деревни Медвежья ни одного Васильева я не обнаружил (на сколько смог разобрать каракули кривого писаря), так что вероятно исконно в этой деревне Васильевых не было.
Если возвращаться к моему прадеду, имя его на памятнике написали как "АНЕТ ВАСИЛЬЕВ", что тоже неправильно. Так что четвертое имя моего прадеда - Анет.
А какое же его настоящее имя? К сожалению никакого документа с его именем у меня не имеется, но имя переданное устно в семье - АНЕМПОДИСТ. Вот так из имени человека, моего прадеда Анемподиста, ушедшего на фронт, получились: Анем, Аней, Анет с выделившимся из имени отчеством Подистович.
Текст данный был набран в начале 2014, сейчас есть немного новых данных, о которых тоже надо бы не забыть написать. А то так и пропадут мои изыскания.