Бухара - древний город Великого шёлкового пути

Jun 05, 2016 09:38

Фототур "Весна Евразии - Новый шелковый путь". Дорога к возрождению контактов между народами
Багаутдинов Камиль

После Самарканда ( предыдущий материал) - «жемчужины» Великого шелкового пути, Бухара - один из древнейших городов Узбекистана и Центральной Азии, некогда столица Бухарского ханства.
Здесь было более 60 караван-сараев, где останавливались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран. Бухара оставалась благодатным оазисом, крупным научным и культурным центром на Великом шелковом пути.
Каждая пядь земли священной Бухары, каждый ее памятник свидетельствует о выдающемся таланте создателей, их успехах в области науки и просвещения, духовности и культуры, философии и религии.

Бухара - город, название, которого в переводе означает «удачная местность». Город обрел всемирную известность тем, что на протяжении тысячелетий вносил значительный вклад в развитие духовных, культурных и религиозных ценностей мировой цивилизации, стал одним из священных мест Узбекистана.
Его величественные архитектурные памятники - минареты, мечети и медресе, торговые купола и больницы, хаузы-водоемы, площади являются свидетелями великой истории Бухары, насчитывающей 25 веков.

Культурный слой на территории города составляет более 20 метров: на такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду и монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются IV веком до н. э.

По автодороге из Самарканда в Бухару находится Рабат Малик, (рибат, караван-сарай, укрепленный лагерь, араб. - «Царская Крепость»), - средневековый караван-сарай, развалины которого cохранились до сих пор.
Рабат-и Малик находится в 23-х километрах к западу от центра города Навои и примерно в ста километрах к северо-востоку от Бухары. В средние века в этих местах проходил отрезок Великого шелкового пути, ведущий из Самарканда в Бухару, что и обусловило постройку укрепленного рибата, получившего название Рабат-и Малик. В настоящее время рядом с рибатом проходит шоссе M37. Поблизости находится международный аэропорт Навои и поселок городского типа Маликработ.













Комплекс построен в 1078-1079 годах Караханидом Шамс аль мульком. Задуманный как укрепленный постоялый двор, он функционировал до начала XVIII века. В 1841-1842 годах в окрестностях рабата побывал австрийский путешественник Александр Леманн, который сделал несколько рисунков, сохранившихся до сих пор.
До наших дней дошла только часть южного фасада с башней, но о планировке крепости можно судить по результатам раскопок: крепость представляла собой прямоугольное в плане сооружение со стороной в 100 метров, по углам которого стояли башни высотой более 15-ти метров, которые, если судить по рисункам Лемана, были в сохранности в середине XIX века.
Вход в укрепление был один - через сохранившийся южный портал.




Сам портал несколько выступает из стены, он прямоуголен в плане, прорезан стрельчатой аркой и украшен кирпичным орнаментом.



В 1973-1975, 1977 и 1997-2001 годах были проведены раскопки, в результате которых была исследована планировка укрепления. От портала вглубь ведет галерея, изолированная от находившихся в южной части хозяйственных помещений (жилье для прислуги, конюшни, кухни с тандырами).



















Сардоба Малик - подземная кирпичная цистерна, находяшаяся через автомобильную дорогу M37, напротив караван-сарая. Сардоба была сооружена в XIV веке для снабжения караван-сарая Рабат Малик водой. Технически сардоба представляет собой резервуар 13 метров глубиной, покрытый куполом диаметром 12 метров. В куполе имеются три световых окна.




В настоящее время вход представляет собою портал (пристроен недавно).




К воде от портала ведет спуск - пандус.







Сардоба наполнялась водой из реки Заравшан по подземному каналу - кяризу, имевшему выход на поверхность сетью колодцев.







Въездные ворота в город.




Медресе Абдулла-хана (1588-1590)

Памятник был построен спустя почти четверть века после Модари-хан по принципу "Кош", по которому два здания возводились "лицом" друг к другу. Основной принцип планировки здесь тот же: помещения размещены вокруг дворика. Но само сооружение значительно сложнее: главный вход имеет высокий портал, к которому примыкают крылья с двухэтажными лоджиями и проходной галереей по верхнему этажу. Большие размеры фасада и множество декоративных средств придают ему красочный, праздничный вид. При ярком солнечном свете хорошо играют холодные тона майоликовых плиток (синий, зеленовато-голубой, белый).

Вестибюль медресе Абдулла-хана представляет собой галерею с двумя проходами во двор. Центральный купол ее покоится на 16 арочках, образующих конструктивный каркас, заполненный шлифованным кирпичом. Ребра арочек имитируют кирпичную кладку, в швы которой вставлены майоликовые ленточки голубого цвета. На куполе узоры, состоящие из пяти-, восьми- и девятиконечных звезд.










Внутренний дворик медресе.







Мавзолей Самонидов.




Мавзолей Саманидов - памятник раннесредневековой архитектуры, расположенный в историческом центре Бухары, в парке, разбитом на месте древнего кладбища. Мавзолей строился в IX веке. Обнаружен и реставрирован в XX веке. Является одним из архитектурных шедевров Центральной Азии и жемчужиной мирового зодчества.
В мавзолее покоится три тела, одно из которых идентифицировавший как тело Ахмада ибн Исмаил, сына Исмаила Самани. Могилы самого Исмаила, строителя мавзолея и основателя Саманидской династии, возможно, в мавзолее нет.
До XX века мавзолей был почти полностью закрыт культурным слоем.




Архитектурный облик мавзолея определяется исключительно древними традициями восприятия окружающего мира.
На заре человеческой истории в Северном полушарии Земли человек первоначально выделил четыре направления, которые определяли его местоположение в пространстве и помогали ориентироваться в обыденной жизни.
Восток и Запад - места откуда Солнце всходит и куда заходит. Полярная звезда -единственная «неподвижная» звезда, указывавшая направление на Север ночью, когда торговые караваны двигались в пути. Юг - он же Полдень - направление, противоположное тени от Солнца в полдень, когда тень имеет наименьшую длину и в дневное время является точным указателем на Север.

Рано обнаружив «четыре» - «чор» фиксированные точки пространства, человек воспринимал Мир как квадратную плоскость, имеющую «четыре» угла и «четыре» горизонта. Одновременно ночное небо представлялось куполом-полусферой, опирающейся на земную твердь. В древней культурной традиции буддизма Земля, на которой обитает человек, представляется в виде Куба.

Таким образом, мавзолей - куб, накрытый куполом-полусферой, является зримым воплощением и уменьшенной Моделью Мира. Это и определяет архитектурные каноны определенной культуры в определенное историческое время.




Классическая форма, безупречные пропорции и ажурная вязь декоративной кирпичной кладки создали рукою мастера шедевр, которым восхищаются народы различных стран и культур вот уже несколько столетий. Мавзолей этот доказывает истину, что подлинное искусство неподвластно времени и понятно и близко любому человеку, независимо от его социального происхождения, образования и национальной культуры.
Отдавая должное уважение архитектору, по чьему замыслу был возведен мавзолей, никогда не стоит забывать, что прочности и долговечности сооружения мы обязаны искусству беззвестных мастеров-строителей.













Единственным памятником, возведенным в Бухаре одновременно с выдающимися постройками Амира Темура в Самарканде и Шахрисабзе, является мавзолей Чашма-Аюб. Народная память приписывает сооружение этого мавзолея правителю династии Караханидов Арсланхану, во времена которого были воздвигнуты загородная мечеть Намазгох и минарет Калян.
Надпись, вделанная в стену гласит, что сооружение воздвигнуто по приказанию Амира Темура в 1379 году. Названная дата совпадает со временем отправки Темуром значительного числа мастеров из Хорезма в Шахрисабз для строительства дворца.
Музей воды в этом здании открыли не просто так. Именно здесь бьет источник холодной воды, который жители Бухары считают целебным и священным.
Согласно легенде, во времена засухи жители города молили Бога, прося у него воды. В ответ на их мольбу появился библейский святой Аюб, который ударом посоха по земле сотворил живительный родник.










Арк - это древняя цитадель в Бухаре, оплот последних эмиров. В своё время Арк, возвышающийся над площадью Регистан, являлся символом величия, власти и неприступности. На одной из стен Арка некогда висела большая кожаная плеть (камча) - символ власти в Бухарском Эмирате.
В начале XX в. в Арке проживало около трех тысяч человек. В крепости располагались: дворец правителей, дворцовые службы чиновной знати и военачальников, ремесленные мастерские, казначейство, арсенал, жилища родственников и сановников двора, склады одежды, ковров, оружия, дворцовые сокровища.
Крепость Арк является самым древним архитектурно-археологическим памятником Бухары. Это большое земляное фортификационное сооружение. В плане он напоминает неправильный прямоугольник, немного вытянутый с запада на восток. Периметр внешних стен Арка составляет 789,60 м, внутренняя площадь - 3,96 га. Высота стен колеблется от 16 до 20 метров.

Все сохранившиеся здания относятся к периодам правления узбекских династий Аштарханидов (XVII в.) и Мангытов (XVIII-XX вв.). Парадный въезд в цитадель архитектурно обрамлен двумя башнями. В верхней части башни соединены галереей с хорошо сохранившимся помещением и террасами для городского караула. Подъём к главным воротам представляет собой пандус, который ведёт через крытый длинный коридор к соборной мечети Джоме.







Цитадель построена на остатках поселения, которые покоятся на двадцатиметровой глубине под основанием Арка, в археологических слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался, а затем отстраивался вновь. Первые сведения об Арке упоминаются в исторических источниках 899-960 годов.
В 1220 году, когда воины Чингисхана захватили Бухару, жители города нашли убежище в Арке, но завоеватели, проникнув в Арк, перебили защитников, разграбили ценности и разрушили крепость.
Последний страшный вклад в разрушение Арка внесли большевики во время осады Бухары в 1920 году под командованием Михаила Васильевича Фрунзе (30.8.-2.9.1920). По его приказу Арк бомбили с самолёта, пока осаждённые не были вынуждены сдаться. В результате большая часть крепости превратилась в хаос руин.

В настоящее время в цитадели располагается Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник.







Мечеть Боло-Хауз

Мечеть Боло-Хауз - это одна из самых красивых действующих мечетей, построенная в 18 веке, и расположенная напротив дворца бухарских эмиров Арк.
Большая летняя мечеть Боло-Хауз, построенная Эмиром Шахмурадом для публичных молитв, являющаяся шедевром мусульманского зодчества, в 18 веке служила местом моления для эмиров и их приближенных. Мечеть до Революции служила главной пятничной мечетью Бухары, в ней молился бухарский эмир.
Она включает в себя удивительный, огромной высоты, многоколонный айван (терраса с 20 колоннами), приковывающее внимание туристов купольное здание, минарет, построенный в конце 19 века известным бухарским архитектором Усто Ширин Мурадовым, и необычайной красоты водоем - хауз.
Мусульмане собираются сюда на молитву не только по пятницам, но и в другие дни.
Колонны айвана сделаны из дерева в форме сталактитов и служат для поддержки потолка айвана, поэтому они укреплены на бетонном фундаменте. Колонны, находящиеся с одной из торцевых сторон айвана выполнены особо - они образуют парадный вход в айван и затем зимнюю мечеть. Оформление интерьера характерно для XIX - начала XX веков.













В самом центре Бухары над окружающими строениями возвышаются два больших голубых купола медресе Мири-Араб.

Предположительно Медресе было построено шейхом тариката Накшбандия Сайидом, духовным наставником удельного правителя Бухары эмира Убайдулла-хана и идейным вдохновителем борьбы народов против иранских завоевателей.

В настоящее время известно, что медресе Мири Араб было построено в ознаменование победы армии шейбанидов над войсками шаха Исмаила I в битве при Гиждуване, одержанной в 1512 году. Также известно, что заключительные строительные работы были произведены на деньги Убайдулла-хана, полученные им от продажи в рабство 3000 пленных иранцев, а последние крупные столкновения шейбанидов с Ираном произошли в первой половине 20-х годов XVI века. Шейх Абдулла Йамани, умерший в 1526 году, перед смертью завещал похоронить себя на территории построенного им медресе, что также свидетельствует о том, что к этому времени строительство было практически завершено. Вероятно, что в 1530-1536 годах здание медресе было существенно перестроено. Своё современное название «Мири Араб» (имущество Араба) медресе получило уже после смерти его основателя.




Мечеть Калян, или мечеть джума (пятничная мечеть) считается одной из древнейших в Средней Азии. Археологические раскопки указывают на наличие на ее территории нескольких древних полов. Надпись над входом в мечеть свидетельствует о том, что строительство здания, предположительно, было начато в XV веке. Основные конструктивные части ее и майоликовая облицовка говорят о тесной связи с архитектурой эпохи Улугбека. Надпись на фасаде мечети, содержащая дату 1514 год, относится, очевидно, к одному из поздних этапов отделки здания.

Мечеть Калян - одна из самых грандиозных мечетей Средней Азии - сооружена в формах, близких соборной мечети в Герате, которая, как известно, перестраивалась во второй половине XV века по указанию великого узбекского поэта и мецената Алишера Навои. Это одно из первых произведений архитектуры образовавшегося узбекского государства, документально свидетельствующих о преемственной связи с архитектурой предшествовавшего периода.
Главный вход в мечеть.




Эта мечеть заключает обширный двор, окруженный галереями, крытыми куполами на квадратных столбах. Мечеть располагается на площади 1 га и вмещала во время праздничного стечения народа до 10 тысяч человек.







Главный вход в мечеть и минарет Калян. Минарет Калян был наблюдательным пунктом, также имел религиозную функцию. Минарет служил местом призыва мусульман на праздничную или пятничную молитву в мечеть. Предполагают, что иногда он был и местом публичной казни во времена Бухарского эмирата.

Много легенд связано с этой величественной конструкцией, например, история о том, что мастер-строитель, который заложил фундамент из алебастра и молока верблюда, исчез, а вернулся только через два года, когда фундамент стал прочным, и приступил к кирпичной кладке. На трёх его поясах сохранились надписи: дата строительства - 1127 год, имя жертвователя - тюркского правителя Бухары Арслан-хана и имя строителя - усто Бако, могила которого находится в 46,5 м от минарета. В завещании зодчего было сказано, чтобы минарет, если упадёт, упал на его голову. В советское время прилегающая территория стала застраиваться и могила усто Бако попала в частные владения. Единственным условием властей было не разрушать могилу.




Диаметр минарета внизу - 9 м, вверху - 6 м, высота - 46,5 м. Внутри столба вьётся кирпичная винтовая лестница, насчитывающая 105 ступенек, ведущая на площадку ротонды - фонаря, опирающегося на выступающие ряды кладки, оформленной в виде пышного сталактитового карниза.




Минарет представляет собой массивный круглый столб, сложенный из жжёного кирпича и увенчанный фонарём-ротондой с 16 сквозными арочными проёмами. По всей высоте минарета 12 декоративных поясов, на каждом из которых свой особый узор.



Мечеть Калян. Боковые ворота и Мавзолей Пой-Калян. В архитектурный комплекс входят Минарет Калян, одноименная соборная мечеть и медресе Мири-Араб. Мавзолей признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.




Так-и заргарон торговый купол.

На месте древнего Чорсу Бухары в 1569/70 гг., как сообщает летописец XVI в. Хафизи Таныш, был возведен крупнейший из сохранившихся торговых пассажей Бухары - Так-и заргарон (Так-и заргарон торговый купол), купол ювелиров, превосходное в своем роде здание. Это купольный пассаж, т.е. свод над проезжей частью улицы в соединении с группой окружающих галерей для лавок и мастерских. Так-и заргарон (Токи Заргарон) вмещал 36 мастерских и магазинов ювелиров, со всем инвентарем.







Медресе Улугбека: самое древнее из трех медресе, построенных внуком Амира Темура - Улугбеком в 1417 году. Позже Улугбек отдал приказ строительства медресе в Самарканде и Гиждуване.
В мотивах орнамента преобладают астральные элементы, что можно связать с мировоззрением Улугбека, как астронома. На створке ворот имеется надпись из Корана, гласящая о том, что «стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки».

В школах медресе 80 студентов изучали арабский язык, геометрию, астрономию и религиозные предметы с утра до вечера. Учеба длилась от 15 до 20 лет и учащиеся в этом медресе, постоянно пополняли ряды восточных мыслителей и поэтов.







Бухарские бани.










Мечеть Мох или Магоки-Аттари - квартальная мечеть XII-XVI веков в Бухаре. Находится на 4,5 м ниже уровня земли, интересна своим резным декором. Впервые мечеть на этом месте была построена в X веке, до этого здесь находилось языческое культовое сооружение. В XII веке мечеть была перестроена, в частности, вход в мечеть был сделан с южной стороны, так как мечеть уже к этому времени окружал мощный культурный слой, до нашего времени от этой постройки дошел только портал, верхняя часть её была утрачена. Современный вид мечеть приобрела в XIV веке при очередной перестройке. В 1934-35 гг. были произведены археологические раскопки, был снят культурный слой, полностью покрывавший мечеть.










Медресе Нодир-Диван-Беги, входящее в архитектурный ансамбль XVI-XVII веков Ляби-хауз. Медресе было построено в 1622-1623 годах визирем Имамкули-хана Надиром диван-беги в качестве караван-сарая, но в дальнейшем было переоборудовано в медресе. В 1993 году медресе вместе с другими памятниками исторического центра Бухары включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.







Портал медресе украшают мозаичные изображения ланей и двух птиц симург, которые смотрят на солнце. Медресе построено по примеру медресе Шердор в Самарканде, но вместо знаменитых львов на портале медресе изображены мифические птицы счастья.










Чор-Минор (Четыре минарета) - медресе, возведенное в Бухаре на деньги богатого туркмена Халифа Нияз-кула. Датировка строительства медресе отнесенная к 1807 году, однако, нуждается в уточнении, поскольку медресе Халифа Нияз-кула, как следует из архивных документов, существовало уже в конце XVII в.
По четырём углам здания мечети имеются четыре башни, по форме напоминающие минареты, благодаря чему весь комплекс получил название Чор-Минор (Четыре минарета). На втором этаже и в башнях располагались подсобные помещения и, как считается, некогда была обширная библиотека.

Каждая из четырёх башен (минаретов) имеет разную форму. Существует мнение, что элементы художественного оформления этих башен отражают религиозно - философское осмысление четырёх мировых религий. По крайней мере, можно легко увидеть в некоторых элементах нечто напоминающее крест, христианскую рыбу, и буддистские молитвенные колеса.










Ходжа Насреддин - национальный герой Средней Азии и Ближнего Востока, это образ мудреца и простака одновременно.Благодаря этому персонажу, приоткрывается дверка в загадочную душу Востока. Во всех притчах и анекдотах Ходжа находит выход из самых щекотливых ситуаций. Он виртуозно владеет словом, и часто ставит в тупик своего собеседника абсурдными, и в то же время мудрыми высказываниями. Бухару считают родиной Ходжи Насреддина, здесь его образ окружен огромной народной любовью.




P.S.

Продолжение материала, Хива - один из и самых отдалённых уцелевших городов Великого шёлкового пути в Центральной Азии. Отсюда караваны шли в русские княжества и в Европу, доходили до Поволжья.



ПРОЙДЕННЫЙ МАРШРУТ

  • Фототур "Весна Евразии - Новый шелковый путь". Дорога к возрождению контактов между народами

    Часть 1. Анонс. Фототур «Весна Евразии - Новый шелковый путь». Дорога к возрождению контактов между народами

    Часть 2. Simbiblis торит новый шелковый путь Евразии: Байконур, Казахстан, Туркестан…

    Часть 3. Simbiblis: Ташкент - город хлебный

    Часть 4. Simbiblis: Фототур «Весна Евразии - Новый шелковый путь». Самарканд, Бухара

    Часть 5. Simbiblis: Как строят новые дороги в Узбекистане

  • фототур, узбекистан, шелковый путь, азия, бухара

    Previous post Next post
    Up