А вот любопытно... У Бруштейн достаточно подробно описано, с каким трудом еврейский ребенок мог поступить в учебное заведение - отдельные, более сложные, экзамены, все такое (и уж не поэтому ли Любочку Зильберберг планируют обучать на дому?)... У Чарской в "Гимназистах" упоминается, что евреям было сложнее поступить в университет (про гимназию не
(
Read more... )
Comments 12
Героиня Бруштейн поступает в институт благородных девиц, а не в гимназию. И слегка сетует, что во всем ее папа был прав, а вот с учебным заведением ошибся: программа там была лучше лишь номинально, а сословных и великодержавных заморочек было не в пример больше.
Reply
Reply
Все подобные ограничения очень зависят от ситуации "на местах". Это же не закон, где четко прописана, скажем, черта оседлости и список исключений. Формальная часть ограничений на прием в учебные заведения была тупо в процентах, как и в СССР. А поскольку любой экзамен есть взаимодействие людей, то у экзаменатора очень много свободы в выборе вопросов и оценке ответов, и "завалить" можно кого угодно. Так что устраивать такой спектакль с двойным экзаменом было совершенно необязательно. Тут, скорее, любовь к артистизму у кого-то из начальства имела место быть. Интереснее, что даже в пресловутом институте не заваливали всех и выбирали действительно по знаниям: если героиня Бруштейн - дочь уважаемого в городе врача, то отец ее подруги Маши - всего-навсего бедный учитель.
Reply
Reply
( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Крещеный еврей вполне мог жить вне черты оседлости совершенно спокойно и заниматься чем угодно. Насчет гимназий в этом случае не знаю, не изучала вопрос.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment