Про два серьёзных сериала и два легкомысленных.
Olive Kitteridge (2014)
Главная героиня мини-сериала в исполнении Фрэнсис Макдорманд - суровая, резкая женщина средних лет, учительница из тех, что никогда не дадут вам спуску, прямолинейная и в большинстве случаев уверенная, что знает, как поступать правильно. Хороший человек, но изрядно нелёгкий в общении и особенно повседневной жизни рядом с ней. Малолюдный северный штат Мэн, где она живёт, служит прямо-таки идеальным фоном для неё.
Жизнь персонажей не балует. Тут и так несколько повышенное количество людей со склонностями к депрессии и суициду, а ещё просто происходит жизнь - смерти, отъезды, болезни, взросление детей, уже их жизненные неурядицы... Поколенческий разрыв между родителями, которые предпочитаю не говорить о чувствах вообще, и детьми, которые идут к психотерапевту разбираться, что получилось от всего этого неговорения. Одиночество.
Концовка, правда, даёт некоторое подобие надежды, упрямого такого «и всё-таки ещё поживём». Но в целом это хорошо написанный, очень хорошо сыгранный изрядно грустный сериал.
Severance (2022)
Этакая почти антиутопия - почти, потому что описанное там ещё только собирается захватить всё общество, а в классических антиутопиях уже давно им владеет целиком.
Некая новая технология позволяет полностью разделить у человека воспоминания: находясь дома, он не помнит и не знает ничего о том, что делает на работе, а на работе ничего не знает о жизни за её пределами.
Собственно, жизнь в офисе превращается в бесконечную череду повторяющихся будней, начинающихся и заканчивающихся вместе с рабочим временем, без какого-либо промежутка между ними. Это такая мрачная антикорпоративная антиутопия, где люди выполняют бессмысленную работу за получение абсолютно бессмысленных наград в сопровождении фальшивых улыбок и бесконечных аффирмаций насчёт сплочённости, ценностей компании и так далее. При этом начальство обращается с работниками исключительно манипулятивно, пассивно- или просто агрессивно и как с маленькими детьми. Дальше атмосфера ещё сгущается, потому что в какой-то момент всё это доводится до логичного конца и компания предстаёт уже как откровенная тоталитарная секта с поклонением основателю, а в предпоследней серии есть и вообще уже совершенно линчевский по абсурдности момент.
Сериал достаточно медлителен, события развиваются очень плавно, местами только что не буксуют на месте. Сила его в выверенной эстетике - очень странное, выводящее из равновесия и при этом в основном верибельное пространство офиса, и в хорошо прописанных персонажах. В фокусе внимания Марк (Адам Скотт), который внезапно становится главой своего маленького отдела, а потом к нему-снаружи приходит бывший коллега и начинает пытаться объяснить, насколько с этим «разделением» всё не так, и Хелли (Бритт Лауэр), новая сотрудница, которая просто с первого момента бунтует против условий, в которые её поместили без возможности выхода. Постепенно раскрываются, неожиданно и логично, и двое других их коллег.
Первый сезон заканчивается на кульминации, попытке героев-внутри вырваться и встретиться с собой-снаружи - и последствия её будут уже только во втором, который обещают в январе.
А ещё мне понравилась маленькая побочная линия: у Марка-снаружи есть зять, довольно малоприятный тип, из тех, что громко говорят про осознанность, работу над собой и т.д. и т.п. и при этом такая эгоистичная и неуместно эмоционирующая по любому поводу дива (когда он приходит поддерживать рожающую жену, это она его утешает). Он пишет книги по дешёвой психологии и саморазвитию, полные всё тех же банальных громких слов. Марк-снаружи относится к нему с иронией. Но когда его книга попадает в руки Марку-внутри, для него, полностью лишённого связи с внешним миром и живущего по вдолбленным офисным правилам, она становится абсолютным открытием, глотком свежего воздуха и шансом посмотреть на свою жизнь иначе. Не столь важно порой, что и кем написано, сколько кем и в какой момент прочитано.
Extraordinary (2023)
А это я бросила после пары серий. Задумка выглядит неплохо: все люди в мире внезапно обрели суперспособности, которые обычно удобно прорезаются ровно в день 18летия, правда, иногда задерживаются, но ненадолго. Но вот главной героине уже за 25, а никаких суперсил всё нет, окружающие смотрят на неё с гаммой чувств вокруг презрительной жалости, сама она ощущает себя неудачницей и решает как угодно, но вытащить из себя свою суперспособность.
Идея мира, где все вокруг кто летает, кто видит насквозь, кто читает мысли, кто медиум, кто ещё что-нибудь, достаточно безумная, чтоб можно было с этим весело играть. И в сатиру, и в слегка уже почти антиутопию, и во что угодно. Но увы, вся местная комедия построена на юморе ровно двух типов: кринжовая социальная неловкость и что-нибудь сортирно-постельное. Мне такое очень быстро надоедает.
The Librarians, сезон 2 (2015-2016)
Я вернулась к весёлой траве про тайный орден Библиотекарей, которые, будучи суперталантливыми умниками, носятся по миру, спасая его от попадания не в те руки мощных магических артефактов и тому подобного.
Во втором сезоне они, помимо решания текущих мелких проблем, вынуждены бороться с вышедшим из «Бури» Просперо, который хочет, ни много ни мало, устроить рай земной и всеобщее счастье - на свой вкус, конечно же, и не считаясь с сопутствующими потерями. Или не совсем на свой, а на чей же это (и что там литературоведы говорят про Просперо, а?..) - финальный поворот сюжета вышел, на мой взгляд, прикольный и даже почти изящный.
Да и из отдельных серий несколько, фокусирующиеся по очереди на разных героях, были довольно изобретательны и не глупы по идеям. Мне прямо понравилась серия про временную петлю, которая оказывается не петлёй, а уровнем компьютерной игры с квестом на сопровождение, где только один из героев - герой, а остальные - ничего не помнящие каждый раз нпс, и вся задача требует от него неожиданно серьёзного личностного роста.
В целом же это, конечно, очень легкомысленная и местами откровенно неряшливо сделанная трава, и, увы, не все играющие в ней актёры, и соответственно, не все из главных героев правда хороши. Но чисто для отдыха-развлечения иногда пойдёт.