Фильмы в октябре

Oct 29, 2023 22:41

Пока досматриваю два сериала, можно написать о фильмах за октябрь. Их всего три.

My Salinger Year (2020)



Фильм по автобиографическому роману американской писательницы Джоан Ракофф - так что приятная моему сердцу тема задана сразу. Правда, это какой-то тот случай, когда окей, мемуары, говорите - но история выглядит местами сиропной на грани правдоподобности.
Юная Джоанна, которая мечтает стать писательницей, приезжает в Нью-Йорк и примерно случайно устраивается ассистенткой в литературное агентство. Причём не абы какое, а одно из старейших в Нью-Йорке, среди клиентов которого были всякие там Фицджеральды или вот, например, Сэлинджер, охрана чьего покоя - одна из главных задач агентства. Это такое царство интерьеров тридцатилетней давности и эстетского окололитературного снобизма, где печатают на машинках, а компьютеры в 1990х воспринимают как совершенно бессмысленную и вредную идею. И Джоанна там, с одной стороны, многому учится, но с другой, оказывается мучительно застрявшей в танталовых муках на пороге мира литературы - войти в которую с этой стороны на самом деле невозможно.
Так что Джоанна налаживает отношения с суровой начальницей, и, по телефону, с Сэлинджером, разбирается в личной жизни, слышит от школьной подруги сообщение, что та из идей о писательстве выросла... И должна решить, так что от жизни нужно лично ей.
Играющая её Маргарет Куолли очень мила и полна убедительного наивного энтузиазма. Ну и фильм весь какой-то такой: милый, тёплый, но оставляющий ощущение нереальности и наивности.

Madres Paralelas (2021)



Обласканный критиками фильма Альмодовара... меня как-то не впечатлил.
Две женщины, независимая фотограф на грани сорокалетия и девочка-подросток, перебрасываемая, как шарик для пинг-понга, разошедшимися родителями, оказываются в одной палате в роддоме, обе рожают дочерей, и обеих девочек забирают на время для наблюдения. А потом каждая борется со своими проблемами, но они оказываются неожиданно связаны.
В фильме заявлены сразу две большие темы: с одной стороны, материнство, связь матери и ребёнка, с другой, историческая и семейная память, ведь Испания - ещё одна страна, всё не могущая разобраться достойно с последствиями своей диктатуры. И обе эти темы ещё сходятся вместе в идее семьи, рода.
И всё бы хорошо, если бы обе раскрывающие эти темы сюжетные линии не были бы так... небрежно построены. В первой, составляющей основной костяк сюжета, конфликт нарастает, нарастает, держит в напряжении - и заканчивается ничем, разряжается и разрешается совершенно без усилий, как будто и не было. Во второй конфликта как такового просто нет - все персонажи в фильме хотят найти похороненных в братской могиле предков, им предоставляется возможность и всё получается. Тут просто не происходит ничего, кроме самого факта обнаружения останков и эмоционального воссоединения семей со своими покойниками. Что, конечно, замечательно, но в таком виде сюжета и драмы тут нет, все эмоции здесь - из внешнего мира, не изнутри фильма.
В итоге общее ощущение какое-то смазанное.

Hidden Blade (2023)



Очень художественный китайский шпионский триллер о Второй мировой от режиссёра Чэн Эра, с Тони Люном в главной роли и Ван Ибо в одной из второстепенных, только что номинированным за неё на китайский аналог оскара - почему я это и посмотрела (да, с новым тэгом меня).
Базовых знаний для понимания сюжета нужно, к счастью, немного: японо-китайская война с 1937 по 1945 год, японская оккупация и марионеточные правительства при ней, а Гоминьдан и китайские коммунисты дерутся не только с японцами, но и между собой (и главным достижением главного героя будет не дать японцам заключить мир с Гоминьданом и перебросить войска на тихоокеанский фронт, а то коммунистическая партия будет в тяжёлом положении. забота всех коммунистов о народе всегда восхищает).
"К счастью" сказала я не потому, что мне настолько лень узнать что-нибудь подробнее про историю Китая, просто Чэн Эр, говорят, вообще известен требовательностью и полным отсутствием снисхождения к зрителю, и вам не то что не будут тут ничего объяснять - первые 40-50 минут фильма вашей задачей будет попытаться понять, что тут вообще происходит, собирая набор кусков и осколков стёкол и отражений, повторяющихся с вариациями или без эпизодов, двоящихся диалогов, скачков туда-сюда между разными годами - часть из которых обозначена титрами, а часть - угадайте сами. Некоторые сцены из начала фильма встанут на своё место в целой картинке и вовсе только в самом конце. Всё это сделано очень красиво, очень эстетски, композиция кадров, цвет, музыка, обманчивые зеркала... Собирать этот норовящий порезать руки в процессе паззл увлекательно, по крайней мере, я такое люблю, мне было по-настоящему интересно.
И вот, значит, где-то к концу первого часа более-менее выстраивается: контрразведка при японцах, в ней на высоком посту - коммунистический шпион, с первых минут фильма определяющийся как главный герой, все работают.
А потом в начале второго часа начинает происходить нечто странное. Потому что фокус внимания всё больше соскальзывает куда-то вбок, и в нём всё больше оказывается другой персонаж, один из подручных, первую половину фильма бывший почти что частью антуража. И как-то оказывается, что с главным героем всё понятно, но мы про него не знаем ничего, кроме его работы, и он, честно говоря, ничем не цепляет. А вот этого молодого человека мы видим внезапно с очень личной стороны, но не понимаем про него при этом ни черта. И через несколько сцен оказывается, что, в общем, именно ради ответа на вопрос, что там в этом ларчике внутри, и хочется смотреть дальше - да и экранное время как-то всё больше оказывается отдано именно этому персонажу. Сделано отлично - и поставлено, и сыграно, так что реально есть моменты, когда смотришь и понятия не имеешь, чего ждать от персонажа, потому что поверхностные эмоции и декларируемые цели - вот, а истинная мотивация - да чёрт её знает. А когда наконец из одной жёсткой улыбки становится с вероятностью 90% понятна она, уже беспокоит, доберётся ли он до титров.
Всё это, повторюсь, очень красиво, артистично сделано, с точки зрения формы - круто.
Но в такой форме хотелось бы побольше содержания, не только сам сюжет. При таком количестве используемых в кадре зеркал хочется, что ли, чтобы в итоге зрителю предъявили зеркало с чем-нибудь на подумать. А этого не случается. Фильм намекает на вопрос внутренней моральной цены всех этих шпионских достижений - долгими зависаниями героя у зеркала с мытьём окровавленных рук, прыгающими в красном соусе живыми креветками, моментом в храме в конце - но только чуть царапает поверхность, и финальная сцена с констатацией политического кредо скорее прихлопывает возможность дискуссии на этот счёт (и не знаю, зачем бы она была ещё, эта сцена - она завершает одну из более ранних, и в моей голове она уже достроилась сама собой с точностью до длины паузы).
Так что это были интересные два часа, жаль, после титров не осталось иных поводов для размышлений, кроме того, как Ван Ибо круто играл.

image Click to view



около кино, wyb

Previous post Next post
Up