По следам Вильяма Диксона

Jun 27, 2014 10:00


Все началось, как вы помните, с вопроса "А что такое за маковка на православных храмах", далее, как говорится, понеслось. Следом за статьей про луковки на основе доклада "Навершия славянских храмов" была написана еще одна статья, далее sibved подлил масла в огонь рассуждая о Вилочковом кресте что повлекло за собой еще оду статейку и все никак эта эпопея не закончится.

Начиная свой журнал, я давал себе зарок не копипастить и не высасывать темы из пальца, не писать сухих и длинных статей. И все, конечно, получилось совсем не так. Такие люди пишут замечательные работы ну как их не утащить себе в нору? Или как можно коротко и с юморком рассказать о первых известных русских часах где крутится циферблат, точнее букварь, и делений 17? Как понять что же там происходило действительно с историей хотя бы 100 лет назад не зарывшись в горы старых книг и научных статей?
Впрочем, вступление затянулось, будем считать, кто дочитал до этого момента, мои извинения и пояснения принял.
Итак, приступим к следующей части.


chispa1707 в статье " Вилочковый крест из Свободной России" упоминал помимо прочего книгу о путешествии в Россию "Free Russia" Уильяма Диксона.
Издана эта книга была в Лондоне в 1870 году. Далее переиздавалась, к примеру, через три года вышла в французском переводе.
Так случилось, что именно "Russie Libre" 1873 года с 75 замечательными гравюрами, потрепанная, но что вы хотите 140 лет прошло, оказалась у меня.

Не стану утверждать, что книга мной прочитана от корки до корки и глубоко изучена, она ждет своего звездного часа.
Но, все таки, некоторыми соображениями хочется поделиться.

Прежде всего, меня не перестает поражать тот факт, что даже в конце 19 века для иностранцев, Россия остается загадочной и неизведанной страной, полной тайн. Точнее даже не это... Мы привыкли думать, что еще при Петре на Русь хлынули бурные потоки разных голландцев да немцев, французов и англичан. Все они, как представлялось, в изящных каретах по русским разбитым дорогам с приключениями, но за пару-тройку дней добирались до Петербурга, где собственно, практически оказывались в своей среде, толпе господ в европейских камзолах и париках, среди дам разодетых по последней французской моде и увешенных брильянтами да жемчугами.

И тут оказывается, что не только Олеарий в 17 веке но и Диксон в 19 испытывает все те же потрясения на все том же пути в Московию!
Водном надо сказать пути, через северное море, через Архангельск, по Двине, только кое где пересаживаясь в телеги да сани.
И никаких "Анастасия, звезда моя, подождем паспорта в охотничьем домике а потом за пол часа до Франции доскачем".

Может Диксон экстримал? На своем пути, он встречает торговые и дипломатические миссии других государств, следующих той же дорогой.

При этом, в 1877 году Эдисон патентует фанограф, в 1879 закончит работу над лампочкой накаливания, а еще в 1870 году установили прямую телеграфную связь Лондон - Бомбей благодаря кабелю проложенному через Африку! В России на троне даже и не Петр а уже Александр II, а мистер Диксон преодолевает большие трудности в своем пути, мечтает посетить какой то известный город Троицу в свободной России.

Да и что это за СВОБОДНАЯ Россия такая?



Диксон на первой же странице своей книги поясняет, что благодаря крымской войне в 1958 году  родилась НОВАЯ ИМПЕРИЯ!?

"...Россия ,была и раньше когда то независимой как Германия и Франция, хотя и находилась под властью Азиатов (аСиатов) и ТаРтарии, пусть хотя и духом а не по форме.  Но когда этот конфликт разрешился, старая Россия возродилась вновь. Новая страна - надеющаяся наконец  зажить в мире, значит стать свободной - вот то что я пытался сказать..."

Не могу назвать себе большим знатоком истории, полез, конечно, в интернет, чтобы понять, что это за война такая, помню была с турками, но она ли это или нет? Не нашел я ничего кроме крымской войны 1853-1856 года.
[Вкраце тут]

А в ходе дипломатического конфликта по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме, Франция отстаивала право контроля над христианскими святынями в Палестине и требовала ключи от церкви передать католическому духовенству, а Россия стремилась поддержать права православной церкви и требовала ключи оставить православной общине. В 1852 году Турция передала ключи Франции. Россия с целью оказать давление на Турцию 21 июня 1852 года ввела войска в Молдавию и Валахию. Отказ императора Николая I вывести войска привел к разрыву дипломатических отношений России и Турции и объявлению войны 4 октября 1853 года. Великобритания поддержала Францию в этом конфликте и пошла на соглашение о совместных военных действиях против России. 9 февраля 1853 года были разорваны дипломатические отношения России с Англией и Францией, а 15 марта 1854 года России была объявлена война.

[Источник]




Бомбардировка Севастополя. Художник Джон Уилсон Кармайкл, 1858 г.
Закончилось все тем, что 18 марта 1856 года был подписан Парижский мирный договор, по которому Россия получила обратно Севастополь и другие крымские города, при этом Черное море признавалось нейтральной зоной, но России и Турции запрещалось иметь там флот, также Россия лишилась протектората над Валахией.

Можно ли после этих событий начать называть Россию свободной и озаглавливать так книгу? Жду комментария сведущего специалиста. Я в растерянности.

Чем больше углубляться в тему, тем больше встает вопросов....
Но, меня опять увело в сторону.
Вернемся к Диксону.

Как я упоминал, книга содержит много замечательных гравюр. На них мы не найдем не заводов, не фабрик, не труб, не трехпалубных сорокапушечных кораблей ни единого признака цивилизации соответствующему 19 веку.
Возможно, Диксон был увлечен стариной и по этой причине в книгу попали практически только попы да храмы. Странно все это, конечно, но в поиске ответа на вопрос "Были ли вилочковые кресты и были ли они на территории Московского кремля?", пойдет.






На первой же гравюре, церкви Архангельска нахожу что-то несуразное.



Та же гравюра, фотография интересующего участка, увеличено.
Что это за шар с непонятно чем торчащем из него по центру?





Еще раз, предыдущее фото, увеличено. Интересующего вилочкового креста не обнаружено.





Какие то звездочки и каракули, но вилочковый креcт? Нет такого.





Все спокойно в Соловках.





Весьма занимательной мне показалась раскаряка на храме справа, напоминающая букву Ж.



Вот опять Ж слева, но теперь, смотрим внимательно на крест справа.
Там явно крест и более тонкими линиями от концов поперечной перекладины отходят к основанию видимо что-то вроде цепи.



И, сообственно, из за чего весь сыр-бор, гравюра Московского Кремля.



Сначала, мне показалось даже, что это та же самая гравюра по рисунку Барклая.



Но приглядевшись поближе, становится понятно, что это не так. В книге "Свободная Россия" много вопросов, но конечно, надо читать прежде чем задавать их.

А вот гравюра Кремля, как видим, хоть и имеет, казалось, такие же вилочковые кресты, видно, что они соединены вверху перекладинами.

И скорее всего, это всего лишь такие кресты:



просто из за большого их удаления, художник обозначил их так а не иначе. По крайней мере, не имея под рукой гравюры Хилдибранда/Барклая и если судить только по книге Уильяма Диксона, вопросов по кресту на колокольне Ивана Великого нет.

Копаясь во всех этих гравюрах, меня не покидало некое недоумение связанное вот с чем: совершенно невероятное количество церковных построек да всяких храмов. Кругом, деревянные домики, если не лачуги и строятся и строятся каменные огромные храмы с золотыми куполами. Кстати, не одного рисунка строящегося храма на Руси я не видел.

Стоят громады, причем какое-то ненормальное их количество даже на территориях небольших городков или крепостей. И все, словно антеннами, утыканы всевозможными крестами да шарами с елочками.
Простите, меня не сведущего, но дичь какая то. Давайте построим больницу, школу, мост, дом себе подлатаем в конце концов - нет, нам срочно до среды нужно забабахать еще один храм или хотя бы звонницу. Уже и места то нет, но пусть будет, и повыше, и кирпич чтобы и золотом, все, золотом!
Какой в этом практический смысл? Какая духовная или религиозная надобность?



Ну, вот тут, все понятно, рыбацкая деревенька, церквушка деревянная при ней.



А вот это простите что? На три деревянных дома по десятку каменных храмов?

Вполне естественно, что в умах нормальных, современных людей возникают вопросы и предположения, что храмы эти вовсе были и не храмы и что даже кресты - это не кресты никакие а антенны.

А как еще к этому относится?

храмы, московских кремль, вилочковый крест, фальсификация истории

Previous post Next post
Up