Прочитал очень разумную книгу. Написана она в 2003 году, несмотря на это, книга вовсе не утратила актуальности. Автор присутствует в ЖЖ -
andreyvadjra.
На обложке рекомендация Максима Калашникова - увы, последнее время он прекратился в белоленточную кликушу и клоуна. Обложка яркая и кричащая, хотя по содержаю книги, ее серьезности, должна быть строгая.
Основная мысль книги - западная цивилизация это особый тип цивилизации, которая может существавать только за счет непрерывной эспансии путем захвата, насилия, и последубщего перераспределения ценностей в свою пользу, это если вкратце. Книга заполненная множеством сссылок на книги, факты. Нетривиальные умозаключение очень интересны и заставляют задуматься.
И так я предлагаю Вам, проследовать за мной в мир этой интересной книги. Прощу прощения, если я пишу просто выподы, не умоминая путь к ним. Если я буду писать, то придется просто переписать книгу.
Запад понятие вовсе не географическое, а цивилизационное. Запад никогда не чурался применять силу и жестокость, а стремительный технический прогресс в военной сфере обеспечил его экспансию. Запад возник и сущестует как система с постоянным увеличением обьема перераспределенных ресурсов от периферии к ядру.
ЕС вовсе не подразумевает равного развития всех своих членов, богатые страны ЕС стали таковыми до своего вступления туда. Страны со слабой экономикой выгоды не получают вовсе. (Когда летел я в самолете то разговорился с женщиной. Она русская, переехала в Болгарию несколько лет назад. Говорит, что положение катастрофическое - люди крайне бедные. Потом выяснилось что ее сын священник, ушел с Донецка, в Ростове занимается гуманитаркой). ЕС это не братство народов, а собрание производителей и торговцев.
Далеко не все страны входящие в "Запад", являются носителями его квинтесэнции. Доминирующие энтосы передавали друг другу главнейшие особенности. Это:
Итальянцы, времен городов-государств
Голландцы, времени Нидерландских Соединенных Провинций
Британцы, времен империи.
Американцы, США.
Следующим шагом будет глобализация и отсутствие определенного народа-носителя.
Автор пишет о двух типов народов: народы моря и народы суши.
По своим архетипам они совершенно различные.
Например, жизнь, полная опасностей и связанная с морем накладывала свой отпечаток. Огромное водное пространство порождало в человеке ощущение своей никчемности. Он должен был противостоять этому, воспитывая в себе стремление к господству и покорению, подспудное желание уничтожения мира. Неудержимая экспансия его суть.
Закон, существующий на корабле, отделял "свой" социум от внешнего пространства, которое мыслилось как обьект для покорения, где правила корабля не работали. Это формирование двойной морали, а также возведение технологий в абсолют. Государственные построение этих народов строятся по такой же схеме: -"замкнутый мир" и "то что все его". Законы, правила поведения, совершенно различные.
Народы суши, напротив, связаны с землей. Воспринимают ее как мать, находят в ней мистические свойства. Архетип показывает сотрудничество, а не экспансию. Это отношение переносится и на тех, кто на земле - на других людей. Это сотрудничество, коллективизм, семья, а также понятие Родины, как ценнейшего символа. Родина и Земля, это не просто земельный участнок, а нечто большее. Государство будет построенно на принципах семьи.
Как мы видим, различия между народами моря и суши колоссальны.
Могу от себя добавить, что аппеляция государства к архетипу позвоняет использовать естественно сильные стороны народа. К примеру, коллективизация, индустриализация сталинского СССР были обращены именно к этой стороне нашего народа, что и гарантировало успех проекта.
А вот попытка "привить" русскому народу, народу суши, архетип морского народа в 90-е, окончилось полнейшим крахом. Так что когда вы видите придурка либераста, говорящего о смене "менталитета" народа на более правильный, плюньте ему в тупое табло.
Выделяются 2 типа империй: проникающая и поглащающая. Первая имеет жестскую структуру где сверху находятся завоеватели, обеспечивающие грабеж. Завоеватели и туземное население составляют 2 сорта людей.
Поглощающая характеризуется постепенным смешением пришлых и местных, которые равны в правах и сотрудничают.
Позднее в 18-19 вв возникло христианско-европейское международное право, противопоставившее всему миру европейский порядок. Позднее туда добавилось понятие "цивилизованный народ". То есть в соответствии с этим есть четкое разделение на субъктов права, и объектов. Народы не входящие в европейско-цивилизационное право не могут иметь своей субъктности.
Одно из различий между католицизмом и православием. Католицизм по сути своей догматичен, он оперирует логикой, мышлением, и не допускает мистики. Каноны, которые были ведены логически, стали догматами. Со временем догматические, утонченные аксиомы приводили католиков к мышлению в четких рамках и идеях. В позднейшую эпоху католитизм сменила наука, ставшая абсолютным авторитетом. Мышление вне этих рамок (то есть ересь) не приветсвовалось или жестко каралось. Научность стала синонимом истинности. Думаю, что очевидно, не всегда научный подход верный, равно как и то, что не всегда существует единственный вариант. Попытка выйти из этих рамок считается мракобесием, или заведомой глупостью. Происходит всеобщая унификация понятий как единственно верных, потому что правильных.
Чтобы не возращаться к тему католицизма позже, зафиксируем, что Запад становится (или даже стал) антихристианским. Это можно представить как концепцию "Бог умер", или просто снижение количества верующих, закрытия храмов. Христианство было основой Запада. А вот
профессор Катасонов в своей книге "Капитализм" обосновано пишет, что христианство постепенно размывалось религией денег и приобрело форму протестантизма. Эффективная деятельсть протестанта выступала главным средством "спасения", оставив на заднем плане духовно-нравственное состояние. Накопление богатства как самоцель - вот идеал протестанта. Со временем оболочка протестантизма стала отпадать и выявилась "светская религия денег" - поклонение Мамоне. Деньги приобрели еще одну фукнцию помимо обмена стоимостей, они стали мерилом человека.
Лично у меня, как у атеиста, нет потребности ходить в церковь, но я воспринимаю сакральные места, чувствую их метафизически. Думаю, что церковь, ее моральные догмы (в какой степение концетрации надо обсуждать), должны присутствовать в обществе. Если уместен такой пример, это как чистка зубов и душ - обеспечение здоровья.
После того как западный человек прошел через протестантизм в нем появились такие черты как эмоциональная тупость, гипертрофированный рационализм и эгоизм. Он стал ощущать свое полнейшее одиночество перед Богом, а мир начал видеть как опасность. Этот страх до сих пор проходит красной нитью через все существо западного человека. Он считает, что мир страшен и человек человеку только враг, а нормальное состояние это холодная гражданская война- война всех против всех. Способ компенсировать и скрасить это отчуждение - максимально возможное наслаждение (смысл человеческой жизни это стремление к наслаждение, и избегание боли).
Кстати, вспоминается Франкл, он писал о огромном количестве сексуальных проблем у американцев в 20-м веке, он считал, (и доказал) что эти проблемы связаны с эгоизмом и отсутствием любви.
Безопасность обеспечивается лишением части прав, которые делегируются монарху (или государству), который и обеспечивает законность через рационально обоснованные "естественных права". Они же, в свою очередь, признаются выше Бога. Основной смысл государства - охрана собственников, которые и порождают эту власть. Отсюда вытекает понятие, что во власть допускаться будут только лишь собственники, которые и будут использовать ее для упрочнения своего положения. Это состояние обьявляется как естественное.
Адрей Ваджра пишет, цитируя Макиавелли, что человек лишен божественного заступничества, но способен спорить с Судьбой, при этом человек должен быть свободен от любых императивов и схем поведения. Человек Запада становится ловким, хитрым и предприимчивым человеком, не отступающим ни перед торговлей, ни перед обманом, ни перед насилием. Такого человека удерживает от преступления Закона только страх неминуемого наказания (!) со стороны государства, моральных тормозов у него не существует. Свобода выступает только как "свобода делать деньги".
Итальянские города, создавшие торговые структуры перекрывавшие все средиземноморье оказались в роли монополиста и получали огромные доходы. Монополия создавала возможности влиять на государства и извлекать политическую и финансовую выгоду.
Дух Запада отрылся и породил "безграничный эгоизм в самых ужасающих своих чертах". Дух торговца 14-15 века стал духовно-психологической матрицей активного западного человека и это подается как идеал.
Надо немного ознакомиться с бременем белого человека, а именно англичанина, на Востоке и Африке.
Деятельность Ост-Индской компании в Бенгалии.
Обложение высокими налогами, сбор которые отдавали на откуп местным, покупка продукции по низким фиксированнм ценам, монополии. Все это делалось с применением насилия, богатая страна прекратилась в полупустыню с миллионными жертвами от голода. 7 милионов в 1769-1770 и более 10 млн. в 80-е годы. Подобное случилось и в Индии - не менее 40 млн погибших от спровоцированного англичанами голода.
Также англичане занимались вывозкой рабов из Африки (они вывезли их в 4 раза больше чем все другие страны вместе взятые). Суммарно было вывезено 100 млн человек. Это обеспечило бурное развитие текстильной промышленности.
Ограбление Африки, Азии, Америки обеспечило ресурсами для перехода Запада в индустриальную эпоху. Процветание Запада основано на многовековом грабеже и угнетении.
Экономика стран Востока и Африки была разрушена несколько веков назад, они потеряли независимость и стали сырьевыми придатками, и до сих пор остаются в этом положение.
А либеральные идиоты, невежды, говорят, что Запад прогрессивен. Запад прогрессивен только в жестокости и грабеже.
Необходимо так же пояснить суть "опиумных войн", это словосочетание встречается довольно часто, но не всегда пояснятся. В 18 веке английская Ост-Индская компания начала контролировать опиумные плантации в Бенгалии, площадь опиумных полей постоянно увеличивалась. Велась активная борьба за рынки сбыта. Западные миссии продвигали опиум в Китае, показывали как его надо употреблять, давали бесплатные пробники.
Серебро Китая было выкачено в Англию, а наркомания стала национальным бедствием. Когда не коррумпированное китайское правительство начало бороться с наркопотреблением, Англия обьявила войну. Китай потерпел поражение и был вынужден снять все запреты, в результате второй опиумной войны европейцы уничтожили Цинскую империю, также добыв себе право на вывоз бесправной рабочей силы - кули. Наркомания в Китае была уничтожена только лишь в 20 веке коммунистами.
Наивно думать, что колоссальный опыт, полученный Запад пошел впустую, равно как и думать, что кто то готов впустить в столь выгодный бизнес чужаков. В 20-м века в Южную Америку были вложены огромные ресурсы для развития наркобизнеса. Про Афганистан и говорить нечего.
Переселение на североамериканский континент, на его просторы реализовало потребность западного человека в экпансии. Сформировался социум где соотрудничество и коллективизм были уничтожены. Фромм писал, что человек чувсвующий себя одиноким, никчемным и малым компенсировал это в бурной деятельности. Индивид должен быть деятелен, чтобы побороть свое чувство сомнения и бессилия. Это тот же человек стоящий перед суровым Богом в эпоху Возрождения, только сейчас Бог исчез, а маленькая фигурка, делателя, сознающего свое убожество - осталась.
Свобода для него заключаается в праве обособления. Другие люди для него - среда в которой от действует.
Управлять такими людьми тупем прямого насилия было невозможно, были выработаны принципы управления мотивацией, скрытое манипулирование. Это происходит через центральные масс-медиа. Свободой слова стала не возможность свободного высказывания, а возможность СМИ осуществлять передачу своей информации.
Фромм пишет: "владея всеми свободами для проявления своей собственной индивидуальности, западный человек оказывается ее лишен". Он становится таким, каким его хотят видеть. Он имеет чувства и желания, но они навязаны со стороны. Это тип человек без свойств, готового соответствовать обстоятельствам. Это человеческая масса, стандартная по своим свойствам и лишенная разнообразия.
Равно как и промышленность создает продукцию массового потребления, направленную, преимущественно, на убивание времени.
Западный человек бессознательно умерщвляет все те стороны своей жизни, что могут помешать его системному функционированию, ограничивая сферу своих интересов и интеллект. Последний был сведен к соовокупности определенных привычек, обеспечивающих эффективное выполнение способности зарабатывать и потреблять, то есть разум становится сугубо инструментальным, без способности понимать. Интеллект настроен на решение оптимально решать практические задачи, но не может ее сформулиповать сам, и тем более понять, нужна ли она вообще. Индивид не может задать вопросы даже самому себе.
Он решает задачу, не понимая это нужно или нет, вредно или полезно. Еще одной стороной является потеря интересу к миру к таковому.
Американский "народ", состоящий из различных в энтическом плане людей, необходимо было переплавить в плавильном котле для создания массы, которой можно управлять. Это удалось лишь частично, рассовые и этнические группы живут в изоляции друг от друга. Автор книги пишет, что в 20-м веке произошел переход к обезличенным вторичным отношеним", что обусловило беззащитность перед пропагандой.
Далее автор приводит множество примеров зверств западных переселенцев в обоих Америках (60-80 миллионов жертв), американцев во Вьетнаме.
Со второй половины 19 века в США формируются взгляды об США как "стране, богом предначертанной в лидеры для всего человества". Америка постепенно позиционировала себя как верховный арбитр любого конфликта на земном шаре (доктрина Олни). Вначале были полность подчинены банановые республики Центральной Америки. Постепенно и другие государоства и материки. Это происходит через ТНК, а также финансовые организации типа ВТО через политику "открытых дверей". Логично, что государства не закрытые таможенными барьерами в открытой борьбе с США терпят полный экономический разгром.
Позиционировае США как страны-мессии позволило выдвинуть им концепцию Нового Мирового Порядка.
Концепция действий США в Европе - сдерживание СССР-России и Западной Европы и недопущение их союза.
Бзежинский: "Задача США -недопущение чтобы ни одна страна или группа стран не обрела потенциал необходимый для изгнания США из Европы, или могла снизить их решающую роль мирового арбитра". А также "господство над Евразией является ключом в глобальному господству над миром".
Глобализация -проект направленный против традиционного общества как такового. Западная пропаганда представляет этот процесс как субьективно неизбежный, но это не так. Он управляется со стороны "глобального управленческого класса". Глобализация устраняет конфликт между над национальным финансовым капиталом и национальной властью. Международная олигархия становится определяющим фактором мирового управления.
Автор пишет что путем таких концепций как "политика нулевого роста" осуществляются попытки сдержать рост стран третьего мира, а то и не дать им развиваться вообще.
Кстати, существует много фильмов показывающих как прекрасен и чист мир без людей. Я лично, считаю что мир без людей прекрасен, но с людьми он прекрасен еще больше. Я сам вижу как может быть загажена страна (К примеру, Египет). Проблема в том, что надо тратить ресурсы на изменение тут, а не убийства.
Интересный анализ лживой концепции западной демократии. Запад, в лице своих демагогов, считает истинной демократией только одну - либеральную. Таким образом, когда люди прямо выбирают свох депутатов в раннем СССР или современном Иране, это неправильная "выборная" демократия, тк не "либеральная". Еще бОльшим "грехом" в незападных странах является "предпочтения согласия и сотрудничества", а не "разногласиям и конкуренции".
По мнению запада, демократия не может возникнуть в обществе где царит сотрудничество.
Насаждение Западом в незападном мире "демократических" режимов является современной формой колониализма.
Соответсвенно, закрытие границ для международного финансового капитала, а также выстраивание своих политических схем является обязательным для построения независимости, никаких ВТО, никаких "отрытых дверей" с более сильными экономиками быть не должно. Открыв двери перед монополиями ТНК, страна в скором времени получит разрушенное сельское хозяйство и промышленность. Так же необходимо отметить, что несмотря на создание рабочих мест в структурах ТНК в стране, все финансы из страны переводятся на Запад.
Как же недопустимо превалирование международных законов над национальными.
Научно это называется "идея экономического национализма" - теория "продуктивных сил" (то есть своя промышленность и с.х.) против теории "меновых стоимостей" (когда у стран "разделение труда").
Выход в "открытые двери" допустим только тогда, когда страна достаночно окрепла и может составить конкуренцию.
Фундаментальной основой могущества ТНК является возможность производить деньги и давать их в долг под проценты.
Каждый день незападные страны платят по процентам 200 мнл долларов, а их свовокупный долг увеличивается каждый год на 5%.
Помощь МВФ всегда оказывалась катастрофой для стран где она применялась. С 1965 по 1995 МВФ пытался "спасти" 89 стран. Положение 32 ухудшилось, а 48 не улучшилось.
Деньги стали основным средством для интеграции индивидов, без которого западное общество не способно сохранить свое системное целое.
СМИ - инструмент не освещения событий, а формирования мнения. Примитивный западный индивид - основа стабильности. Он управляется путем формирования мотивации человека. Счастье человека заключается в наслаждение, а свобода в его немедленном получении. Деньги становятся главным условием счастья.
Процветает нарцисизм (особенно это заметно в социальных сетях) - генерируется поток информации совершенно не интересной никому кроме автора. Смысл в том, чтобы быть услышанным самим собой. Окружающая реальность служит лишь полем для утверждения самого себя перед самим собой. Он постоянно следит за самим собой, смотря в зеркало окружающего. Привязанность к другому человеку он считает не-свободой.
Современный западный обыватель пребывает в глубоком ступоре равнодушия, проявляя активность под дейсвием СМИ.
Человек получил широчайшие возможности, их не использует. Он не голосует, но ценит возможность голосовать, он ценит свободу слова, но ей не пользуется.
Рядовой гражданин, замкнутый в свое эго, не верит в действенность общих усилий.
Запад превращается в сплошное шоу. Обыватель жаждет развлечений и только так он может ощутить вкус жизни.
Ожидание того, что может развлечь стирает грань между важным и второстепеннвым, пустым и значимым.
У нас, в СССР и России, увы, такие процессы тоже есть.
Экономическая деятельность сводится к потреблению, но раньше человек работал не только для этого. Человек был мерой всех вещей, он работал ради пропитания, а не излишеств.
Думаю мы все знаем людей, кто работает много чтобы жить на нормальном уровне, и они вынуждены работать много на отупляющей работе ради естественных потребностей, но я не могу понять людей которые работают на износ ради излишеств. Трудовая деятельность поглотила человека, выбравшего "иметь", а не быть, целиком.
Труд стал отчуждаем от человека и превратился в работу. Качество обуславливается только лишь способность быстро товар продать.
Труд не ради удовлетворения потребности в труде, а ради пропитания. "Выбрав" протестантизм, его этику, человек обнаружил, что сама его жизнь стала изнурительным трудом ради вещей которые ему не нужны.
Фактически это рабство.
Американский образ жизни - это неограниченое потребление. Экономическая система основана на постоянном увеличении потребностей
Запад не смог отдагать тайну счастья, отождествив ее с потреблением.
Компромис с Западом невозможен, только тотальное уничтожение.
Сейчас Америке нужен постоянно расширяющийся хаос. Спасти ее экономику может только дешевая нефть(напомню книга 2003 года)