Сегодня получился избыточно театральный вечер. Сначала была небольшая встреча с Рейнским балетом в ун-тете. Тут составили "русскую трилогию" - Стравинский и Прокофьев с дягилевскими балетами в как бы новом прочтении. Несколько танцоров показали отрывки, поговорили со студентами, без особой охоты. На следующей неделе пойду посмотрю - фото с премьеры захватывающие по крайней мере.
На уже скоро заканчивающемся фестивале был американский день. В первой половине вечера был этакий танцевальный концерт. Монреальский хореограф и музыкант Frederick Gravel придумал очень эффектную и бронебойную схему - живой рок, короткие и символичные перформансы, силовой танец с метаниями об землю, бросками и прыжками друг на друга (вместо привычной коды), простые и понятные жесты. Музыка живая и бурлящая, прекрасный кавер на раннюю PJ Harvey, Нирвана, что-то канадское, заикающийся акцент. В танце все очень гибкое но исключительно резкое, самое любопытное - великолепные и живые сценки, типа танца с пивной бутылкой, электрические совершенно дуэты, очень нервно, но не всегда со вкусом. Ну и все сопровождается снова ненавязчивым конферансом типа "а этот номер называется, если вы еще не устали, мы работали столько-то столько-то". Все заводное и мускулистое, отчего продуманные и тихие соло кажутся какой-то нелепицей в таком буйном контексте.
А совсем поздно, в соседней студии показывали магическое зрелище. Нью-йоркский танцовщик и хореограф Уолли Кардона с британской танцовщицей Рэйхел Вонмоос станцевали 50-минутный дуэт A Light Conversation, наверное, самый органичный и красивый из того, что я когда-либо видел. Сложный музыкальный фон - беседа о трудах Кьеркегора, о его гегельянстве и заочном споре с Сократом, куски из Jefferson Airplane, шумы, философская беседа медленно распадается на слова, отрывки повторяются, накладываются друг на друга, речь снова девальвируется как инструмент. Танец абстрактный (в традициях Триши Браун и Мерса Каннингема), но это не выглядит картинкой из архива, это очень свежо, точно и красиво. Это разговор двух взрослых людей, которые знают, что такое пространство, знают его свойства сопротивления, знают, что такое тело и чувства, и как это все работает. Под бормотание философов на маленьком пятачке, окруженном зрителями, рассказывают историю, у которой нет линии, начала и конца, разыгрывают диалог, в котором нет обозначенной точки вращения. Это переливающийся, тихий и очень эмоциональный и трогательный танец о любви и времени. Это так пошло звучит, что, наверное, мне и не стоило бы писать, но уж больно здорово. Черным черно, и перед твоими глазами такое - точное, чистое и живое.