Скорость работы оперативной памяти и её влияние на игры и приложения - тема очень мутная. Как известно, скорость работы памяти (то есть скорость обмена данными с ней и внутри нее) зависит от следующих факторов:
- использования одноканального или двухканального режима работы;
- частоты памяти;
- таймингов.
На скорость работы приложений и игр также влияет и объем памяти.
В интернетах пишут, что одноканальность-двухканальность вообще никакой роли не играет, что играет и очень большую, что главное частоты, что главное тайминги, что смотреть надо только на объем не менее 32 ГБ, что больше 8 ГБ для игр вообще никогда не бывает нужно.
Единства мнений нет.
Говорят, было время, когда средний офисный ПК можно было собрать за 10000 р., а память взять на сдачу. Теперь же, когда комплект 2x8 ГБ стоит уже от 6 до 15 тысяч рублей, вопрос выбора памяти актуален особенно.
Само собой, было принято решение разобраться во всем самостоятельно. С рациональной потребительской точки зрения. То есть ответить на вопрос "Стоит ли тратить деньги?".
При
сборке конфига была закуплена одна планка на 8 ГБ DIMM DDR4 с частотой 2133 МГц (Kingston HyperX Fury Black, HX421C14FB/8). Работала, естественно, в одноканальном режиме. Теперь её заменил комплект 2x8 ГБ DIMM DDR4 с частотой 2666 МГц (Kingston HyperX Savage, HX426C13SBK2/16). Таким образом, количество памяти увеличилось вдвое, включился двухканальный режим работы, частоты увеличились на 533 МГц.
Со старой и новой памятью замерил количество кадров в играх, прогнал один синтетический тесте и замерил время выполнения операции в приложении. На всех картинках ниже красное - "было", синее - "стало". Все игры запускались на максимальных настройках в разрешении 2560x1080 с отключенным сглаживанием, замеры производились посредством встроенных в игры тестов.
Первым номером - синтетический тест Aida64:
Разница налицо, только будет ли с нее толк в играх и приложениях?
Игра Thief (2015 года), справа указано минимальное и максимальное количество кадров в секунду:
Получили 50% прирост минимального и 16% максимального количества кадров в секунду. Среднее количество кадр./сек. выросло на четверть. Неплохо!
GTA 5, тест состоит из 5 сцен (Pass 0-4), справа указано минимальное и максимальное количество кадров в секунду, на самой диаграмме - среднее:
Проценты считать лень - разница очевидна. Отмечу, что с новой памятью для сцены 4 минимальное количество кадров выросло буквально вдвое, для всех сцен среднее количество кадров перевалило за 60.
Rise of the Tomb Raider:
То есть минимальное количество кадров существенно возрасло, а вот максимальное - почему-то несколько снизилось. Среднее осталось на том же уровне, то есть, фактически, уменьшился разброс количества кадров, а картинка на экране во время игры стала выглядеть плавнее. Падение максимального количества кадров в секунду остается для меня загадкой, тест прогонял трижды.
Экспорт 4K-видео из фотошопа с ресайзом до FullHD:
Выигрыш по времени составил 20%, чего и следовало ожидать.
Подытоживая: при достаточно мощном процессоре и видеокарте смена планок оперативной памяти на более быстрые дает ощутимый прирост количества кадров в секунду. При замене одой планки на две, большей частоты, вдвое большего объема, и с учетом включения двухканального режима, средний прирост количества кадров составляет около 20-25%. И это неплохое вложение денег в апгрейд железа, если вся остальная система достаточно мощная и хорошо сбалансирована, но иногда количество кадров предательски проседает ниже 60.
P.S. И один насущный вопрос: насколько "Deus Ex: Mankind Divided" зависим от памяти, пойдет ли быстрее? Да, зависим, и да, пойдет быстрее. Но вот встроенный в игру тест всегда проводится на максимальных графических настройках, в нем количество кадров в секунду упирается строго в видеокарту. У меня, к слову, это 27-34 кадр./сек. что при 8, что при 16 ГБ RAM. В самой же игре (при понижении графических настроек) разница между старой и новой памятью заметна невооруженным глазом.