Мой друг по ЖЖ bskamalov выдвинул поразительную, но достаточно убедительную версию. В своих небольших постах он показал примеры и высказал мысль, что древние амфитеатры - это вовсе не сцены, где показывали представления и оглашали вести ораторы. Это - солнечные тепловые станции!
И Вы знаете - я с ним согласен! Итак, начнем…
Театр в Пергаме, Греция
Кто ответит - зрителям на самых верхних рядах будет ли все слышно и видно, происходящее на сцене? Это не закрытое помещение с хорошей звукоизоляцией. Небольшие порывы ветра и из-за его фонового шума можно вообще ничего не расслышать. А насладится зрелищем с такой высоты вообще невозможно! Глупое строение с точки зрения сцены.
Следующий пример:
Театр Диониса в Афинах
Конечно, здесь можно полагаться на акустику и что-то можно было услышать. А увидеть?
«Посадочные места» реконструированы
Театр в Эпидавре, Греция
Вас не настораживает, что все эти «театры» имеют посадочные места лишь частью окружности?
Театр в Дельфах Греция
Всем этим театрам дают по несколько тысяч лет. Хорошо сохранились
Еще один греческий театр
Но эти строения находятся не только в Греции, но и в Турции и есть даже в северной Африке!
А что, если представить эти строения в таком облике:
Солнечная электростанция.
Что если, это были и не электростанции, а солнечные бойлеры, снабжающие горячей водой город?
Не верите, что это работало? Ведь в настоящее время есть работающие современные аналоги:
Комплекс "Солнце". Эта безумная по своей затее инженерная конструкция расположена в Паркентском районе, в предгорьях Тянь-Шаня, около 45 км от Ташкента на высоте 1050 метров. Инженерная разработка такого сооружения стоит совершенно безумных денег и была возможна только при Советском Союзе, зато эксплуатация получается практически бесплатной. Основное параболическое зеркало размером 54 на 54 метра формирует сфокусированный луч диаметром 1.2 метра. В центре, за зеркальным полотном, расположено помещение исследовательского центра, откуда ведется наблюдение за процессом плавки металлов.
Гелиостаты работают в автоматическом режиме, то есть, следуя за солнцем, они распределяют солнечые потоки на главном концентраторе таким образом, чтобы в печи создавалась нужная температура: от 800 до 3000 градусов.
Площадь амфитеатров - сопоставима с этим современным чудом. И с помощью него можно не только нагревать воду, но и плавить металлы и руды. Причем - любые! Вот Вам и загадка металлургии древности. Ларчик открывается легко.
Вот еще подтверждение, что Солнца способно нагревать воду даже если собрать его излучение с небольшой площади:
Мощность излучения Солнца, находящегося в зените, у поверхности Земли оценивается примерно в 1350 Вт/м2. ... для получения мощности 10 кВт необходимо собрать солнечное излучение с площади всего лишь 7,5 м2. В средней полосе в летний полдень на каждый квадратный метр, ориентированный перпендикулярно солнечным лучам, приходится поток солнечной энергии мощностью примерно 1 кВт.
Кто помнит рассказ-легенду как Архимед сжег римский флот, который собирался атаковать Сиракузы?
В 212 году до нашей эры, в ходе Второй Пунической войны, римляне осадили греческий город Сиракузы. Римские корабли находились от берега на расстоянии 300 локтей (примерно 150 метров), а потому сконструированные Архимедом катапульты, стрелявшие каменными ядрами и зажигательными снарядами, не могли причинить им вреда. Но легенда повествует о том, что великому Архимеду все же удалось сжечь римские триары.
По свидетельству греческого историка Лукиана (II век н. э.), он использовал бронзовое шестиугольное зеркало, набранное из небольших четырехугольных зеркал. Каждое из них было закреплено на шарнирах, благодаря чему углы поворота зеркал можно было подобрать так, чтобы отраженные солнечные лучи сфокусировались в одной точке. По другой версии, Архимеду помогли женщины Сиракуз, которые по его призыву поднялись на крепостную стену с отполированной до блеска медной посудой, направив солнечные лучи на римские корабли. Ссылка
В каждом амфитеатре должна стоять колонна (или конструкция) с тем резервуаром или емкостью, тиглем, которая должна нагреваться с помощью установленных на каждом ярусе зеркал.
Но есть одна проблема: угол падения лучей Солнца равен углу отражения зеркал. При смене его положения на небосводе место фокуса будет теряться. Но если учесть, что фокусировка шла не в точку, а в определенную площадь, то при перемещении Солнца работали то одни зеркала, то другие. Для нагрева воды - в самый раз. Ее не нужно испарять, а такое распределение отражаемых зеркал даст именно нагрев воды. Даже возможно, в процессе потока от акведука. И этому есть подтверждения: "сцена" "амфитеатров" очень часто длинная линия:
Тунис, Северная Африка. Видно углубление. Вполне возможно, что в него были установлены опоры с емкостями. А подземные помещения сцены - это технические комнаты для циркуляции жидкости
Огромный амфитеатр. Позади сцены - остатки строения, в котором и размещались емкости
Очень многие амфитеатры имеют такую конструкцию. Полукруг «посадочных мест» (уже взял это в кавычки, т.е. в переносном смысле) и позади сцены - вертикальная стена с арками и окнами (несколько этажей). Здесь и размещались приемники излучения - места для нагрева
Известных в Турции - несколько десятков. Часть - сильно разрушены.
Европа и Африка (более 200 известных):
Где Солнце часто находится в зените - использовались и круглые амфитеатры (с максимальным КПД)
Амфитеатр Пулы в Хорватии. Обратите внимание - «сидячие места» для такого строения только с одной стороны.
С других сторон как будто их и не планировалось. Нет следов, остатков от разрушений. Источник и другие фотографии
Но я не исключаю, что были и арены, сцены для проведения гладиаторских боев и других представлений, как этот амфитеатр
Но очень многое говорит, что большая часть амфитеатров в этих широтах была именно тепловые станции нагрева воды и плавки металлов.
Не исключаю такого варианта, что эти объекты использовались до катастрофы по своему технологическому назначении, а после - как строение для проведения зрелищных мероприятий, когда весь смыл был забыт и технологии утеряны.